Уровень научной фантастики у них, мягко скажу я, неровный. В "Трудно быть богом" они эвакуируют прогрессивных аборигенов на вертолёте. Все же цивилизация, летающая к звездам, должна бы использовать что-то получше вертолётов. В то, что дон Рэба их обошёл я вижу даже не разгильдяйство, а именно научно-технологическое несовершенство. Где же технологии mind-reading? 1963 год авторов не оправдывает, потому что "Город и звезды" Кларка написан семью годами ранее и намного более научный, с супертехнологиями, пусть и очень далекого будущего. В "Далекой радуге" они пишут о высокой цене прогресса, о самопожертвовании и прочей интеллигентщине. У людей будущего в мирах братьев вообще много "интеллектуального творчества" и маловато дисциплины и (что еще важнее) планирования. Это насчет прогресса - верили ли в него братья по настоящему? Вопрос наверное не имеет однозначного ответа.
Ну это можно сказать лишь о малой части фантастики. Хотя прямо сейчас я дочитываю книгу в этом роде "Here & There" by Joshua V. Scher. Sci-Fi триллер о технологии телепортации. Там сюжет даже не про сейчас, а про ближайшее прошлое (2007-2008 гг).
Качественная фантастика должна быть хотя бы убедительной, хотя бы до некоторой степени правдоподобной. ТББ этот тест не проходит.
Ну вот она и была убедительной до некоторой степени. Ровно до той, чтобы поставить героев в нужные условия. И эвакуируем мы аборигенов на вертолётах или супер-дупер-графилётах не то что не важно, а я бы сказал, что первое немного предпочтительно ибо не перегружает текст всякой малозначимой фигнёй.
А что в ТББ не малозначимая фигня? Это не троллинг и не насмешка, мне правда важно и интересно это знать (я спрашивал у множества разных людей) ибо на мне эта книга удивительным образом не оставила никакого следа, когда я ее впервые прочел. К счастью вслед за ней я (тоже впервые) прочел "Дом в 1000 этажей", так вот там было всё - и технологии и психология и социум, хотя написана в 1929м. И с тех пор мне трудно воспринимать Стругацких без улыбки. В ТББ всё выглядит так, что за работу принялись люди не очень компетентные и не очень дисциплинированные. Конец т.о. становится слегка предсказуемым. Для киносценария - ок, но как литература...увы не тянет.
Как раз, на мой взгляд, у Стругацких как раз есть чувство меры в фантазировании на тему артефактов. Они писали о проблемах своего времени, используя фантастические объекты и конструкции просто для того, чтобы освободиться от условностей соотнесения художественного текста с реальным временем, географией, историей ... . Довольно безнадёжное дело конструировать подробно и непротиворечиво несуществующий мир. АБС это как раз поймали в силу своего образования.
Серия "Квантовый вор" например. О несуществующем мире. Довольно подробно, хотя насчет непротиворечивости можно спорить - там описан постчеловеческий мир и его сверхтехнологии, при этом к звездам там не летают!
сай-фай сложный жанр. Хорошая фантастика все таки на свою аудиторию. Стругацкие же на мой взгляд в чем то сродни Хайнлайну. Есть очень неплохие произведения но сай-фай собственно вторичен. Видимо поэтому они так любимы в массах, берется идея (иногда даже не берется а воруется) а вокруг накручивается "местный" антураж с элементами фикшион с попутным воспеванием или уничижением социальных проблем и делается это ими достаточно простенько, примитивно и беззубо как-то.
Хочется социальной фантастики лучше что то из Воннегута перечитать, хотя и Стугацкие и Хайнлайн должны быть, если кто то фантастики не читал никогда, начинать с чего то надо, вот в самый раз.
Я как то знакомой "Город" посоветовал, была очень недовольна, хотя произведение не сложное. А вот Хайнлайн ей пошел на ура.
Пожалуй примитивно и беззубо - но не простенько. Язык у них достаточно богатый, то есть чтобы их читать, нужно делать над собой усилие. А раздражает то, что это усилие не вознаграждается. В отличие от Лема, которого тоже надо читать сосредоточенно, но на выходе у тебя есть в голове картина мира, в который можно ходить, который можно крутить-вертеть ибо он "как настоящий". А вот от миров АБС ничего такого не остается, увы. Некоторое исключение (я всегда его упоминаю) составляют "Пикник на обочине" и "Улитка на склоне" - там все же есть кое-что помимо "богатого внутреннего мира персонажей" и это кое-что можно повертеть в голове. Но в основном их миры без людей - это просто голые стены, откуда вынесли все декораци.
