Бегущий по лезвию 2049
(Blade Runner 2049, 2017)
"I`m a replicant and I love to live"
Time What is TimeСпустя 35 лет культовый «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта получает неожиданное продолжение. Да ещё и от кого! Сам Дени Вильнёв, подаривший нам в прошлом году чудесное «Прибытие», а раньше ещё несколько крепких фильмов. Вильнёв уверенными шагами проложил себе дорогу в стан режиссёров, каждый новый фильм которых я жду с нетерпением.
«Бегущий по лезвию» 1982 года для своего времени был очень и очень хорош, да и по сей день смотрится довольно неплохо. Этот фильм по праву считается многими лучшим фантастическим фильмом всех времён. Его значимость для жанра фантастики трудно переоценить. Его влияние на практически все последующие фантастические фильмы очевидно, отголоски и наследие «Бегущего» можно найти во многих известных, и не очень, картинах этого жанра. Снятый по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» нуарный sci-fi, брал своей атмосферой, крутыми спецэффектами, а также интересными философскими размышлениями и этическими вопросами.
Вильнёв взялся за очень непростую задачу. Снять продолжение такой необычной картины, как «Бегущий по лезвию», дело весьма опасное и непредсказуемое. Нужно и старым фанам угодить и привлечь нового зрителя, не знакомого с оригинальным фильмом. Приходится практически ходить по лезвию (каламбурчик). Шаг влево, шаг вправо - и тебя растерзают на части и сожгут за ересь.
Итак, синопсис нового фильма таков. Действия разворачиваются спустя тридцать лет после событий оригинальной картины. Снова репликанты, снова блэйдраннеры. Устаревшие модели репликантов объявлены вне закона, за ними идёт охота. Корпорации «Тайрелл» больше нет, ей на смену пришла другая, под руководством Ниандера Уоллеса (Джаред Лето). Этот товарищ вроде как спас население планеты от голода, благодаря своим разработкам в области генной инженерии. Позднее он занялся производством репликантов нового образца, более совершенных, которых он называет своими ангелами. Один из них, репликант и по совместительству блэйдраннер Кей (Райан Гослинг), занимается поиском и уничтожением своих устаревших собратьев. В одной из таких операций он обнаруживает чудо чудное, которое может перевернуть всю историю человечества, да что там, и всю историю репликачества тоже. Мир больше никогда не будет прежним. Он решает найти нашего старого знакомого Рика Декарта (Харрисон Форд) и разведать у него секретные тайны и тайные секреты. Ну и так далее по нарастающей сюжет закручивается и неизбежно раскручивается с парой неплохих твистов.
Первое, о чём хочется говорить, это, конечно, картинка. Визуально фильм просто бомба. Вильнёв остаётся верен себе, минимализм в кадре присутствует вновь. И вместе с тем прорисовка мира весьма детализирована, локации проработаны очень подробно. Оператором здесь великий Роджер Дикинс, работавший почти над всеми фильмами братьев Коэнов. И похоже к его уже имеющимся тринадцати номинациям на Оскар прибавится ещё одна. Снято очень здорово и со вкусом. Все ингредиенты впечатляют: свет, цвет, композиция кадра - всё крайне достойно. Дени Вильнёв с трогательной деликатностью воссоздал мир оригинального Блэйдраннера, максимально сохранив атмосферу. И одновременно в фильме видны художественные особенности, характерные для работ самого Вильнёва.
Получился этакий фантастический неонуарный детектив в киберпанковском антураже с экзистенциальными размышлениями. Фильм с просто потрясающей эстетикой и мрачноватой антиутопической атмосферой. Темп картины нарочито размеренный и тягучий, можно сказать медитативный, настраивающий зрителя на определённый лад. Музыка Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша также весьма эффективно способствует погружению в мир Блэйдраннера.
Визуальными решениями можно восхищаться бесконечно, но вот наполнение фильма меня удовлетворило не вполне. Это крайне непросто объяснить, но по окончании фильма, если отбросить все восторги по поводу атмосферы и визуала, наблюдается какая-то пустота, нехватка чего-то очень важного. И вроде бы вопросы заданы, но они не получают должного развития, акценты не расставлены. В общем чего-то довольно неуловимого мне в этом плане не хватило. Плюс к этому излишне раздутый хронометраж и небольшие косяки в сценарии. Затянутость некоторых сцен явно для того, чтобы посмаковать красивую картинку. Эта самая созерцательность иногда была всё же чрезмерной.
К актёрской игре нареканий нет. Гослингу правда большую часть фильма и играть было нечего, но там, где требуется, он с готовностью выдаёт нужный спектр эмоций. Форд появляется ненадолго, но успевает порадовать. Неожиданно хорош был Дэйв Батиста в небольшой, но очень удачной роли репликанта, подвергнутого аннигиляции в самом начале фильма. Разве что злодей в исполнении Джареда Лето вышел какой-то никакой. Женские персонажи также получились довольно неплохо. И босс Кея (Робин Райт), и подручная Уоллеса (Сильвия Хукс), и Джой, девушка Кея (Ана де Армас). Любовная линия, кстати, получилась интересная и оригинальная. А сцена слияния голографической возлюбленной Кея с реальной девушкой прям даже очень хороша и необычна.
В общем можно с определённостью сказать, что сиквел удался, что редкость. Вильнёв снова создал очень качественный фантастический фильм, к тому же сделал его с уважением к оригиналу. Тут вам и арт-хаус и блокбастер в одном флаконе. Где ещё такое встретишь? Так что нужно идти и смотреть. Зрелище очень достойное. Однако крайне желательно перед походом в кинотеатр посмотреть фильм 1982 года, чтобы не было при просмотре мучительно больно от непонимания происходящего. Также нелишним будет посмотреть три короткометражки из мира Блэйдраннера, которые вышли в преддверии премьеры и являются по сути приквелами.
8/10