В России наконец-то издали книгу Лотты Айснер о Мурнау, пролистывая ее вчера снова увидел уже встречавшееся имя - Залка Виртель / Salka Viertel, знакомое ранее по воспоминаниям Эйзенштейна и Гарбо, и после более тщательного изучения ее биографии у меня вдруг сама собой сложилась впечатляющая мозаика из самых громких кинематографических имен прошлого века. Все оказывается были так взаимосвязаны, прямо деревня какая-то:)
Снимая в Голливуде Мурнау был дружен с Виртелями, тоже выходцами из Европы, у них за столом для него было постоянное место, в день своей смерти он заехал взять сэндвичи, но Залку не застал и поехал к писателю Уильяму Моррису обсудить возможные проекты. Он арендовал «Роллс-Ройс» и в какой-то момент посадил под свою ответственность за руль вместо водителя фирмы юного филиппинца (свое последнее увлечение), который не справился с управлением и машины вылетела в кусты и режиссер, единственный пострадавший в аварии, даже находившаяся в автомобиле его любимая немецкая овчарка уцелела, ударился головой о столб линии электропередач. Мурнау уже попадал в аварию в 1929 году, но, как известно, почтальон всегда звонит дважды. Но умер он в больнице, куда срочно приехали Виртели и его секретарь, которые и стали свидетелями смерти. Именно Залка закрыла ему глаза. Мурнау было всего 42 года. Из-за скандальных обстоятельств смерти на похороны в Голливуде пришло всего 11 человек, в том числе и Грета Гарбо, хранившая потом его посмертную маску. В Берлине же, куда привезли его гроб, проститься с ним пришел весь цвет немецкого кино.
Но кем были в творческом плане Виртели? Бертольд Виртель написал сценарии двух голливудских фильмов Мурнау: 4 Devils и City Girl (кстати, считается, что он был источником вдохновения для Теренса Малика при создании Days of Heaven), больше ничем и не отметился особо.
Залка была ближайшей подругой Греты Гарбо в ее голливудский период жизни и сценаристкой пяти ее поздних фильмов, видимо Грета предпочитала не только одного и того же оператора, но и сценаристку:). С ней Гарбо познакомилась на приеме у Эрнста Любича и, по ее воспоминаниям, представил их другу другу Жак Фейдер. Сама Виртель позднее сыграла свою более менее известную роль как раз в немецкой версии Анны Кристи, поставленной Фейдером.
Позднее Залка познакомила ее с другой весьма нестандартной личностью тех времен - Мерседес де Акоста, с которой у Греты был роман.
Дом Виртелей в Санта-Монике в те годы вероятно не могла миновать ни одна европейская знаменитость в Голливуде, там бывали в числе прочих Чарли Чаплин, Джеймс Уэйл, Арнольд Шенберг, Кристофер Ишервуд, Франц Верфель, Бертольт Брехт, Макс Рейнхардт, Томас Манн… Бывал там и Сергей Эйзенштейн, которому Виртели как могли помогали в съемках «Да, здравствует Мексика!».
В эпоху Маккарти Залка попала под начавшуюся охоту на ведьм и в 1953 году уехала жить в Швейцарию, где и умерла в 1978 году в возрасте 89 лет.
У пары было трое сыновей, самый известный из которых - Питер. Его внешность и личность стали прообразом персонажа Роберта Редфорда в фильме The Way We Were.
Питер был сценаристом хичкоковского фильма Saboteur, позднее участвовал в съемках фильма Джона Хьюстона «Африканская королева», в титрах не указан, которые произвели на него настолько сильное впечатление, что он написал роман «Белый охотник, черное сердце», который в 1990 экранизировал Клинт Иствуд, сыграв главную роль. В романе реальные лица (в том числе и сам писатель) выведены под вымышленными имена, по сути это завуалированный портрет Джона Хьюстона. Иствуд встречался с Виртелем перед съемками и разузнал у него всю историю создания этого романа.
Питер также известен тем, что в 1956 году, находясь в Биаррице на съемках фильма «И восходит солнце», был так впечатлен местными волнами, что послал за своей доской для серфинга и вскоре после этого основал первый серф-клуб в Европе.
Его второй женой была никто иная как Дебора Керр, вместе они прожили 47 лет (в том числе периодами в доме его матери в Клостере, вблизи от границы Швейцарии и Австрии, недалеко от Давоса) и умерли в 2007 году почти одновременно с разницей в 19 дней.
Куда смотрит тот же Netflix, не знаю, это же прямо просится на создание сериала, да многие звезды будут согласны за копейки в нем сниматься, лишь бы сыграть хоть какую-нибудь знаменитость тех лет и хоть так приобщиться к клану интеллектуалов:))