Насилие в уходе и монахиня

Aug 09, 2018 08:15

Многие (да и я, конечно) возмутились по поводу монахини из прошлого поста, которая насильно кормила ребенка. Были высказаны самые различные предположения о причине такой злобности - иерархическая христианская религия, недостаток мужских гормонов (!) и отсутствие секса, ну и так далее.

А ведь монахиня скорее всего вовсе и не была злым человеком, садисткой.
Она просто стремилась выполнить свою работу.
Говорю это на основании собственного опыта в уходе - может быть, не такие возмутительные случаи, но подобное я наблюдала на протяжении многих лет. Еще 20 лет назад принудительное кормление и вливание жидкостей в домах престарелых вообще были нормой. Сейчас с этим борются. Все-таки введение научных норм и превращение ухода в науку - это очень благотворно. Появился концепт паллиативного ухода (а в домах престарелых по сути все на паллиативном - это очень тяжелые больные, которые просто доживают с максимальным комфортом). Он внедряется в практику, проводится обучение персонала, ведутся беседы. Например, в этот концепт входит и та простая в общем идея, что когда человек одной ногой в могиле, любой ценой продлевать его дни, накачивая жидкостями, может, и не стоит.

В нашем учреждении принудительно уже никого не заставляют есть и пить. Но что говорить, вот даже вчера:
- У меня Р. ничего не пила сегодня, вы же знаете - она рот закрывает и руками защищается.
- А вот у меня вчера пила! Надо просто руки держать.
Я давно уже ограничиваюсь только предложением - рот закрыт, значит, не надо (хотя и тут бывают  нюансы на самом деле). Однако персонал старой закалки по-прежнему ценит способности "вливать" жидкости любой ценой. Ну хорошо, у нас уже не любой. Но в других учреждениях бывает разное.

Причем это все очень серьезно. Никакой злобы и садизма тут нет вообще. Такие люди считают, что наоборот - делают что-то очень хорошее для пациентов, заботятся о них. И даже удивляются, когда те пациенты, кто в своем уме и запоминает, на них потом обижены и даже жалуются (но это бывает крайне редко).
"Упорные" сиделки очень ценятся коллегами.

Вообще распространено очень мнение, что уходчики это такие (по идее) святые люди, которые работают просто потому, что любят немощных, они все сплошь невероятно эмпатичны и полны любви и сочувствия, и поэтому соглашаются на такую работу.
А это, конечно, не так. Даже если изначально сестра или сиделка обладает эмпатией и в общем-то любит пациентов - в системе, куда она попадает, эти качества не имеют абсолютно никакого значения. Ну кроме того, что так работать приятнее, и по крайней мере, отвращения к работе нет, а наоборот, увлекательные эмоции.

А сама по себе система ухода (и медицины - в больнице - еще в большей степени!) - это что-то вроде цеха со станками, где пациенты - всего лишь заготовки, объекты труда. В системе все обезличено. Все рассчитано по минутам, но так как "заготовки" живые, минут всегда не хватает. Есть четкие инструкции, как "обрабатывать" тот или иной аспект. По каждому процессу есть пошаговые стандарты.
Если говорить о субституции жидкости (то есть восполнению жидкости в организме), а также питании, то здесь тоже есть определенные стандарты, которые надо выполнять. Естественно, начальство и коллеги ценят тех, кто стандарты выполняет. Офкоз, пациенты могут и пожаловаться, и в наше время жалобы воспринимаются всерьез. Но ведь у нас половина жаловаться не может по причине когнитивной недостаточности.

Восполнять капельницами жидкость мы можем только по назначению врача. Но в домах престарелых врачей нет. Иногда вызвать врача в дом - это целый квест, а врач еще может оказаться другого мнения - мол, да не нужно ей капельниц. В отличие от других стран, в Германии медсестры не имеют права сами что-то назначать - бюрократия. То есть только врач, а их не хватает. Да и лишние вызовы и особенно отправки в больницу - не приветствуются.
Вообще считается, что мы должны применять "методы ухода", а методы ухода в данном случае - это вести питьевой протокол.
Вот жизненная ситуация. Пациентка должна в день получать 1 л жидкости. Врач назначил капельницу по потребности, если она выпила меньше литра.
Персонал в первую смену высокоэмпатичный и знает современные концепты, поэтому пациентке каждые полчаса предлагают питье, но не навязывают.
После первой смены в протоколе стоит, например, 100 мл.
Это значит, что вторая смена должна либо каким-то образом влить в пациентку еще 900 мл. либо ставить капельницу. Конечно, она поставит, не вопрос, трудно, что ли.
Но на следующий день в первую смену "хорошая сиделка", которая насильно вольет в пациентку 4 стакана напитков. И с гордостью сообщит об этом. Так что второй смене работы будет меньше.
Какую сиделку будут больше ценить коллеги - ту, что работала в первый день или второй? А начальство?

