Часть первая здесь Итак, мы выяснили, что после 2й мировой войны многие капиталистические страны встали на путь "социального партнерства". По сути он заключается в том, что для трудящихся создается информационная картина "у нас нет классовой борьбы и быть не может, буржуазия и пролетариат партнеры, которые просто друг с другом договариваются через соответствующие организации".
Естественно, подавляющее большинство свято верит в эту картинку, потому что именно для этого ее и создавали. Разговаривать с верующими достаточно бесполезно, поэтому я просто информирую - и как говорится, запомните этот твит.
Но некоторые комментарии мне случайно попались на глаза, поэтому я отвечу:
- Нет, официальные профсоюзы и подобные организации не обвиняются в том, что они "делают хоть что-то хорошее". Даже более того, как я указала, я сама участвую в работе профсоюза, ибо другого у нас нет, и создать его не представляется возможным. Как говорится, лучше что-то, чем ничего.
- Однако при этом они же заменяют реальную классовую борьбу с реальными требованиями и высказанными потребностями рабочих каким-то вальсом с работодателем в стиле шаг вперед - шаг назад, так что положение рабочих со временем не улучшается, а благодаря общим кризисам скачкообразно ухудшается.
То есть это "партнерство" напоминает партнерство мышей с котом. Переговоры, конечно, возможны, и кот, если он сытый, может где-то и уступить. Но можно ли здесь говорить о каком-то равенстве, которое предполагает слово "партнерство"?
- Нет, рабочие сегодня не являются бездомными, и я нигде этого не утверждала. Я даже не утверждаю, что покупка дома или квартиры обычным работником сегодня абсолютно невозможна, ипотеку никто не отменял. Однако она значительно затруднилась по причине того, что изменился рынок труда. Cегодня в Германии только
60% наемных работников имеют постоянный трудовой договор при полной рабочей неделе. Если же ты трудишься неполную неделю, накопить собственный капиталец на покупку жилья невозможно, а ограниченный по времени трудовой договор не признает банк (честно говоря, при полной неделе и оплате съемного жилья, накопить тоже невозможно). В Германии сейчас
57,9% людей живут в съемном жилье, и это учитывая, что большинство граждан здесь старше 50 лет и могли купить жилье раньше. Конечно, Германия здесь просто пример, скажем, в Румынии в своем жилье живут 95% жителей, но думаю, россияне прекрасно понимают, как получаются такие цифры, и уж конечно, в Румынии проблем куда больше, чем в ФРГ.
Я отвечаю за свои слова, а вот истерика в стиле "вам, левачкам, никто не верит, потому что вы всегда всеврети, я сам один раз был в Европе и видел там рабочих, по-моему, они не были бездомными", - ну это уже привычно, ведь в психиатрию давно уже провели интернет.
Суть же заключается не в "бездомности" (рабочие вообще как правило никогда не были бездомными, хотя бы койку снимали) - а в том, что проблемы у рабочих есть, и они даже усугубились, но никак не решаются, потому что для их решения нужно не "социальное партнерство" (успокаивающее нервы), а реальная классовая борьба.
Ну и конечно же, в том или ином виде социальное партнерство распространено по всему миру. Например, в России: цитирую с разрешения комментатора:
В РФ с последними поправками в Конституцию приняли и вот такое: В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.»;
Понятно, что в РФ социальное партнерство прикрывается патриотизмом, призывами сплотиться вокруг национального лидера, противопоставлением себя "бездуховному Западу" (с этой целью раздуваются какие-то ужастики о зловещей толерантности, детей якобы забирают из семей и раздают геям и педофилам, всем подряд насильственно меняют пол и все прочее).
В этом смысле система в РФ в принципе мало чем отличается от такой же системы "социального партнерства" в западных странах.
Более того, если немного заняться конспирологией и посмотреть, чем СМИ занимали мир в последние годы, то кажется, "социальное партнерство" теперь стараются как можно сильнее укрепить. Оно и понятно - все труднее объяснять растущий во всем мире разрыв между бедными и богатыми, концентрацию имущества у все меньшего числа самых богатых семей. Отсутствие роста или даже снижение жизненного уровня при, казалось бы, растущем общественном богатстве. Разрыв между странами, эксплуатацию бедных стран, войны - увы, информация доходит до общественности.
Как же укрепить социальное партнерство? Да очень просто: надо предложить населению задачу общечеловеческого масштаба, которая могла бы сплотить всех. Ну согласитесь, если на Землю полетит астероид, вряд ли кто-то будет думать о забастовках, все сосредоточат энергию и усилия на спасении от общей беды, при которой не уцелеет даже элита (а если и уцелеет, уровень ее жизни резко понизится).
Такой задачей является, например, борьба с изменением климата и загрязнением окружающей среды. Цимес заключается в том, что эта проблема реальна, как летящий на Землю астероид, и она действительно касается каждого. Пользуясь случаем, пропиарю очень хорошую статью о загрязнении среды и влиянии этого на человеческое здоровье:
http://www.socialcompas.com/2021/02/26/karfagen-dolzhen-byt-razrushen/ Как же нам предлагается бороться с этой действительно страшной и общечеловеческой проблемой? До самого наступления Ковида по всему миру шли "забастовки" и митинги школьников (преимущественно школьников), увенчавшиеся знаменитым выступлением Греты - надо быть полным идиотом, чтобы не понять, что это-то выступление срежиссировано от начала до конца, и авторы его - выдающиеся представители буржуазии (одного можно назвать прямо по имени, это Сорос). Например, в ФРГ на улицы выходило до миллиона (!) школьников одновременно, и это в вялой послушной стране, где никогда ничего серьезного не случается. Разумеется, полиция только приветствовала подобные митинги и не думала их прессовать. Но это не немецкое, а общемировое явление. То есть нам в мировом масштабе предлагают... сплотиться вокруг буржуазии, чтобы всем вместе забороть проблемы с окружающей средой.
Но как вместе? Разве кто-то остановит контейнеровозы с товарами, которые выбрасывают на порядок больше СО2. чем миллионы личных автомобилей? Кто-то остановит производство пластика? Запретит военные действия? (у нас Зеленые договорились до того, что оружие НАТО должно быть экологичным. Но бомбить будем все равно!).
Нет, все эти митинги вместе с Гретой предлагали нам только одно: перестать есть мясо и ездить на машинах. Кстати, ввести плановую экономику, при которой работникам не придется добираться на работу за 20, 50 или 100 км, тоже никто не предлагал, да что там, даже сделать доступным по цене и расширить общественный транспорт - и то не додумываются. Во всем виноват зажравшийся бюргер, нечего есть мясо и ездить на машине (возможностей добираться на работу без машины при этом не создается). Кстати, во время этой безумной кампании в немецкой прессе впервые стали открыто писать "да, люди будут жить хуже, ну и что?"
Конечно, многие видят нелепость этих требований, в ответ начинаются протесты... против борьбы за окружающую среду, начинают доказывать, что климат не меняется/это афера/с природой вообще ничего не случится... Эти две партии - борцов за природу и борцов против этих борцов - схлестываются не на жизнь, а на смерть...
Вы что-то там говорили о требованиях рабочих и забастовках?
Об этом давно все забыли.
Но эту мощную волну "социального партнерства по охране природы" сменила другая волна... И здесь я ничего не хочу сказать, но не правда ли, ковид как раз создал великолепную возможность для нового всплеска социального партнерства, сплочения вокруг национальных лидеров и "нашей демократии"?
И снова мы видим ту же ситуацию: ковид - совершенно реальное и страшное заболевание, и как это ни странно, но действительно общество должно научиться соблюдать какие-то правила, действовать совместно, чтобы остановить его распространение. Это факт.
Но в то же время многие правительства действуют совершенно безумно, то придумывают нелепые распоряжения, то отменяют их, то вообще ничего не делают, то кидаются в авантюры. Все это вызывает раздражение, а меры вроде запрета митингов и собраний - и прямое подозрение, что все это неспроста. И опять растет лагерь ковидодиссидентов, то "такой болезни нет" (сейчас таких уже что-то не очень заметно, видно, личный опыт помог поумнеть), то маски носить - "унижение", то вообще все это специально придумано, чтобы людей зачморить.
Накал страстей в схватке поддерживающих антиковидные меры - и диссидентов - такой, как будто уже кто-то им бомбы на дома кидает. Рвутся многолетние дружбы, кому-то приходится переходить на галоперидол...
Но тем не менее, большинство населения, как ни крути, все-таки люди благоразумные, болеть и умирать не рвутся, и поэтому действительно сплачиваются.
Если бы ковида не было, его бы стоило придумать; но ведь есть еще проблемы окружающей среды, да мало ли какие "общечеловеческие" проблемы еще можно найти для укрепления социального партнерства и заверений, что пролетариат и буржуазия "сидят в одной лодке"? Их найдут, можно не сомневаться, и снова "поднимут в топ" мирового внимания.
В чем же решение этого вопроса? Да, проблемы - будь то стихийные бедствия, болезни или загрязнение окружающей среды - действительно могут затронуть всех людей, независимо от классовой принадлежности. Но настоящей проблемой является капитализм, более того - это корень всех проблем.
Сейчас человечество похоже на титана, скованного по рукам и ногам. Любые неурядицы - ливень, стая надоедливых мух, мелкие хищники - представляют для него страшную проблему или даже угрозу жизни. Если бы он мог, он бы встал, ушел, построил дом с крышей, прихлопнул мух и вышвырнул хищников. Но он скован.
Эти оковы и есть капитализм. Именно благодаря "эффективным организаторам производства" - на самом деле паразитам, присвоившим денежные потоки - мы не в состоянии ни справиться с проблемами окружающей среды, ни эффективно (как это было, например, в 60-е годы ХХ века) справиться с вирусным заболеванием. Если кое-что нам удается, то только ценой неимоверных усилий и лишений для миллиардов людей. Наша экономика хаотична, ее нельзя планировать, нельзя перенаправить ресурсы с ненужного - на то, что необходимо всем.
Именно поэтому, когда вам начинают рассказывать про "общечеловеческие проблемы", всегда стоит вспоминать о том, что эти проблемы именно поэтому и не удается решить, что у нас "социальное партнерство", и мы верим в благость больших денежных мешков, которые обязательно о нас позаботятся... как-нибудь.