Роль образования в СССР. О священной корове.

Apr 10, 2013 18:40

Может быть, наиболее значительный результат существования СССР - это гигантская масса людей, получивших образование. Даже более значительное образование, чем требовали условия производства. От страны, где большинство населения было неграмотно - к стране с почти поголовной грамотностью и гигантским числом людей, закончивших вузы. Это вовсе не само ( Read more... )

социально-психологическое, СССР

Leave a comment

Comments 43

mcjabberwock April 10 2013, 17:44:04 UTC
Концепция личного успеха порочна? Хорошо, допустим.

Но ведь и человек сам по себе, увы - порочен.
И - какова альтернатива?

Reply


lich_ona April 10 2013, 18:52:05 UTC
>> Та же самая картина, конечно, и на Западе. Но во-первых, она здесь объяснима материальными факторами: чем выше образование, тем, как правило, больше человек и зарабатывает.
Во-вторых, здесь есть и другие возможности добиться личного успеха - а именно разбогатеть другим путем. Тут уж образование не так важно.

В какой именно западной стране? Как минимум не во Франции.

Reply

blau_kraehe April 10 2013, 18:56:16 UTC
Во Франции заработок не зависит от образования никак? Или нельзя разбогатеть иным путем (например, унаследовав фирму родителей, играя на бирже?)

Reply

lich_ona April 10 2013, 19:04:22 UTC
Во Франции точно такое же отношение к слесарям и продавщицам, о котором Вы писали выше. Скорее образование зависит от заработка, если очень много дипломов, то на работу не примут как слишком квалифицированную. Точно так же, если семья богатая, ребенок/кандидат в мужья (особенно раньше) будет в обязательном порядке получать образование и имеено то, которое хотят родители (юрист-экономист).

Reply

blau_kraehe April 11 2013, 04:32:38 UTC
ну это, возможно, ваш опыт, однако я думаю, что в целом врачи и адвокаты все же зарабатывают побольше, чем рабочие?
И что касается отношения, тут важно знать разные слои общества. Если, например, поговорить с русскими эмигрантами (образованными) в Германии, картина будет та же - фи, какая мерзость все эти рабочие специальности, вот Я добился и сижу за столом перебираю бумажки.

Reply


anlazz April 10 2013, 19:04:59 UTC
Особенностью умственного труда в СССР являлся гораздо менее высокий уровень отчуждения труда, нежели у рабочих. Скажем, токарь точит только то, что скажет мастер, а строитель строит так, как мприказал прораб. А инженер или учитель, не говоря уж об ученом, более свободен. (Кстати, Гоша из "Москвы слезам не верит" тоже не конвеерный рабочий, он еще более свободен, чем большинство интеллигентов). Поэтому умственный труд и воспринимался, как более приемлимый для человека.

А "творческая интеллигенция" практически лишена отчуждения труда, скорее она сама его отчуждает для своей надобности. Она более близка к буржуазии, нежели пресловутая номенклатура. Тот же режиссер управляет сотнями человек гораздо сильнее, чем начальник цеха на заводе, потому что начальник цеха гонит план, а режиссер - заставляет людей воплощать свои идеи. Отсюда антикоммунистичность творческой интеллигенции - если дать рабочим те же условия, что и ей, то само существование этой части интеллигентов будет невозможным.

Reply

Почему в СССР???? proseka199 April 10 2013, 20:44:00 UTC
>Особенностью умственного труда в СССР являлся гораздо менее высокий уровень отчуждения труда, нежели у рабочих. Скажем, токарь точит только то, что скажет мастер, а строитель строит так, как мприказал прораб. А инженер или учитель, не говоря уж об ученом, более свободен. (Кстати, Гоша из "Москвы слезам не верит" тоже не конвеерный рабочий, он еще более свободен, чем большинство интеллигентов). Поэтому умственный труд и воспринимался, как более приемлимый для человека ( ... )