Я уже как-то на старой работе пережила такую сиделку, которая вообще буквально поила людей насильно. До такой степени, что на губах царапины оставались (мрак). Многие возмущались, но бороться с этим было невозможно, потому что другие многие говорили:
- Да она прекрасная коллега! Я с ней забот не знаю! 10 утра, а все пациенты уже в порядке, сидят и все уже выпили по 4 стакана воды!
Другие (и я тоже) жаловались и пытались что-то предпринять. Но это был БЕСПОЛЕЗНЯК.
Ну а всякие там "пока не выпьешь стакан, так и будешь тут сидеть, в кровать не пойдешь" - это вообще была норма жизни.
Сейчас, к счастью, получше - но это я ушла с той работы.

Поэтому монахиня из предыдущего поста - скорее всего, вполне нормальная женщина.
Скорее всего, она даже пошла в такой орден из искреннего желания служить людям и Христу в людях.
Но потом она попала в Систему. Мы естественно жалеем больных детей. Но ведь труд монахинь вообще никак не регулировался. У них нет свободных дней. У них нерегламентируемое время работы. Им за это не платят. А система в прежние времена была еще жестче, еще более напоминала некое производство. Когда отсутствует отдых, когда она должна "посвящать себя больным" почти все свое время (кроме молитв разве что), человек превращается в робота. Эмпатия отключается. Такое происходит не только с монахинями, а везде, где люди вкалывают без выходных. Выгорание. Эмпатия убивается. Но начальству в общем-то пофиг: главное, процесс идет, никто не жалуется, и все нормально. При этом с монахини требуют, чтобы дети не теряли вес. О-о! Про вес я могу спеть отдельную песню. Например, вчера мы завели протокол питания на бабушку возраста 99 лет, потому что она, видите ли, похудела на 3 кг. Не, заставлять мы ее не будем, конечно - но нас заставляют заводить эти протоколы и так далее. Потому что если мы не оформим массу документов, а бабушка неизбежно умрет (99 лет, повторяю), теоретически родственники могут подать в суд, что мы ее "морили голодом". И нужна пачка документов, демонстрирующих, что нет, не морили, а все время держали контакт с врачом, и постоянно ей предлагали еду.

С монахини требуют, чтобы дети не теряли вес, а кухня не готовит вкусных блюд. Результат понятен.
Нет, конечно, я разделяю ту мысль, что человек не должен прогибаться под систему, что человечность и доброта должны быть выше требований к профессионализму, и в общем-то, я так всегда и поступала. Поэтому когда я еще работала сиделкой, я считалась средненькой сиделкой. Не самой лучшей. У меня люди не "выпили в 10 утра каждый по 4 стакана воды". То есть в этом плане я отставала от других. А учитывая, что я тогда испытывала нечеловеческий ужас перед увольнением, это в общем, было не просто.
Приходится искать компромиссы. Вплоть до того, что например, в свое время я одной бабушке сама покупала упаковки напитка, который она любила. У нее не было детей, а дом не предоставлял этот напиток, а другие она пить не хотела.

Но на самом деле надо менять систему.
Все это происходит оттого, что уход за больными (детьми, стариками) до сих пор не воспринимается обществом. как что-то серьезное. До недавнего времени им вообще занимались сверхэксплуатируемые монахини, да и персонал тоже сверхэксплуатируется. Завозится иностранный персонал,который готов на небольшую плату и трудиться без отдыха (и подразумевается, что они тоже "просто должны быть добрыми").  Все думают, что все это должно происходить как-то само собой, без научного обоснования, без теории, без обучения. Че там! Просто они "должны быть добрыми, иначе не надо идти на такую работу". Все просто, все элементарно. Сколько люди работают, сколько отдыхают, сколько за этот труд получают - тоже никому не важно. Причем это не только при капитализме такая ситуация, но и в СССР у нас была та же картина - медработники кроме врачей - одна из самых низкооплачиваемых категорий, да еще и неуважаемая (а чо во врачи не пошли?!) Но при этом они почему-то должны были демонстрировать чудеса доброты и участия. То есть тебя всю жизнь пинают (даже вот здесь в ЖЖ сколько уже граждан выразили презрение к моей профессии?), но ты при этом должен быть каким-то святым и "любить людей". А за что вас любить-то, дорогие?

Разумеется, все это можно изменить. И будет изменено, я думаю, но уже не при капитализме (сейчас делаются только первые робкие подходы к изменению). Прежде всего, нельзя строить систему ухода как псевдопроизводство. Это вообще не производство. Это нечто совершенно другое, и в центре этого должен быть пациент и его самочувствие, а не наши представления об ухоженной "заготовке". И по времени это должно быть организовано не как производство. И персонал нуждается в гораздо более серьезном обучении, и оплачиваться он должен так, чтобы шли туда люди с интеллектом и эмпатией.
А пока вы здесь в жежешечке рассказываете про уходчиков как "паразитов, которые живут за счет производства" - вот так все и будет. И не надо надеяться на то, что "паразиты" к вам хорошо отнесутся - шанс тут конечно есть, потому что многие из этих "паразитов" и в самом деле заботятся и любят, но шанс не стопроцентный. И когда вас "обидят", просто вспомните, как вы писали про всех этих "тупых нянечек" и "подтирание жоп старикам" и все вот эти гадости свои вспомните.

уход

Previous post Next post
Up