«6Н1»

Nov 13, 2023 13:29

Давно хотелось вволю «подержать в руках» довоенный приемник. Потому что это - история. Был интересный опыт с музейными экспонатами СВГ-К 1941 года и ЭЧС-2 1932 года. Уже состоялся их «показ», поэтому можно как-нибудь выложить в ЖЖ ход работы. Как оказалось, даже столь старые вещи вполне себе могут работать, а не стоять немыми памятниками. Поэтому я и стал подумывать о настольном варианте радио 40-х годов. Вариантов немного: 6Н1 (как более демократичный, соответственно менее дорогой) и СВД. Последний - более сложный, «подвал» в два этажа, «зеленый глаз». Для меня историческая ценность и интерес к обоим одинаковы. Везение и доступность были на стороне 6Н1.



Отлично упакованный благополучно доехал из Свердловска. Долгое время был «домашним» приемником. На фото собратьев из интернета у корпусов всегда были оттенки натурального дерева. Приехавший оказался радикально черного цвета. Краска родная, со сколами и сеткой трещин. Нигде не нашел информации о вариантах окраски. В черном цвете 6Н1 выглядит очень «номенклатурно» и имеет рояльный вид. Отмывал некоторые загрязнения спиртом и понял, что корпус был когда-то покрыт шеллачным лаком.







Чем больше возился, тем сильнее укреплялся в мысли, что перекрашивать его не хочу. Не буду счищать и патину с обрамления шкалы. В общем, собрался максимально сохранить родные покрытия и ощущение пожившей вещи, устранив значительные следы эксплуатации.



Владелец беспокоился о работоспособности (а она была какое-то время назад) после пересылки. За приемником следил его родной дед. Следы ремонта и успешного поддержания в рабочем виде есть. Заменены провода к антифонной катушке и динамику. Вместо кенотрона в цоколе от лампы припаяны 2 диода. Стоят электролиты и лампы более поздние, чем на момент выпуска.







Номер на шасси 127750. С большой долей вероятности - это 1940 год. После сильного пожара в 1938 году Воронежский завод «Электросигнал»  (бывший «Красный сигналист») был восстановлен и к XVIII съезду ВКП(б) (10-21 марта 1939 года) приемников 6Н1 было выпущено около 10 тысяч. А всего до войны и прекращения выпуска было изготовлено более 170 000 радиоприемников этого типа.



Вообще интересно почитать историю отечественной радиопромышленности 30-х годов. Воронежские удачные приемники были лицензионными американскими моделями RCA и их вариациями. Насколько я понял, в значительной степени на основе их радиоламп и решений производство радиоаппаратуры СССР просуществовало до 60-х годов. Конечно, был вклад и европейских моделей VEF и минского завода. Внешне и отчасти конструктивно 6Н1 основывался на модели RCA 6T2 1937 года.

На левой стенке корпуса изнутри остатки бумажной наклейки с диапазонами волн и расположением элементов на шасси. На правой должна быть бумажка с внешним видом приемника и органами управления. Нашел изображения в интернете, обрисовал. Буду печатать и клеить новоделы, желательно на старой пожелтевшей бумаге.





Внешне наиболее сильно пострадала верхняя плоскость корпуса. Есть несколько сильных сколов и глубокие трещины. По решетке громкоговорителя полезла плесень. После снятия шасси выяснилось, что под ним она тоже есть. Пришлось углубляться в тему. Мыл корпус изнутри большим количеством  перекиси водорода. Потом медицинским спиртом. Собственно, так и узнал про нанесенный на черную краску шеллак. Последним этапом обработки стала пропитка маслом чайного дерева - тоже антисептиком, в качестве долговременной обработки. Теперь нет ни следов грибов, ни запаха.









У приемников никогда не было задних стенок. В конкретном случае неожиданно была установлена самодельно изготовленная крышка из ДВП. Она очень помогла в определении формы и размеров, так как удачно крепилась двумя родными винтами к шасси. Отдал на резку из полюбившейся ХДФ. Покрасил проверенной матовой краской баллончиком KUDO. Конфигурация отверстий и нанесение изображений и текстов - моя самодеятельность, компиляция из изображений наклеенных оригинальных бумажек от 6Н1, логотипа завода и необходимых традиционных текстов.







Все родные ручки хорошо сохранились. Где пружинящих металлических пластин для надежного крепления на осях не осталось, восполню обрезками трубки ПВХ.



Стекло шкалы существовало в двух вариантах. Был формованный плексиглас и обычное стекло. В этом случае - последний вариант. Есть углубление под стекло, металлические прижимы и каучуковые прокладки.





Ткань сохранилась. Конечно, выгорела и есть неравномерность из-за проложенной между тканью и решеткой вырезанной открытки с флагами республик СССР. Открытку аккуратно изъял. Нашел в сети ее изображение. Издана была в 1954 году. Не стал использовать средства химии для чистки материи, чтобы не проступил клей и не появились пятна. Мыл только водой в несколько приемов, закрепив акустическую панель рейками со струбцинами. Сушил на рейках, потом под прессом, иначе фанера деформируется.







Весь крепеж и снятые детали подписал, чтобы не было ненужных размышлений при сборке. Отмыл. Ржавчину крепежа снимал лимонной кислотой. Ножки вымачивал в горячей воде. Обрамление шкалы не травил, чтобы не было блеска, как у новодельной детали.



Мелкие дефекты краски подкрашивал маркером и краской Tamiya. Верхнюю панель корпуса шпатлевал и шкурил.





Торцы деревяшек сзади и снизу прошел шлифовальной машиной. Снизу пропитал дерево льняным маслом.



Декоративные винты динамика (с дизайном, заимствованным у американского прототипа), проходящие сквозь корпус и акустическую панель покрасил.



Закрыв боковые плоскости малярным скотчем и стрейч-пленкой, покрасил из баллона глянцевой черной KUDO. Задний торец фанерных деталей - кисточкой и Tamiya.





Аккуратно оттер всю грязь с динамика. Кисточкой извлек с внутренних поверхностей многолетний мусор и пыль. Диффузор целый. Шов на фото - технологический. Обнаружил оголенный провод, норовивший коснуться металлических деталей. Заизолировал.









Провода к катушке динамика закреплены обмотанной бумагой. Справа она отслоилась, а жилка провода очень тонкая, можно повредить при неосторожном обращении. Особенно с учетом того, что в этом месте как раз пайка толстого провода к тонкому медному от катушки. Подклеил бумагу, сверху зафиксировал малярным скотчем до высыхания, да так и оставил. Все провода ветхие. Лишний раз лучше их не беспокоить.



Чтобы все технологии соответствовали времени производства приемника решился на восстановление покрытия шеллаком. Купил в поделочном магазине спиртовый раствор. Наносил тампоном в 6 слоев с промежуточной просушкой. Внутрь х/б ткани (старой, для мягкости) набил комок шерсти. Естественно, прочитав в интернете, как работают по этой технологии. Шерстинки пробиваются через ткань, налипая на лакируемую поверхность. На самом деле, можно спокойно заменить комком ваты или нетканым материалом. Шеллак заливал внутрь раскрытого тампона, ждал когда пропитается и начинал работу на фанерке для равномерного смачивания ткани рабочей поверхности. Между нанесением слоев тампон хранил в герметичной банке. Шеллачный спирт - недешевое удовольствие. Если тампон влажный, смачивать потом можно сразу его наружную часть. Результатом удовлетворен. Фактура поверхности видна, блеск и защита есть. Неустраненные дефекты становятся заметнее, кстати. Шеллак их подчеркивает, рельефно выделяя.









У шкалы три лампочки подсветки. Центральная нужна для работы индикатора диапазона. Переключатель лепестком перекрывает треугольные отверстия, работающие на просвет. Именно у этой лампы лопнул пружинящий латунный контакт, прижимающийся к «массе» шасси. Зачистил латунь и запаял радиус изгиба изнутри и снаружи.



Блок трансформатора с переключателем напряжения и предохранителем удивительно напомнил ТПС-58. Теперь ясно, откуда «растут уши».



Шасси аккуратно мыл с кисточкой, замачивая особо загрязненные места WD-40. Заменил ссохшийся сетевой провод на «лапшу», поместив ее в оплетку 50-х годов. Вилку взял старую карболитовую из того же времени.



Поставил кенотрон 5Ц4С вместо диодной замены (детали были от VI-1983). Ламп родных, к сожалению, в приемнике не было ни одной. Стоял набор:  6А8 (VI-1953), 6Ж7 (VII-1950), 6Х6С (III-1953), 6Ф5 (III-1950), 6П3С (V-1958) - должна быть 6Ф6. Были заменены электролиты 20 мкФ 450В (VI-1975), 40 мкФ 450В (X-1956), 10 мкФ 450В (III-1975). За приемником следили.
В подвале традиционный монтаж. Ни на одной детали не нашел даты изготовления.



Контакты только винтовые. Как написано в инструкции 1938 года - для надежности соединения. Спорное решение. Резьба латунных винтов от чрезмерной затяжки изнашивается, да и ответная резьба - в тонких штампованных деталях, закрепленных подгибанием в текстолитовой основе. Для прослушивания электрограммофона нужно отсоединить металлическую перемычку в группе из трех контактов. Для радиоприема - вернуть ее на место.





У приемника две ручки настройки. Одна - с редуктором. Большой зубчатый сектор почистил и нанес ЦИАТИМ. Помыл и смазал подшипники и трущиеся детали КПЕ.





Приемник работает во всех диапазонах. Подключал его к рамочной магнитной антенне. К сожалению, не смог ничего поймать. Попытки продолжу. Иногда у нас можно принять китайскую радиостанцию на средних волнах.





Переключил на внешний источник. Со смартфона играет весьма качественно. Думал, этот динамик будет звучать хуже. Послушали военные и послевоенные песни, голоса Левитана и Сталина. Удивительное единение звука и старой вещи. Как и в приемниках СВД включается прибор ручкой тембра. Контакт в этом переменном резисторе плоховат. Громкость регулируется нормально, не шуршит.







Собрался скрыть более поздние провода к динамику, замененные прежним владельцем. В оригинале изоляция тканевая. Купил черные шнурки, вынул сердцевину и надел на цветную изоляцию. Теперь не бросается в глаза.



Аккуратно собрал все в обратном порядке: акустическая панель, динамик с катушкой, потом шасси. Оно полностью закрывается снизу П-образным кожухом-экраном и прикручивается винтами по периметру. Крепится шасси к корпусу четырьмя винтами. Часть винтов (оригинальные) латунные с квадратными головками. Оставил пару для задней крышки, чтобы можно было легко их увидеть.







Проверил работоспособность после сборки. Все в порядке. Акустика в корпусе, конечно, становится лучше.









Форма надписи внизу задней стенки с логотипом завода, датой и номером взята с изображения бумажки, которую наклеивали на шасси приемников без «набитого» на металле номера. Тексты - из инструкции 1939 года.







Нравится и приемник, и результат проделанной работы. Два честных ламповых Ватта звучат очень громко.





Осталось сделать две наклейки на внутренние стенки корпуса, хотя теперь при наличии задней стенки это необязательно.



Старые вещи, Другой масштаб, 1940-е

Previous post Next post
Up