Как то в 1972 году, когда мне было 7 лет, я пытался объяснить библиотекарю, что я хочу, я даже не знал, как называется этот жанр. Объяснял: "Дайте мне космические сказки!"
ИМХО фантастика - это художественная литература, позволяющая применение в сюжете технологий и явлений , не существующих в современном реальном мире. Разница научной и ненаучной фантастики лишь в наукообразности этих "новых возможностей". Именно в наукообразности а не в научности: машина времени в строгой науке так же нереальна как драконы, но книгу с драконами запишут в фэнтези а Уэллс - "научный фантаст". Однако и то и другое пишет об имеющейся реальности "О реальном - нереальными средствами"
А уж философское направление или приключенческое, или хоть порнографическое - это уже от содержания зависит
Однако описанный Лемом "хрональный маневр" в "Фиаско" вполне в рамках современных теорий, но у нас нет такой энергетики, чтобы хоть как-то повлиять на чёрную дыру.
"Война и мир" - это по сути философская книга, создавшая непроворечивые картины и ситуации в рамках реально существовавшего мира и общества с целью понимания последних. Но увы, не НФ.
Война и мир, как и другие романы Толстого - да. Но в "мейнстриме" это редкость, в современной литературе вообще почти не наблюдается... вот разве что Максим Кантор.
Один фантаст Лукин, по моему, охарктеризовал "Войну и мир" как фантастический эксперимент по созданию такой реальности, где воля одного человека, даже такого как Наполеон вообще ничего не значит
Поскольку фантастический эксперимент был проведён уже после натурных испытаний, можно сказать, что он был не созданием новой реальности, а попыткой объяснения существующей.
Научная фантастика, так же как и фентези это попытка создать реально не существующий антураж для любого типа произведений. от детективчика (лаки стар азимова) до чего то там бдущепредсказательного (ефремовские произведения)
Всякая серьёзная (то есть не чисто развлекательная) художественная литература - это попытка автора донести до общества некие свои мысли с помощью определённых художественных средств. То есть, в вашей терминологии, "пофилософствовать", если эти мысли касаются больших общественных проблем. Берутся ли для этого специфические художественные средства НФ или классические художественные средства реализма - разницы никакой. И даже не всегда важно, умеет ли автор этими средствами пользоваться - Чернышевский вон не умел, и сам об этом предупредил, а романом своим тем не менее изменил мышление множества людей в нужную сторону. Будете относить "Что делать?" к научной фантастике?)
Просто в наши дни господствует постмодерн, который себе задач решения общественных проблем не ставит. Ну и плюс, мы ведь не можем похвастаться тем, что вот прям читаем новинки мировой литературы; вполне возможно, кто-то что-то где-то реалистическое и масштабное и пишет, только нам никто об этом не рассказал.
Простите, а какие у НФ специфические средства? У НФ есть только одно принципиальное отличие - фантастическое допущение, являющееся краеугольным камнем сюжета. Все остальное то же самое, один в один, и даже буквы обычно те же.
Comments 109
Reply
Reply
Разница научной и ненаучной фантастики лишь в наукообразности этих "новых возможностей". Именно в наукообразности а не в научности: машина времени в строгой науке так же нереальна как драконы, но книгу с драконами запишут в фэнтези а Уэллс - "научный фантаст".
Однако и то и другое пишет об имеющейся реальности
"О реальном - нереальными средствами"
А уж философское направление или приключенческое, или хоть порнографическое - это уже от содержания зависит
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
от детективчика (лаки стар азимова) до чего то там бдущепредсказательного (ефремовские произведения)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment