Гаага, Вермеер, Пруст...

Apr 17, 2021 18:18


Копаясь в своем архиве увидел фото с поездки, которая была как раз примерно в эти дни два года назад (кошмар какой-то:)) и решил немного написать, а то совсем забросил это дело:)




Это один из двух пейзажей Яна Вермеера, написанный в 1660-1661 гг, второй, кстати, тоже люблю:)



Мои фото (они кликабельны), сделанные зачем то в музеях, они и близко не передают впечатление, которое картины производят(

Увидеть "Вид Делфта" хотел еще с 90-х годов, но вот получилось только в 2019 году. Маурицхейс, где она хранится, мне понравился, такой уютный, не так уж и много посетителей и прекрасная коллекция. Полотно можно спокойно посмотреть, почти всех посетителей перетянула размещенная напротив "Девушка с жемчужной серьгой", которая благодаря роману Т.Шевалье и его экранизации сегодня является наиболее известным произведением Вермеера)
Картина попала в мое поле зрения после прочтения эпопеи Пруста, где она упоминается в романе "Пленница" в известном эпизоде смерти писателя Бергота. Сорри, но не могу отказать себе в удовольствии и не добавить этот фрагмент романа:)

" Довольно легкий приступ уремии послужил причиной того, что ему предписали покой. Но кто-то из критиков написал, что в «Виде Делфта» Вермеера (предоставленном гаагским музеем голландской выставке), в картине, которую Бергот обожал и, как ему казалось, отлично знал, небольшая часть желтой стены (которую он не помнил) так хорошо написана, что если смотреть только на нее одну, как на драгоценное произведение китайского искусства, то другой красоты уже не захочешь, и Бергот, поев картошки, вышел из дома и отправился на выставку. На первых же ступенях лестницы, по которой ему надо было подняться, у него началось головокружение. Он прошел мимо нескольких картин, и у него создалось впечатление скудости и ненужности такого надуманного искусства, не стоящего сквозняка и солнечного света в каком-нибудь венецианском палаццо или самого простого домика на берегу моря. Наконец он подошел к Вермееру; он помнил его более ярким, не похожим на все, что он знал, но сейчас, благодаря критической статье, он впервые заметил человечков в голубом, розовый песок и, наконец, чудесную фактуру всей небольшой части желтой стены. Головокружение у Бергота усилилось; он впился взглядом, как ребенок в желтую бабочку, которую ему хочется поймать, в чудесную стенку. «Вот как мне надо было писать,  - сказал он.  - Мои последние книги слишком сухи, на них нужно наложить несколько слоев краски, как на этой желтой стенке». Однако он понял всю серьезность головокружений. На одной чаше небесных весов ему представилась его жизнь, а на другой - стенка, очаровательно написанная желтой краской. Он понял, что безрассудно променял первую на вторую. «Мне бы все-таки не хотелось,  - сказал он себе,  - чтобы обо мне кричали вечерние газеты как о событии в связи с этой выставкой».
Он повторял про себя: «Желтая стенка с навесом, небольшая часть желтой стены». Наконец он рухнул на круглый диван; тут вдруг он перестал думать о том, что его жизнь в опасности, и, снова придя в веселое настроение, решил: «Это просто расстройство желудка из-за недоваренной картошки, только и всего». Последовал новый удар, он сполз с дивана на пол, сбежались посетители и служащие. Он был мертв.
Мертв навсегда? Кто может на это ответить? Конечно, спиритические опыты, как и религиозные догматы, не дают доказательства, что душа существует. Можно сказать лишь, что все в нашей жизни происходит так, как если бы мы вступали в нее с бременем обязательств, взятых на себя в какой-то предшествующей жизни; в условиях нашей жизни на этой земле не содержится никаких оснований для того, чтобы мы считали своим долгом делать добро, быть деликатными и даже вежливыми, нет в них ничего такого, что вменяло бы требовательному художнику в обязанность двадцать раз переделывать вещь, превознесение которой грядущими поколениями мало будет значить для его изглоданного червями тела, например, кусок желтой стены, с таким мастерством и такой тонкостью написанный художником, навсегда потонувшим в неизвестности, оставившим от себя только имя - Вермеер, - и то едва ли достоверное. Все эти обязанности, ничем не санкционированные в теперешней жизни, принадлежат словно к иному миру, основанному на доброте, совестливости, самопожертвовании, миру совершенно отличному от здешнего, откуда мы являемся, рождаясь на этой земле, и куда снова, может быть, вернемся под власть таинственных законов, которым мы повиновались, потому что носили в себе их предписания, не зная, кем они начертаны, - законов, к которым нас приближает всякая углубленная умственная работа и которых не видят - все еще! - только дураки. Поэтому предположение, что Бергот не умер навсегда, не является невероятным".

Сам Пруст впервые увидел эту картину 18.10.1902 в Маурицхейсе и написал своему другу художественному критику Ж-Л Водуае, что видел самую прекрасную картину в мире)
Вообще сейчас интересное время для поклонников писателя, 10 июля исполнится 100 со дня рождения, а на следующий год 18 ноября 50 лет со дня его смерти. Во Франции в предверии этих дат очередной раз перетряхивали архив писателя и издавали неизвестное, но и Россия, как ни странно, тоже не осталась в стороне)
Н-р, сборник рассказов, обнаруженных  совсем недавно
https://www.labirint.ru/books/783297/
Также издали книгу с его письмами
https://www.ozon.ru/context/detail/id/220966817/
Еще очень приятное собрание писем
https://www.ozon.ru/product/pisma-sosedke-prust-marsel-216836932/
Сборники эссе
https://www.ozon.ru/product/pamyati-ubityh-tserkvey-141156870/?_bctx=CAUQrqIP
https://www.ozon.ru/product/utehi-i-dni-prust-marsel-177323798/?_bctx=CAUQrqIP
и это только прочитанные мною книги, не считая переизданий самих романов)

vermeer, proust

Previous post Next post
Up