"мама!". Впечатления по горячим следам.

Sep 23, 2017 09:58

мама!
(mother!, 2017)




Даррен Аронофски, режиссёр «Реквиема по мечте», возвращается с новым фильмом «мама!». Предыдущая его картина «Ной» получилась более мейнстримовой по сравнению с ранними работами Даррена. Теперь же Аронофски вновь создал в большей степени авторское кино, хоть и снова эксплуатируя Библию.


Где-то, неведомо где, одиноко стоит дом, в котором живут писатель (Хавьер Бардем) и его жена (Дженнифер Лоуренс). Писатель мучается творческим кризисом, а его молодая жена тем временем отстраивает дом. Внезапно их уединение нарушает некий мужичок (Эд Харрис), неизвестно как забредший в эту глухомань. Через некоторое время появляется супруга мужичка (Мишель Пфайффер), а потом и их дети (Донал Глисон и Брин Глисон). После чего в дом нескончаемым потоком потекли и другие представители рода человеческого. Писатель черпает вдохновение в общении со всеми этими людьми, в то время как его жена от них совсем не в восторге. Потому как ведут они себя не очень хорошо - одни норовят стырить чего-нибудь, другие чего-нибудь сломать или перестроить под себя в доме, который так холит и лелеет его хозяйка. Дальше - больше, спокойная жизнь пары катится ко всем чертям в дремучий ацкий ад.


Многие ставят фильму в упрёк тот факт, что прокатчиками он позиционируется как ужастик-триллер-драма, а на деле оказывается ни тем, ни другим, ни тем более третьим. Всё так. «мама!» вообще вне жанров, это самое настоящее авторское кино. И ругать его за то, что он недостаточно пугает как ужастик - совершеннейшая глупость. Что же касается напряжения, то с ним тут всё в порядке. Фильм с самого начала хватает вас своими цепкими лапами и не отпускает до кульминации, когда вы уже и вовсе не имеете никакой возможности, да и желания, отвлечься.


Атмосфера картины шикарна. И во многом это заслуга Мэттью Либатика, оператора, работавшего с Аронофски почти во всех его фильмах. Камера Либатика непрестанно летает по дому вслед за персонажем Лоуренс, давая возможность зрителю переживать происходящее вместе с ней, используя для этого длинные проходы без видимых склеек. Ещё один приём, который активно применяется в «маме!», это крупные планы лица персонажа Лоуренс. Эти самые крупные планы, по заверению самого Аронофски, составляют 66 мин экранного времени, что есть половина всего хронометража картины.


Визуально фильм также хорош, картинка приятная, чуть приглушённая, много интересных находок и ярких образов. Одна из особенностей фильма - это отсутствие имён персонажей, что уже само по себе является первым ключиком в понимании и наталкивает на определённые размышления. Кроме того, в числе необычных авторских решений - отсутствие музыки.
Всенепременно нужно отметить отличную актёрскую игру, в этом плане понравились все, и каст довольно удачный - все на своих местах. Хороша и сама роль и Джениффер в ней. На мой взгляд, отличная заявочка по крайней мере на номинацию. Для Лоуренс это, пожалуй, лучшая её роль на сегодняшний день. Видно, что и ей самой эта роль по душе, прям на кураже весь фильм отыграла. И Бардем, и Харрис, и Пфайффер также очень хороши, хоть и времени у них заметно меньше.


А теперь спойлерный абзац. Крайне рекомендую не читать чужие интерпретации фильма, а для начала посмотреть его и составить собственное мнение о том, что хотел сказать Аронофски. Лучше всего идти на фильм вообще ничего о нём не зная, благо сам режиссёр всё для этого сделал: никакой информации по сюжету не было почти до самой премьеры. Даже трейлер ничего толком не рассказывал - ну триллер вроде бы какой-то и на этом всё. Нас сознательно уводили на передний план, показывая только оболочку. Тем ярче эмоции при просмотре фильма, когда приходит понимание, что здесь не всё так просто.

[Spoiler (click to open)]
«мама!» - фильм многослойный, по ходу просмотра слой за слоем раскрывается внимательному зрителю. Кто-то увидит больше слоёв, кто-то меньше. В первую очередь можно разглядеть тему взаимоотношений творческого человека со своей музой, а также тему жертвенности этой самой музы, отдающей ему всю себя, а ему этого мало, ему нужно признание. Но главная аллегория фильма становится понятна (пусть и не каждому) ближе к концу. И это даже не аллюзии на библейские мотивы, не жирный намёк, а почти дословный пересказ Ветхого (да и Нового) завета в интерпретации Аронофски. Не буду долго объяснять, кто здесь кто, и рассказывать о сто одной отсылке (например, к великому потопу или поеданию плоти Иисуса). Всё это легко находится в интернетах во всех подробностях. Скажу лишь, что реализовано это просто замечательно. Через весь фильм проходят библейские сюжеты от зарождения человечества до апокалипсиса, нисколько не мешая при этом развиваться событиям на первом плане, со своей собственной драматургией. На мой взгляд это круть неимоверная. Ещё один пласт, который можно вскрыть, разбирая фильм - это тема экологии, Аронофски она волнует всерьёз, и он проходит по ней весьма тщательно, показывая нам уничтожение человеком природы, её угасание и перерождение. Также, конечно же, затрагивается тема религии, церкви как института, представляющего бога на земле, духовников, заменяющих бога. Ну и самое интересное - то, каким показан сам бог, эгоистичным и получающим удовольствие от поклонения ему, и собственно верующие, лицемерные и фанатичные.


«мама!» - кино не для широкой аудитории, а те немногие, кто его посмотрят, неизбежно разделятся на два лагеря с прямо противоположными оценками. Фильм будоражит, заставляет задуматься, восхищает, ужасает, но точно не оставляет равнодушным. От меня фильму 9 баллов и повторный просмотр в ближайшее время. Это определённо один из лучших фильмов года.
9/10

эд харрис, кино, донал глисон, хавьер бардем, реквием по мечте, мэттью либатик, брин глисон, мишель пфайффер, мама, ной, дженифер лоуренс, даррен аронофски

Previous post Next post
Up