Радиоприемник III класса, трехдиапазонный пятиламповый супергетеродин с номером 26344. Выпущен в 1953 году. Новая модель Бердского радиозавода. Производился также в Иркутске. Существовала версия радиолы, отличавшаяся наличием ЭПУ и верхней крышки.
Последний, четвертый приемник, из попавших ко мне одновременно. Очень своеобразный по дизайну, с лицевой панелью полностью обтянутой тканью. За что был руган еще в журнале «Радио» от 54-го года. Дескать, отверстия под ручками некрасиво видны и ткань грязнится вокруг ручек. Но тут я бы возразил. Ручки выступают достаточно далеко, да и хвататься за радио грязными или жирными руками не стоит в любом случае. У конкретного экземпляра ткань была изношена, но достаточно равномерно. В силу тонкости материи даже у новых просвечивало отверстие для динамика. А для середины прошлого века очень неплохой и недорогой дизайн, позволивший украсить довольно грубый прочный корпус из толстых деревянных деталей.
Обычно эти «Рекорды» восстанавливают в золотом цвете вместо слоновой кости деталей обрамления и вставляют шкалу с пейзажем. Такой вариант был и он выглядит побогаче, но историческая правда важнее. Тем более, скромных «трудяг» с видом попроще остается все меньше. Поэтому решил вернуть прибор к оригинальному виду. Не стал лишь использовать красноватый оттенок ткани.
Внешне приемник был довольно потрепан. Шкала осыпалась, рамка и металлические накладки облезли.
Деревянные накладки на торцы верхней крышки тоже. Они просто фанерные и прибиты к крышке гвоздиками. Некогда рояльного вида корпус покрыт сеткой трещин. Задняя стенка поломана в трех местах. Зато шасси сзади выглядит неожиданно неплохо. После протирки даже тканевая оплетка сетевого шнура оставляет неплохое впечатление. Совсем нет желания заменять ее новым проводом.
Занялся сразу наиболее пострадавшей деталью - задней стенкой. Кроме заломов есть еще и общая деформация. Склеил столярной «Секундой», зажал струбцинами. Наутро, разбирая эту композицию, отломал еще кусок картона. Лишний раз убедился, что кавалерийские наскоки и спешка в работе со старыми вещами совершенно неуместны. Только тихо, вдумчиво и определяя заранее за что взяться и как повернуть.
Выпрямил стенку на столешнице. Срезал под углом стыки.
Настрогал мелко старый картон и размочил его водой до «каши».
Отжал и добавил клей. Полученную смесь нанес на шов и зажал рейками через полиэтилен. Потом на несколько дней оставил выпрямляться.
Подвал шасси закрывается съемным картонным дном. Отверстия поворотных дисков заклеивались бумажками-пломбами. На них было что-то нанесено типографским способом. Но сорваны они еще до меня.
Шасси грязновато в передней части, нужно (естественно) мыть.
Интересной показалась шкала. Чистая геометрия, никаких украшательств. Читается легко. Три больших окошка для видимости стрелки и маленькие под города вещания. Фон шкалы теплый белый.
Динамик в ранних приборах крепится в четырех точках. Хитрый крепеж с площадками, вставляющимися изнутри в пазы акустической панели между ней и тканью. Позже сократили крепеж до трех элементов.
Обрамление шкалы снимается после отгибания жестяных лапок. Между ними и стеклом приклеен картон. Прижим тремя обрезиненными лапками недостаточен, поэтому торцы стекла измазаны высохшей замазкой, которая собственно и обеспечивает неподвижность.
Накладки на торцы боковин крепятся гвоздями. По 4 штуки на каждую. Незамысловато, но времена были такие.
Ручки с поржавевшими ободками. Третья неродная. Похоже, что от «Рекорда» другой модели. Поставлю ее в центр. Были приемники с ручкой настройки даже большего диаметра (как раз по центру).
Корпус удивил массивными деталями, собранными на шипах с резьбовыми стяжками. Два длинных винта сжимают нижнее основание с боковинами. Сверху - сплошная стяжка-пруток с резьбой на двух концах. Почему не сделали клеевое соединение для меня загадка. Один винт пришлось пилить. Не снималась гайка.
Обрисовал шкалу по скану оригинальной. Отскоблил старую и отдал в печать.
