Воспоминания о полку Игореве

Jun 09, 2018 08:01



В ночь накануне битвы князя Игоря с половцами случилось солнечное затмение. Затмение длилось всю ночь.
Из школьного сочинения
В конце мая, как обычно, сыну прислали из школы по электронке список литературы на лето. То есть те произведения, которые он будет проходить в следующем году. А пока их нужно читать, что для любителя компьютерных игр и виртуальных реальностей непросто.

На этот раз список был вполне классический - ни " Затерянного мира на Земле Санникова", ни англо-американской фантастики, как в прошлом году (мне бы в его годы такой список!), не было. Русская лирика от Ломоносова и Державина до Некрасова, драматургия Шекспира, Мольера, Пушкина, Гоголя и др., средние эпические жанры (так написано) - "Повести Белкина", "Петербургские повести", "Ася" и "После бала", а также поэмы Байрона, Пушкина и Лермонтова, и в том же разделе под заглавием Истоки жанра - "Слово о полку Игореве".

Вот это "Слово" (а его, я так понял, лучше прочитать первым) напомнило некоторые ощущения детства. Мы его на лето не читали, просто учительница русского и литературы Тамара Ивановна нам, тогда еще наверно шести- или семиклашкам (в восьмом я перевелся в другую школу), содержание пересказала. И когда рассказала, что князь Игорь отправился воевать с половцами, первая мысль у меня была - конечно же, он разгромил этих половцев, потому что как же может быть иначе, чтобы наши не победили. Наши - всегда побеждают. Это у советского пионера в подкорке крепко сидело.

Но действие поэмы развивалось мрачно, пошли зловещие знамения-затмения. Очень подействовал на неокрепшее сознание рефрен "О Русская земля! Ты уже за холмом!". Подумалось даже, что может зря пошел Игорь на этих половцев, все-таки на родной земле, оставшейся за холмом, воевать сподручней, там каждый камень свой. А то получается, он идет завоевывать землю половцев, чем же он тогда лучше их?

Кто-то мне еще потом растолковывал, что князь с братом Всеволодом шли нанести превентивный удар половцам, чтобы те на Русскую землю больше не нападали. Типа как сейчас на Ближнем Востоке.

А пока на уроке поведали, что сначала братья разбили передовой отряд и даже забрали трофеи и каких-то половецких дев "умчали". Хотя вроде зачем им девы, если у Игоря прекрасная жена Ярославна, у Всеволода - Глебовна.

Потом подошли главные силы половцев, и после яростной трехдневной битвы Игоря взяли в плен, а Всеволод погиб (или тоже попал в плен).

Далее великий князь Святослав, отец братьев, узнав об этой авантюре, сказал свое "золотое слово". Во время которого упрекнул в отсутствии единения остальных удельных князей, в том числе тех, кто был поближе к Европе, носил "шеломы латинские" и "копья из ляшской стали" (перевод Заболоцкого). Игорю же с Всеволодом он попенял за то, что "на врага не вовремя напали". Надо-то вовремя, хорошо подготовившись, как он, Святослав, врезал хану Кобяку.

После поэтического пересказа плача Ярославны учительница рассказала, что Игорь словно услышал этот плач и бежал из плена. Причем благодаря не только храбрости и выносливости, хотя этого у него не отнимешь. А еще и доброму делу - когда-то он чем-то помог некоему половцу по имени Овлур (учительница назвала имя из летописи - Лавр или Лавор). И вот теперь Овлур вернул должок - помог князю бежать.

Следом за беглецами по степи ехали половецкие ханы Гзак и Кончак, и не столько гнались, сколько обсуждали, что им теперь со всем этим делать. Гзак считал, что некоего "соколенка" надо подстрелить (то ли казнить кого-то из знатных пленников, то ли подослать убийц к самому Игорю). Кончак оказался более миролюбивым, считая, что "соколенка" надо "опутать девицей", то есть заключить династический брак ко всеобщему благу. Но Гзак возражал, и это возражение очень понравилось бы любому патриоту - русского князя половецкой царевной не опутать, он с ней все равно убежит, а нас будут бить.

Кончак, кстати, настоял на своем: "Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира, который вернулся позже, женившись на дочери Кончака" (Вкп). Наверно, Владимир и был этот "соколенок".

В общем, вполне возможно, что пересказывать поэму придется мне, поскольку не факт, что прочтенный текст будет хорошо понят. Но при этом, в отличие от тогдашнего меня, сын вовсе не считает, что наши всегда побеждают. Наши вполне и проиграть могут. И быть жестоко биты. Главное - чтобы из поражения был извлечен нужный урок.



детство, история, солнышко

Previous post Next post
Up