«ЭЧС-2»

Mar 18, 2024 17:38

С 1929 по 1931 гг. разрабатывался и готовился к производству советский четырехламповый (5-я лампа - кенотрон) экранированный радиоприемник «ЭЧС». Название «ЭЧС» расшифровывается как Экранированный Четырехламповый Сетевой. К 1932 г. была освоена на производстве модифицированная версия, получившая название «ЭЧС-2». В ней использовались новые лампы СО, серийный выпуск которых только начинался. Выпускался прибор Московским электромеханическим заводом им. Серго Орджоникидзе (бывший завод «Мосэлектрик») с 1932-го по 1934 год.



Приемник сетевой прямого усиления. Особенность модели - отсутствие встроенного громкоговорителя. Предполагалось использование высокоомных головных телефонов или обычной «тарелки» - репродуктора, включенных в гнездо на задней стенки корпуса. Отсутствие трансформаторного выхода, конечно, большой недостаток. Наличие постоянной составляющей приводило к перегоранию катушек громкоговорителя. Да и звук был не очень.





Следующие версии приемника 3-я и 4-я обзавелись другими (более удобными) практически традиционными корпусами, звуковым трансформатором, а последний вариант - еще и собственным динамиком. Приемник, конечно, не мой. Это действительно раритетная вещь. Точно такой же, например был подарен летчику Валерию Чкалову и хранится в его мемориальном музее в г. Чкаловске. Мне просто  предстояло привести музейный экспонат в приличный вид и, если вдруг получится, «уговорить» его звучать для демонстрации работоспособности.

Все недостатки разработки были озвучены еще в 30-х годах в публикациях, которые можно найти в сети. К примеру - журнал «Радиофронт» за апрель 1932 г. После знакомства с реальным образцом соглашусь со всеми претензиями. Если кратко, то неплохое экранированное шасси с разделенными на отсеки лампами каскадов помещено в практически неразборный корпус, больше напоминающий сундучок с проковырянными (по другому не скажешь) отверстиями. Добраться до подвала шасси можно только вандальными для корпуса методами. Учитывая, что деревянные шпонированные детали рассохлись - нереальная затея.





Диапазоны волн переключаются справа четырехпозиционным переключателем.



Ручки управления карболитовые с нанесенными краской в углублениях стрелками.





Шкала бумажная на барабане. Слева и справа от нее два рычажка для коррекции настройки (пластинами конденсатора). Ручка настройки металлическая.





Регулятор громкости - номинальный, так как в приемнике прямого усиления просто стоит на входе сигнала с антенны. Как-то регулировать уровень при радиоприеме можно ручкой обратной связи (слева). Под крышкой предусмотрен прерыватель анодной цепи. Затея хорошая, реализация не очень. Рабочее положение - с закрытой крышкой для безопасности. Я просто открутил замыкающий штырек от крышки и воткнул его в гнездо при работе с прибором. Для хорошего контакта крышку надо или чем-то прижимать, или наоборот приподнимать. О чем я, естественно, потом забыл при демонстрации результатов работы сотрудникам музея.







Всего экспонатов для приведения в порядок было два, о втором позже - отдельным постом. Я никакой специалист по работе со шпоном, поэтому верхнюю откидную крышку сразу предполагал отдать в мастерскую хорошим специалистам по работе с деревом. А ящик ввиду его неразборности без порчи (как мне кажется ,в случае с музейной вещью) предполагал поправить самостоятельно.

Исходное состояние было таким. Значительные дефекты шпона крышки (растрескивание, отслаивание, отсутствуют значительные фрагменты) на верхней и нижней поверхностях. Крышка будет снята, все крепежные элементы демонтированы. Нужно: заменить шпон, подготовить к покраске, покрасить. Цвет - приближенный к оригинальному существующему. Блеск - не сильнее сушествующего на остальных поверхностях, чтобы было единство и гармония внешнего вида. Мелкие дефекты деревянных кромок и незначительные потемнения не убираем, не должно быть эффекта новой вещи.







