«Харьков»

Mar 13, 2024 19:11

Приводил в порядок радиолу. Последнее хранение было в холодном гараже. Там же (при изрядной минусовой температуре) и состоялась демонстрация мне технического состояния. Подает признаки жизни. Сильная детонация при проигрывании пластинок. Каким-то чудом принимает одну станцию на УКВ, хотя теоретически не должна.



Семиламповый бытовой прибор выпускался с 1957 года Харьковским приборостроительным заводом. С 1900 года - машиностроительный чугуномеднолитейный завод, с 1949 года - завод авиационной, ракетной, космической аппаратуры (в том числе для первого искусственного спутника Земли), АСУ. Радиолы эти (и сходные по дизайну) имели скромную отделку, но этот тип мне симпатичен. Добротные и какие-то уютные.

Необычно выглядят темные ручки громкости и настройки. Показалось, что неродные. Но все же это заводской вариант без всякой самодеятельности.. В канавках золотая краска, гармонирующая со шкалой. Шкала абсолютно целая, без осыпаний. Белая пластмасса осталась молочно белой. На месте латунный шильдик, обрамления индикатора, ручек тембра и клавиш. Ткань грязновата, особенно на отверстиях панели для динамиков. Индикатор, как водится, очень тусклый.



Всегда опасался работы со старыми корпусами, оклеенными декоративной «под дерево» бумагой. Снять без повреждений для подклейки ее не удастся. Удалить до древесины пострадавший фрагмент - обречь прибор на вечно недоделанный вид. Позже удалось достичь приемлемого результата.

Номер на шасси 205082, год выпуска 1960-й. Все лампы родные. И это, конечно, удивительно. Лампы радиолы: 6Н3П, 6И1П, 6К4П, 6Х2П, 6Н2П, 6П14П и 6Е5С. Все 1957-1960 годов выпуска.





Шасси и детали грязноваты. Все нужно тщательно мыть.





Включается радиола нажатием клавиш диапазонов радио или проигрывателя. А выключается «пустой» клавишей «Выкл». Есть раздельные регуляторы тембра.



Корпус для своих шестидесяти с лишним лет можно считать сохраненным. Есть ободранные места.  Есть высохшая и растрескавшаяся бумага. Лака частично нет. Стерся, содрался, испарился. Смущают несколько значительных дефектов покрытия до дерева. После протирания от грязи потрепанность заметна еще сильней.



АВС 80-260 - точно под замену, прибор должен быть рабочим. Его планируют включать, поэтому и шнур сетевой поставлю надежный, невзирая на стилистику. Главное безопасность.



Помыл шасси проточной водой. Кисточкой особо не размахивал, боясь повредить литцендрат катушек. Одна катушка была отломана и висела на проводках. Зафиксировал суперклеем.



Для снятия шкалы нужно отвинчивать регулятор громкости, иначе мешает ось. Также полезно нажать одновременно несколько клавиш с правой стороны. Аккуратно протер тканью стекло изнутри и помыл снаружи. Идеальные сохранность и прочность нанесения.

Подшкальник загрязнен в той же степени, что и шасси. Специально сделал фото очищенной наполовину поверхности. Налет на ощупь жирноватый.



Стекло отсканировал на всякий случай. Пусть будет. Да и в процессе работы случается всякое. Вкрутил лампы подсветки. Подсоединил к антенному входы конвертер FM-УКВ, к гнездам внешней акустики - динамик и включил. Работает.





Помыл изнутри деревянный корпус. Пропитал льняным маслом открытое дерево.

Мебельными маркерами разных подходящих оттенков аккуратно закрасил дефекты: многочисленные потертости, выцветшие места, царапины, трещины с видимыми белыми торцами бумаги, внешние и внутренние углы. Красить пришлось много и снаружи, и под крышкой проигрывателя.







Результат есть. Вид меняется на глазах. Главное не спешить. Неудавшиеся места смываются спиртом. Потом можно попробовать еще раз.