Простенько не к языку было, но да, согласен, нужно было оставить то ли примитивно, то ли простенько, две подобные характеристики на одно и тоже перебор.
Лем особняком от всех, как по мне. Его с кем то сравнивать сложно. Знаковые произведения (Непобедимый,Солярис) оторваны от человека, человек декорация, демонстрирующая, что даже выпрыгнув в космос "царю природы" satisfaction совсем не гарантирована ). Может и есть другие фантасты кто также унижает "царя природы", но мне не попадались.
У него чел. сам-себе-режисер, утрируя, происходящая "чернуха" результат собственного идиотизма. Да и Земля "наш дом", а то что к дому человечество относится наплевательски... эээ да чего воздух гонять. Мораль "не дойти до жизни такой" - масса произведений.
У Лема же человек вполне себе нормален, тянется к знаниям (звездам) можно сказать элита тянется, что там "дома" не разрисовывается, но есть впечатление что все в порядке. А взаимодействие чел. и пространства остается вне морали, чел. конечно может извлечь мораль из чего угодно, вот только что с ней делать? Где направление движения в результате извлечения? Опыт получен, но что с ним делать "здесь и сейчас"
У Уоттса всё не так просто. Да, человек у него во многом сам виновник своих страданий. Однако он же в самом себе встречает другое - эта тема у него в "Рифтерах" проглядывает, там где он описывает индуцированную генной модификацией психопатию, при том что оная модификация должна была подавить другую психопатологию. То есть намеренный идиотизм: глупость, жадность и властолюбие - не всегда всё объясняют. А в скажем Ложной слепоте/Эхопраксии так и вообще на вышеупомянутый идиотизм накладывается крайне нестандартный вариант Контакта, который так же как у Лема и контактом по сути не является - ибо Другие там и есть абсолютно Другие. Пару лет назад ВПЗР Лукьяненко страшно возбухнул на Ложную слепоту, чем доставил
( ... )
Это да, уехали )) На тему SciFi можно бесконечно дискутировать, ежели конечно собеседника найдешь ) Увлеченных жанром не так и много, а часть людей SciFi вообще за литературу не считают - зря потраченное время, дескать. ) А ведь попадаются головоломки типа ВАУ!! да как же такое вообще в голову челу пришло, как же вкусно "это" со всех сторон повертеть можно. В этом собственно и претензия к Стругацким, вертеть особо нечего, и тут как по мне и не важно, "певцами" чего там они являлись, пусть хоть монархизма но с изюминкой )).
Ну, развитие технологий в конкретные сроки - вопрос спорный. Познакомься с нашим миром человек из не самого далёкого прошлого (годов так 50-60-х прошлого века) - тоже задал бы вопрос: ЭВМ развились за гранью всякого представления - но где же полёты к другим планетам? :)
Произведения Стругацких - картонные декорации, достоверностью которых авторы жертвуют ради донесения какого-то послания. Халтура там и в научной части, и в экономической, и в социальной.
Reply
Reply
Качественная фантастика должна быть хотя бы убедительной, хотя бы до некоторой степени правдоподобной. ТББ этот тест не проходит.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Хочется социальной фантастики лучше что то из Воннегута перечитать, хотя и Стугацкие и Хайнлайн должны быть, если кто то фантастики не читал никогда, начинать с чего то надо, вот в самый раз.
Я как то знакомой "Город" посоветовал, была очень недовольна, хотя произведение не сложное. А вот Хайнлайн ей пошел на ура.
Reply
Reply
Лем особняком от всех, как по мне. Его с кем то сравнивать сложно. Знаковые произведения (Непобедимый,Солярис) оторваны от человека, человек декорация, демонстрирующая, что даже выпрыгнув в космос "царю природы" satisfaction совсем не гарантирована ). Может и есть другие фантасты кто также унижает "царя природы", но мне не попадались.
Reply
Reply
У Лема же человек вполне себе нормален, тянется к знаниям (звездам) можно сказать элита тянется, что там "дома" не разрисовывается, но есть впечатление что все в порядке. А взаимодействие чел. и пространства остается вне морали, чел. конечно может извлечь мораль из чего угодно, вот только что с ней делать? Где направление движения в результате извлечения? Опыт получен, но что с ним делать "здесь и сейчас"
Reply
Reply
А ведь попадаются головоломки типа ВАУ!! да как же такое вообще в голову челу пришло, как же вкусно "это" со всех сторон повертеть можно. В этом собственно и претензия к Стругацким, вертеть особо нечего, и тут как по мне и не важно, "певцами" чего там они являлись, пусть хоть монархизма но с изюминкой )).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment