Что такое научная фантастика?

Aug 11, 2018 20:42


Варианты ответа на этот вопрос:
- Литература.

- Развлекательный жанр массовой литературы/кинематографа

- Популяризация науки.

И все эти варианты - мимо. Потому что НФ - это не литература, конечно, в том смысле, в каком литературой являются произведения Чехова и Набокова. Стиль и язык, литературные средства в НФ - вспомогательны.
При этом, разумеется, есть отдельные авторы НФ, в отношении которых можно сказать - да, это прежде всего литература. Например, это Шефнер. НФ-содержание здесь вторично, здесь важно именно - как написано. Собственно, то же можно сказать о "Собачьем сердце" и "Роковых яйцах".

Может быть, НФ - просто этакий "жанр для развлечения", вот есть Серьезная Литература, а есть развлекательный жанр НФ? Наряду с детективчиками и любовными романами. Это идея, которая, собственно, преобладает в редакторском мнении, и которая заставляет талантливейших авторов НФ (вроде Пелевина) любой ценой стараться попасть в "мейнстрим". Кто же хочет быть "производителем развлекательного туалетного чтива"?
Но и это - совершенно мимо. Да, безусловно, есть НФ, предназначенная исключительно для развлечения/чтения в туалете, так же, как есть и "мейнстрим" , предназначенный для того же. Однако то, что остается хотя бы на десятилетия, никак нельзя отнести к "несерьезному массовому чтиву". Простите меня! "Марсианские хроники" Брэдбери, "Конец детства" Кларка или Азимовское Основание - это "развлекательный массовый жанр для тупых", а например, "Дьявол носит Прада" - Настоящая Литература? Кто это решил и на каком основании? Только на том, что действие последнего происходит сегодня, а не в гипотетическом будущем?

И уж конечно, НФ не является облегченным вариантом науч-попа.

И опять же, есть целая ветвь НФ, как можно догадаться, это хард сайенс-фикшен, которая в принципе приближена к этому определению. Ну это как в ближайшем будущем какие-нибудь космонавты летят, например, в систему Сатурна, и по пути очень подробно освещается, как устроен корабль, где какая загогулина, где какая кнопочка, как они выходят в открытый космос, как открывается люк и заворачиваются вентили, ну потом какие-нибудь зубодробительные приключения и хэппи энд.
Или то же самое происходит на орбите, Луне или Марсе. Это даже не науч-, а технопопулярная литература. В принципе, вот Жюль Верн как классик НФ, считал необходимым вставлять через страницу длинные и подробные описания как научных, так и технических моментов, но тем не менее, умудрялся оставаться интересным. У современных авторов харда такое как правило не получается, поэтому интересны они больше инженерам и людям приближенных к этому специальностей, которые узнают в книге что-то знакомое, и им, видимо, прикольно.

Но это лишь небольшая часть НФ. Большая же часть книг/фильмов этого жанра вообще не популяризирует науку. Она совсем о другом.

"Научной" фантастика называется в принципе не из-за своей связи с наукой. И даже не потому, что миры и сеттинги в НФ "научны". Гипотеза параллельных миров, связанная с квантовой теорией - это скорее уж бред, насколько я понимаю, паранаучные фантазии, но писатели юзают ее весьма активно.
В любом случае речь идет не о современном состоянии науки. А например, предполагается, что "когда-нибудь" наука дойдет до такого состояния, что откроет телепортацию, какие-нибудь "дыры в пространстве", параллельные миры и так далее. Дойдет ли наука до этого и возможно ли это (например, те же путешествия во времени) даже в принципе - никому не известно.

"Научной" она называется исключительно потому, что построена в рамках материалистического, научного мировоззрения. В сеттинг не вводится ничего сверхъестественного, ничего, что не было бы доступно человеческому пониманию и изучению. Даже марсиане Брэдбери хоть и выглядят полумистическими существами, все же вполне нормальные инопланетяне со своими инопланетными свойствами. Герои НФ могут при этом верить в Бога или что угодно - никто не мешает, но верят они так же, как обитатели нашего мира: это вера, а не знание. Но если ввести Бога в сеттинг как действующее лицо, как явственно существующую силу (а равно ангелов, чертей и прочих волшебных существ) - это уже не будет НФ. Это будет фэнтези.
В Стар Треке или Стар Гейте можно увидеть любые проявления магии и волшебства - от всезнания, бессмертия и существования в виде энергетического сгустка до окончательно всемогущих Q. Но все это получает "научное" объяснение, и герои не впадают ни в какой религиозный экстаз, а рассматривают сверхъестественные явления как нечто, что нужно изучать и использовать.

Так что же такое НФ, если это не литература, не "популяризация науки" и даже не развлекаловка?
На мой взгляд НФ - это то, что заменило нам философию.

Не вопрос, философия продолжает существовать и дальше. Наверное, она кому-то для чего-то нужна, эта абсолютно оторванная от действительности область высокой абстракции и недоступных обыденному пониманию семантических конструкций. Пусть будет.
Но философия явно перестала быть чем-то живым, важным для большинства людей, она перестала объяснять мир. Она была увлекательной во времена Сократа и Платона - вот тогда да, тогда люди, получившие доступ к образованию, вовсю дискутировали, пытаясь добраться до истины - что такое наш мир? Откуда мы появились и куда идем? Какое общественное устройство является идеальным? Диалоги Платона - это ведь просто разговоры с какими-то, самыми разными людьми, это не дискуссии высокоученых мужей в закрытых институтских залах, понятные лишь десяткам людей на планете. Эти диалоги увлекательны - собственно, они напоминают современные интернет-дискуссии (скорее не современные, а те, что можно было наблюдать в начале века - тогда в них участвовали действительно умные люди).

Философия - это то, что определяет человека, человек - животное, которое рефлексирует себя, осмысливает себя и окружающий мир. Философия - это такое вот общественное осмысление мира, попытка понять этот мир и самих себя. Без философии люди вообще не являются людьми. В то же время, подлинно человеком является тот, кто старается осмыслять бытие так, как будто он несет ответственность за все человечество.
Философия при этом обязана опираться на реальность. Философ должен знать и понимать реальность как можно лучше. Что можно осмыслить и понять, если не знать фактов, не знать многих сторон реальной жизни? Собственно, это основная причина ошибок - мы физически не можем знать о реальности достаточно много.

Так вот, на мой взгляд, НФ - это "народная философия". Это одна из опций философии. Она позволяет несколько больше. чем обычный философский текст: она делает возможным построение моделей. Моделей мира, человека, и прежде всего, моделей общества.

Для создания такой модели обязательно нужен художественный текст. Есть и вещи публицистического жанра, где авторы пытаются создавать модели (например, "Глобальный человейник" Зиновьева), но гораздо проще создать модель в художественном тексте. Здесь можно показать все - от мотивации правителя до судьбы простого человека, от воспитания детей на примере героя до вариантов развития человечества.
Собственно говоря, раньше такие модели были как раз предметом философских текстов - "Государство" Платона, "Утопия" Мора и так далее, и тому подобное.
Но в ХХ веке писатели "изобрели" возможность моделировать с помощью художественной литературы.

Очень часто это модель небольшая, рассматривающая локальные философские вопросы. Что будет, если человек обретет бессмертие? Что произойдет, если отправиться в прошлое и убить там бабочку? (здесь открывается интереснейшая картина мировых взаимосвязей) Иногда это чисто этические вопросы, НФ позволяет ставить острейшие этические эксперименты: нашли гипотетический инопланетный корабль, где были списки всех землян с датами их рождения... и смерти. Таким образом, каждый землянин получил возможность узнать дату своей смерти. Как будут жить с этим знанием люди? - думаю, многие узнали знаменитый роман Ольги Ларионовой.
Но часто это модель, которая рассматривает общество и варианты его развития. На мой взгляд, самый интересный вид фантастики.

Собственно, и хорошая фэнтези тут к фантастике примыкает, но ее возможности несколько ограничены - автор вынужден задавать "волшебные" рамки. Для "Гарри Поттера" этого достаточно, например, ведь автор всего лишь хотела рассмотреть некоторые этические аспекты на "волшебном" материале. Как это ни странно, возможности НФ шире - она не ограничивает полет фантазии определенными видами волшебных существ и магии, все это может "где-то" существовать, но не обязательно. Модели, которые можно строить в НФ - практически безграничны.

Разумеется, философствование, глубокое или примитивное, возможно и без фантастики, и происходит и без нее. Как и без "профессиональных философов", живущих в своем отдельном мире. В конце концов, что такое наши блоги, как не попытки философствовать на разные темы? Можно смеяться над этими попытками - но предложите же что-нибудь другое, профессионалы! Вот ведь был же такой профессиональный философ, Карл Маркс его звали, который взялся не только объяснить, но даже переделать мир с помощью своей философии - и черт возьми, ведь и переделал! Ах, вы ничего такого предложить не можете? Потому что ваши философствования далеки от реальной жизни, да и не знаете вы ее, и знать не хотите? В таком случае не мешайте осмыслять мир простым людям - программистам, учителям, врачам, рабочим.
Не мешайте им писать книги и создавать логичные модели мира и человека.

Итак, научная фантастика - это по сути своей философская литература, один из современных видов философии, позволяющий создавать непротиворечивые модели мира и общества, с целью осмысления и понимания последних.
И собственно, этим она и интересна.

про книжки, информационная среда

Previous post Next post
Up