Кролик Джоджо
(Jojo Rabbit, 2019)
Тайка Вайтити, новозеландский режиссёр, возможно знакомый кому-то по “Реальным упырям”, после того, как снял “Тор: Рагнарёк” для Marvel, получил мировую известность и вместе с ней похоже карт-бланш на съёмку фильма на своих условиях. И он воспользовался этим шансом по полной. Вайтити написал сценарий, сыграл одну из ключевых ролей и сам поставил трагикомедию “Кролик Джоджо”, где ему нужно было решать очень непростую задачу - лавировать, ступая по очень тонкой грани между душераздирающей драмой и хлёсткой сатирой. Тайка справился на отлично и фильм получился просто отличный - трогательный и драматичный.
Мальчик Йоханнес Бетцлер (Роман Гриффин Дэвис) живёт с мамой Рози (Скарлетт Йоханссон), состоит в “Юнгфольке” (часть организации “Гитлерюгенд” для самых мелких любителей национал-социализма), беззаветно верит в партию и фюрера и мечтает когда-нибудь стать его телохранителем. Но как-то не слишком удачно у Джоджо складывается на поприще служения рейху, да и друзей у него особо нет, кроме разве что Йорки (Арчи Йейтс). Поэтому Джоджо заводит себе воображаемого друга, которым становится конечно же обожаемый им Гитлер (Тайка Вайтити), с которым можно поговорить на самые важные и волнующие темы и который всегда поддержит в трудные времена - этакая ипостась Карлсона с поправкой на время и место действия.
Однажды, придя домой раньше своей матери, Йоханнес обнаруживает, что на втором этаже в потайной комнате скрывается еврейская девочка Эльза (Томасин МакКензи). Он узнаёт, что её прячет здесь его мама и мир для него переворачивается. Перед мальчиком встаёт непростая дилемма: как истинный ариец он должен рассказать кому следует о том, что в его доме скрывается это мерзкое существо (хотя никаких рогов и змеиного языка, как его учили, он у девочки не обнаружил), но вместе с тем Эльза ему доходчиво объясняет, что при таком раскладе и мальчик и его мать также пострадают за укрывательство. И с этого момента начинается трансформация его сознания - от основательно промытого нацистской пропагандой и по-детски категоричного к свободному мышлению и принятию мира со всеми его полутонами. А первоначальное противостояние Джоджо и Эльзы, конечно же, перерастёт в крепкую дружбу.
Вообще сценарий фильма написан на основе книги Кристин Лененс “Птица в клетке”, в которой никакого воображаемого Гитлера и в помине нет и всё заметно мрачнее и драматичнее. Но Вайтити использует этого персонажа для решения своих задач, и решает он их блестяще. Этот дурашливый Гитлер забирает на себя львиную долю юмора в фильме, который тут же перебивается суровой и жёсткой драмой. И это одна из ярчайших особенностей фильма наряду с потрясающими актёрскими работами.
Многие отметили стилистическую схожесть “Кролика Джоджо” с работами Уэса Андерсона. И правда начало фильма очень отчётливо отдаёт андерсоновским “Королевством полной луны”: похожий визуальный стиль с почти акварельными красками, только вместо лагеря бойскаутов - лагерь “Юнгфолька”. Но дальше становится понятно, что “Кролик…” совершенно самобытное кино, в своём неповторимом стиле: чуть прикрытая абсурдным юмором, грустная, местами трагичная сказка, показанная как будто через восприятие мира ребёнком. Вообще постановка в фильме просто чудесная. Тайка настолько точно и аккуратно расставляет акценты и играет с интонациями, что диву даёшься, как это вообще возможно.
Редко фильм дарит такой широкий спектр эмоций, причём настолько тесно переплетённых, что зачастую улыбку от слёз отделяет буквально пара секунд или же они и вовсе идут рука об руку. Тебе остаётся только недоумевать, как Вайтити удаётся настолько мастерски манипулировать твоими эмоциями, сменяя одну тональность другой. Причём здесь нет никакого натужного выдавливания слёз или выпрашивания смеха, всё смотрится максимально естественно и уместно, как это ни странно. Нечто похожее было в заключительном эпизоде тарантиновского “Однажды в… Голливуде”, когда происходит бойня в доме Рика Далтона - и Квентин улыбкой и стёбом над убийцами-неудачниками прикрывает горечь о том, что в реальности всё произошло совсем по-другому. И там и сейчас в “Кролике…” режиссёрам каким-то неведомым образом удаётся совместить казалось бы несовместимые чувства, соединить их в какой-то невероятный сплав, который позволяет ощутить эту ни на что не похожую палитру эмоций. Обязательно проследите линию со шнурками, проходящую через весь фильм, в итоге она разорвёт вам сердечко в клочья.
Вайтити умело сглаживает все острые углы, касающиеся нацизма, которые казалось бы должны обильно торчать из этой картины. Он тонко драпирует весь ужас юмором и сатирой. И даже гестаповец Дирц, блестяще сыгранный Стивеном Мерчантом, одновременно с ужасом вызывает улыбку. Всё, что касается этой темы, - с налётом гротеска, гремучая смесь трагического и комического. Противопоставление внешней буффонады и внутреннего трагизма проходит через весь фильм и лучше всего видно в персонаже Сэма Рокуэлла - Кленцендорфе, он просто чистейшее олицетворение этого конфликта. Очередная блестящая роль этого замечательного актёра вторых планов. Капитан вермахта в отставке, тренирующий юнцов для последующего вступления в стройные ряды германской армии, заглядывающийся на своего помощника Финкеля (Алфи Аллен) и на досуге изобретающий экстравагантную солдатскую форму. В финале даже он, кажется, начинает что-то понимать.
“Кролик Джоджо” просто переполнен прекрасными актёрскими работами, они замечательные абсолютно все. Детские главные роли отличнейшие. Эльза и Джоджо получились очень классные - живые, яркие и натуральные. Тайке прекрасно удаётся работать с детьми, доносить до них, что и как он хочет видеть. Роман Гриффин Дэвис, сыгравший Джоджо, наверняка станет открытием и мы его ещё не раз увидим. Адольф в исполнении Тайки Вайтити это просто песня, он одновременно выглядит и органично и нелепо. Но Скарлетт Йоханссон выдаёт совершенно бесподобный перфоманс. Эпизод семейного ужина, где она изображает отца Джоджо, вовсе граничит с гениальностью. У Йоханссон прошедший год вышел очень плодотворным: две шикарные роли - здесь и в “Брачной истории”, обе номинированы на Оскар, но, к сожалению, в этот раз она осталась без статуэтки.
Фильм на самом деле не только и даже может быть не столько антифашистский, он по большей части о взрослении, о переходе от детских попыток убежать от реальности в свои фантазии к принятию этой самой реальности во всём её многообразии. Один из лучших фильмов 2019 года к сожалению нельзя было посмотреть в кинотеатре - “Кролик Джоджо” так и не вышел в российский прокат. И вроде бы российские прокатчики на этот раз и не причём: компания Fox вовсе не планировала показ фильма в России. Обидно, конечно, что по-настоящему качественное кино зачастую не доходит до российского зрителя. Но, думаю, все вы знаете, где и как найти этот фильм. А посмотреть его нужно обязательно. Такой трогательной и одновременно забавной антивоенной сатиры вы ещё точно не видели.
9/10