"Влюблен по собственному желанию"

Dec 03, 2017 07:28

Что я еще хорошо переношу - это старые советские фильмы. Не только о войне и революции, но и просто обычные фильмы, о жизни. Тем более, так сложилось, что в детстве я мало смотрела телевизор, и многое вижу только вот сейчас. Новыми глазами. Совсем по-другому.

Эти фильмы вызывают приятное ощущение - как будто на время попадаешь в мир, где все нормально. Где не случилось никаких катастроф, и люди - нормальные, вменяемые, с понятными человеческими ценностями и стремлениями. Их представления о жизни не перевернуты, не изломаны, как сейчас.

При этом я не идеализирую поздний Союз (да и вообще никакой), и мне совершенно понятно, что и в то время было полно людей с чисто капиталистической психологией (причем некоторые из них сидели в высоких кабинетах, но не только), а были вообще изуверы, которые считали нормой избиение беззащитных и даже строили на этом какое-то собственное мировоззреньице. Которое теперь выглядит совершенно нормальным и даже оригинальным - вот мол, молодец какой, опытный человек, не то, что мы, наивные дурачки.

Но в фильмах обычно показывали не их, а лучших представителей советского общества. И между прочим, их тоже было не так уж мало. Даже довольно много было таких. И размышлять над тем, над чем размышляли они, жить вот такими чувствами и идеями - в то время было нормально. Было не смешно и не глупо.
(может, кстати. зря вот такое, как выше по ссылке, не показывали. Ведь вот реальная общественная проблема - которая тоже не решалась. Но что уж тут говорить о кризисе позднего СССР - мы об этом и так говорим довольно часто).

Так вот, к чему это я. Посмотрела на днях фильм "Влюблен по собственному желанию".



Страшненькая старая дева и герой-красавец, который к тому же принципиален - ушел из спорта, отказался от заманчивых должностей и работает на заводе. Только у героя проблема - он потерял себя, работу ненавидит и тихо спивается. И эту проблему он осознает. Поэтому и решается на эксперимент, предложенный Верой. Исходя из ее, Вериного, убеждения: чувствами можно управлять сознательно.

Поначалу эти попытки "управлять чувствами" кажутся смешными и нелепыми. И признаюсь, весь фильм ждешь стандартного хода: вот сейчас героиня сходит в парикмахерскую, приоденется у фарцовщиков, и окажется белым лебелем, а не гадким утенком.
Тем более, что такой ход герой предлагает ей в самом начале. Мол, я бы в тебя влюбился, но ты же даже минимальных усилий не прилагаешь, хоть бы накрасилась, что ли. А дева упорно стоит на своем: в женщине нужно видеть ее богатый внутренний мир. Как смешно, особенно на фоне современных представлений! Какой она кажется круглой дурой!

И вот ждешь, ждешь... а никакой "лебедь" вовсе не появляется. У девушки меняется только выражение лица, глаз ну и минимально прическа. Минимально. Да, она "работает над собой" - немного занимается физкультурой. Но все это вовсе не так, чтобы ее внешность изменилась на 100%. как в "Служебном романе". к примеру.

И внезапно герой видит, что она - красивая. И мы тоже видим, что у нее одухотворенное светлое лицо, что она мила и прекрасна. То есть - опс! - эта дура оказалась права, и в женщине, оказывается, можно полюбить ее богатый внутренний мир.

А это происходит именно потому, что герой работает над собой. Он мучительно ищет ответы на жизненные вопросы - как обрести интерес к работе, к жизни, веру, почувствовать себя нужным, найти свой единственный путь? Он находит ответ на этот вопрос, может быть, наивный - но находит. И одновременно он сам внутренне меняется так, что становится способным разглядеть внутреннюю красоту девушки, увидеть принцессу в дурнушке.

Заметим, герои вовсе не работают над повышением своей рыночной стоимости на брачном рынке (как этому учат нас поп-психологи). Не "прокачивают ресурсы".  Героиня не делает почти ничего, а если и делает, то неудачно. Герой же вообще отказывается от выгодной должности! Вовсе не ради безумно интересной работы - а ради тяжелого монотонного труда на заводе. где он, однако, ощущает себя честным, с чистой совестью, и полезным обществу.
Их рыночная ценность не растет - поп-психологи бы их не похвалили! -  а даже падает.

Зато растет искренность, честность перед собой, они учатся думать о других, находят собственный уникальный путь. Обретают любовь.

Можно все, что угодно, сказать о позднем Совке, но факт тот, что он создал вот таких людей. Что люди могли, имели возможность вот так ставить вопросы о жизни, вот таким образом искать себя. Что в обществе существовали духовные запросы, на которые этот - и подобные ему - фильмы давали ответ.

У людей было время на такие запросы - и это несмотря на очереди и дачи. Люди могли позволить себе тратить силы и энергию на такие запросы. Они могли позволить себе просто жить - а не бороться каждодневно за существование в условиях жесткой конкуренции.

Сейчас таких запросов не существует от слова совсем. Сейчас всем все понятно: прокачивай ресурсы - и добьешься личного счастья. Хватай должность, которая повыше, почище и поприятнее, иди учись в институте, чтобы не стоять у станка, а сидеть за столом. Ищи мужика с выгодной зарплатой и должностью, ищи девицу посмазливее и сексуальную, чтобы и в постели хорошо, и на люди не стыдно выйти.
А что там внутри? Да какая разница... Это вы о чем?

Иногда мне кажется, что с тех времен мы стали гораздо примитивнее. По сравнению с героями фильма мы - дикари.

фильмы, про людей, СССР

Previous post Next post
Up