Reply

Re: Почему в СССР???? anlazz April 11 2013, 06:42:25 UTC
Потому что не в СССР над любым работником всегда висит угроза увольнения. А в СССР какой-нибудь младший научный сотрудник мог разрабатывать ту тему, что хотел. Ему не выделяли средств, да, могли лишить премии, могли провалить диссертацию и т.д., но в целом мезанизма надавить не было.Особенно в гумакнитарной сфере, там где материальные затраты на работу малы. Тот же Гачев, разрабатывал свой "Менталитет народов мира", абсолютно паралельный совесткой науке, или Гумилев со своей теорией этногенеза. Да, их не печатали, да, не выпускали и т.д., но средства на жизнь они имел гарантированно.
Плюс еще в СССР материальное давление было много слабее. Сейчас в РФ, желая заниматься, скажем космосом, надо понимать, что будешь получать много меньше, чем если бы работал на коммерческую фирму. А в СССР в самом захолустном КБ свои 120 рублей всегда можно было получить. плюс жилье, плюс детский сад и т.д.

Reply

Re: Почему в СССР???? proseka199 April 11 2013, 06:46:50 UTC
Почему же тогда наши интеля совершенно этих преимуществ не ценили? А напротив, хотели жить "как там", пусть и с угрозами увольнения?

Reply


vladjv April 10 2013, 19:26:14 UTC
Если с чисто экономической точки зрения, то: квалифицированный рабочий лучше обычного рабочего хотя бы тем, что создаёт гораздо больше добавочной стоимости. Врач спасает жизни, чем экономит трудовые ресурсы. Учитель участвует в создании квалифицированных рабочих... И их можно переставить только в одном направлении: учитель, врач или инженер довольно легко справятся с работой неквалифицированного рабочего в своей отрасли, а вот наоборот вряд ли. Кроме того неквалифицированные рабочие по крайней мере у нас (бесплатное образование) сами делают выбор не учиться.

Reply

proseka199 April 10 2013, 20:52:45 UTC
>Врач спасает жизни, чем экономит трудовые ресурсы. Учитель участвует в создании квалифицированных рабочих.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ - да. Но в этих профессиях, как и в других - легион рас... в общем, разгильдяев или тупиц. Которые только ИМИТИРУЮТ деятельность.
И необходимо помнить, что в НЕКОТОРЫХ сферах это сделать ЛЕГЧЕ, ПРИНЦИПИАЛЬНО легче, нежели в других. Хотя бы из-за отсутствия объективных критериев.

>И их можно переставить только в одном направлении: учитель, врач или инженер довольно легко справятся с работой неквалифицированного рабочего в своей отрасли

Теоретически - да.

Reply

proseka199 April 11 2013, 06:23:22 UTC
>>И их можно переставить только в одном направлении: учитель, врач или инженер довольно легко справятся с работой неквалифицированного рабочего в своей отрасли
>Теоретически - да.

И главное: одно дело поставить на какие-то должности человека "без образования", который просто будет работать. А другое - "белую кость", который работать как следует не будет, а будет почти все время ныть: как это так, я с образованием, а тут...

Reply

isya April 10 2013, 23:04:13 UTC
> учитель, врач или инженер довольно легко справятся с работой неквалифицированного рабочего в своей отрасли

нет, не справятся. это вам мозги идеологией промыли.

Reply


isya April 10 2013, 23:07:15 UTC
спасибо!
пища для размышлений.

я как-то раньше думал грешным делом, что это отношение интеллигенции - это в некотором роде продолжение дореволюционных традиций. но это какая-то плохая теория - ну разве в 60-ых годах была какая-то непрерывность с дореволюционными временами? все структуры поменялись, да и сами эти интеллигенты были не так уж часто потомками бар, образование-то радикально демократизовалось.

а вот твоя идея про показатель личного успеха - многое объясняет.

Reply

blau_kraehe April 11 2013, 15:43:38 UTC
Продолжение дореволюционных, конечно, тоже. Ведь это в общем нормальные буржуазные отношения. Я и говорю, что на социально-психологическую, по сути надстроечную (хотя-а...) сторону мало внимания обращали... и вот оно все проросло вот так.

Reply


Leave a comment

Up