Дефекты задней стенки подкрасил нитромаркером. Закрасил и свою склейку массой картона и клея. Обнаружил ошибку в надписи возле предохранителя. Посмотрел фотографии «Рекордов», в последующих этой надписи просто нет. Предохранитель здесь еще на картонной основе.
Ткань покрасил морилкой цвета «дуб», чтобы не было красноты.
В лимонной кислоте помыл весь крепеж и ручки. Было много хлопьев ржавчины.
Чтобы снять старую краску воспользовался смывкой. Приготовил пластиковое прямоугольное ведро для ремонтных работ, в котором за годы отмыл не один раритет. Положил туда детали. Баллон выдал грязную черную струю непонятной жидкости и потек. Перчатки растворяются, в ведре жижа, баллон пуст, а краске хоть бы что. Советское, значит - отличное. Обычно вспучивается и легко сходит. Здесь - просто размягчилась, но размазывается и снимается с трудом и значительными усилиями. Ведет себя как недосохшая краска. Кое-как счистил тряпками до металла, постоянно окуная на какое-то время в жижу в ведре (и поворачивая разными боками). После такой лабораторной работы ведро пришлось выбросить, пластик растворился. Металл накладок и рамки неважнецкий, какой-то очень рыхлый в верхнем слое. Потом зачищу до блеска.
Шасси осторожно мыл, помня про провода и литцендрат катушек, поставив в пластмассовую крышку ящика хранения, которую использую как корытце.
Обтянул панель, которую безжалостно помыл под струей воды. Уж очень набрала грязи через ткань за долгую жизнь. Отверстия в ткани по периметру прожег паяльником. Самый верный способ получить аккуратные нераспускающиеся края.
Купил баллончик с краской слоновая кость, очень похожей на оригинальный цвет. Подготовил детали к покраске.
Краска ложится хорошо, никаких сложностей кроме фиксации Г-образных накладок. Деревяшки насаживаю на «ежиков» из саморезов, вкрученных в фанерку.
Шасси хорошо отмылось. Даже подшкальник не облез, несмотря на трещины в краске. Промыл и смазал трущиеся узлы. КПЕ на шарикоподшипнике. Верньер работает исправно. На металле несколько неразборчивых штампов и один росчерк-автограф.
Припаял к динамику удлиненные провода. Будет легче собирать в корпусе. Включал, как водится, через лампу накаливания, потом напрямую. Шасси «горячее», поэтому осторожность при включении не помешает. Приемник вполне рабочий, на приеме шумит во всех трех диапазонах, от смартфона исправно играет. Хорошо, что есть позиция переключателя рода работ «ЗС». Антенна имеет значение. На магнитную рамочную шумит куда больше, чем на отрезок провода.
Покрасил корпус. Без фанатизма. Не стал шлифовать его до дерева, оставил благородный кракелюр старой краски. Правильно сделал, потому что старая древесина очень впитывает краску. Остаются матовые места. Даже после лака. С тканью и шкалой выглядит солидно. Всегда по фото и увиденным мельком экземплярам считал его некрупным.
Шильдик обрисовал по фото картонного оригинала из сети. Вырезали из акрила 2 мм. Красил бронзовой краской. Пробовал в качестве эксперимента клеить кусочек акрила на столярный клей и цианакрилат. Держат на ткани не очень и тот и другой. Остановился на цианакрилате и подстраховался «пришиванием» в двух местах медной проволочкой. Теперь не отпадет.
Уже после установки лицевой панели затянул стяжкой корпус.
На динамике каким-то чудом сохранилась бумажка с параметрами.
Собирается приемник несложно, главное аккуратно и без спешки. Лампы все оказались рабочими, несмотря на потрепанный у некоторых вид.
Очень неплох и подробен рисунок расположения ламп. Деформация задней стенки немного осталась. Но не сравнить с тем, что было.
Звук приемника в корпусе меняется в лучшую сторону. Динамик, конечно, не самый лучший, но что было в 53-м году для недорогого и массового изделия. Хотя от лампы 6П6С можно получить и большее.
Набор ламп, стоявших в «Рекорде»: 6А7 (IV-1971), 6К3 (Х-1958), 6Г2 (IV-1953), 6П6С (VI-1977), 6Ц5С (XII-1975).
Выглядит прилично и работает, несмотря на свои немалые 70 лет. В хороших был руках, бережно относились и отлично сохранили.