Снизу прилепил самоклеящиеся фетровые ножки. Полезно даже при работе с корпусом. Гораздо удобнее перемещать по рабочей поверхности.



Снял ЭПУ-III 1957 года разработки. Не самая удачная кинематическая схема. Есть и пассик для вала 33-й скорости, и общий ролик для обеих. Пассик уже не оригинальный, насажен обрезок силиконовой трубки. Поверхность ролика довольно ровная, можно пользоваться дальше, а не искать «донора». Помыл ЭПУ, смазал оси вращения и мотор. Головка рабочая, но немного глуховата. Тонарм черного цвета выглядит интересно и, соответственно, не смог пожелтеть, что приятно.



Очень ослаблена пружина выключателя двигателя. Подозрительно размягчен подпружиненный рычаг автостопа из светлого металла. Легко мнется пальцами. Не держит приданную форму после нескольких срабатываний. Пришлось удалить автостоп. Запасных частей к настолько древнему устройству в продаже неподалеку нет, да и овчинка не стоит выделки. Разобрал узел выключателя питания мотора (под тонармом на стойке) и разжал пружину. Теперь срабатывает надежно.









Почистил пеной для автосалона ткань. Заклеил просохшую ткань бумагой и бумажным скотчем. Закрыл металлические дно и заднюю панель отсека проигрывателя и покрыл корпус акриловым лаком из баллончика. Теперь окрашенные места, да и вся бумага защищены прочным слоем. Выглядит значительно новее.







Удалил ржавчину с крепежа ЭПУ и установил его на место. Все должно выглядеть хорошо, даже если не видно.



Заменил селеновый выпрямитель на диодный мост КЦ-405А (до 600В). Больше люблю КЦ-402 из-за отверстия для крепления, но были только для печатного монтажа. Поставил сопротивление на 330 Ом 10Вт, чтобы с заменой не было повышенного напряжения. Собрал это на части корпуса АВС, так не придется делать лишних отверстий в шасси исторического прибора.



Заменил сетевой провод на современное изделие. Конструкцией предусмотрено надежное крепление металлическим подгибаемым лепестком.



Снял крышку-экран блока УКВ и поразился обилию грязи. Обычно бывает почище. Аккуратно помыл.



Очистил и смазал верньерное устройство. Помыл КПЕ и нанес ЦИАТИМ в узлы вращения.



Раз приемник должен работать, закрепил на крышке УКВ-блока конвертер. Вывел провода 220 В для розетки, которую установлю в корпусе под отдельный 12-вольтовый БП. Снабдил конвертер выводом с гнездом питания. Разорвал сдвоенный провод на УКВ-антенну и в разрыв припаял вход и выход преобразователя частоты с кварцем на 33 МГц.





При необходимости владелец сможет легко удалить «лишние» детали, вернув прибор к исходному виду.





Прием хороший. Ловится не меньше десятка радиостанций. Пробовал с подключенным внешним динамиком. Интересно будет послушать звук в корпусе. Он всегда отличается в приятную сторону. Немного шуршит регулятор громкости. Найти новый с нужной длиной штока не могу. Те, что есть - в аналогичном состоянии.







Не хватает упора крышки в открытом положении. Нашел на Авито такой же «Харьков» на разбор. Продавец выслал узел в сборе, окрутив прямо в гараже (где дожидался своего часа «донор»), предварительно откопав его от снега, примерно за неделю подходов к «снаряду». Посетовал на обильные осадки нынешней зимой. В очередной раз убедился, что есть много увлеченных людей, которые помогут и запчастями, и делом, да и поговорить есть о чем. Фото не делал, радиола к тому моменту уже у была возвращена владельцу.



Звук весьма приятный. Вид в результате неплохой. Работой удовлетворен, заказчик тоже доволен.








Старые вещи, Другой масштаб, 1960-e

Previous post Next post
Up