Дефекты и отслоение шпона на левой, правой, задней и лицевой стенках корпуса. Необходима подклейка.
Механическое повреждение защитного замыкателя питания при открытой верхней крышке. Восстановление крепежа.
Общее загрязнение корпуса, элементов управления, пыль внутри корпуса. Загрязнение КПЕ. Чистка, смазка.





Разрушение сетевой вилки. Работоспособность сохранена, опасное использование, оголенные контакты. Но вилку менять не стал, очень своеобразная, аналогичную найти не смог. Встречаются только более поздние. Вообще, задачей своей вижу максимальное сохранение родных деталей. А сотрудники музея - люди  квалифицированные, степень опасности понимают.



Радиолампы. Должны стоять: ВО-116 (кенотрон); СО-118, 2 шт. (триод, детектор и первый каскад УНЧ); УО-104 (оконечный триод, выходной каскад УНЧ); СО-124 (тетрод ВЧ, первый детектор). Фактически стоят: 2В-400 (кенотрон); ПО-119 (триод НЧ), СО-118; УО-104; СО-182 (пентод ВЧ). Лампы завода «Светлана» 37-38 годов прошлого века. По их виду вполне понятно откуда взялось название «радиолампа».













Отсутствует защитный экран, он же шильд с нанесенной информацией завода-изготовителя  (230х170 мм). Изготовление пластины, подбор крепежа. Поиск изображения в интернете, обрисовка, печать на металле, сверление соосно с существующими отверстиями на шасси (сверлили без шаблона-кондуктора, расположение отверстий хаотическое), подгонка и монтаж.



Удаление ржавчины с металлических деталей крепежа и ручки переключения диапазонов.





Подкрашивание металлических уголков корпуса, 4 шт. Подкрашивание металлического обрамления шкалы настройки.



Восстановил механически неисправный контакт прерывателя на шасси. Выключатель питания клавишный. Находится на левой стенке корпуса, работает. Для пробного пуска использовал высокоомный головной телефон ТА-56 сопротивлением 1600 Ом. К гнезду антенны - провод длиной 1 м. Во всех гнездах (антенна, громкоговоритель, адаптер) - правый контакт «земля». При включении есть накал ламп. Прогрев долгий. В громкоговорителе - шумы помех. Приемник заработал, а это большая удача.







К гнездам «Адаптер» подключил свой старый смартфон, который я всегда использую для проверок. Качество и громкость звука соответствуют качеству воспроизведения через угольный телефон. Плохо, но есть.



Поискал в интернете изображение, наносимое на защитный экран-кожух. Еле нашел достаточного для разборчивости качества. Обрисовал. Заказал УФ-печать на металлической пластине. Сверлил по существующим отверстиям в шасси, используя лист бумаги в качестве шаблона для переноса разметки.





Поочередно подклеивал дефекты шпона корпуса прибора с фиксацией на сутки. Дефектные поверхности - все 4 стенки корпуса с внешних сторон и внутренние отслоения вблизи торцов. Да еще мелкие растрескивания и ослоения.

















Для качественной демонстрации устройства в работе высокоомный телефон, подключаемый к гнездам громкоговорителя, заменил на динамик со звуковым трансформатором. Звук стал прекрасен. Чистый, громкий, ламповый.



Чтобы все это выглядело по музейному прилично, задумал сделать из фанеры подставку под громкоговоритель. Стилизовал внешний вид отверстий под старину. Покрасил в черный, чтобы не отвлекал от собственно экспоната. Припаял старые провод и карболитовую вилку (40-50-х годов).









Привезли от мастеров верхнюю крышку. Полностью заменен верхний шпон, подобранный по толщине к оригиналу. Не шпон, а деревяшка прямо. Толщина около 1,5 мм, как в оригинале. Цвет вполне похож. При закрытой крышке основное впечатление складывается именно от нее, как от наибольшей видимой поверхности.



Смонтировал крышку на петли, прикрутил элемент блокировки питания. Закрепил кожаную полоску ограничителя открывания верхней крышки приемника.



Вполне можно демонстрировать в музее. Экспонат работоспособен и выглядит значительно лучше, чем в исходном виде. Работой доволен. Работоспособность впечатляет, учитывая преклонный (почти столетний) возраст прибора.



Старые вещи, 1930-е, Другой масштаб

Previous post Next post
Up