Восточная Турция, продолжение. Хасанкейф, р.Тигр, монастырь Мор Габриель (Deyrulumur), Харран, Гёбек

Feb 10, 2013 15:59



Мне внезапно стало стыдно, что я забросила свой жж и я вернулась. Надолго ли - науке неизвестно, но мне страстно захотелось закончить репортаж о поездке в восточную Турцию - очень уж там интересно. Ссылки на начало рассказа - в конце текста. А тут будет про город Хасанкейф, стоящий на реке Тигр, монастырь Мор Габриель (Deyrulumur), Харран, Гёбекли-Тепе

Хасанкейф - маленькое село с великой историей и почти без будущего. Сейчас он под угрозой затопления в связи с проектом по строительству плотины, а раньше за это место боролись Урарту и Ассирия, Рим и Парфия, Византия и Сасаниды, арабы, сельджуки и курды. Пещеры над Тигром считаются местом зарождения первых неолитических обществ, которые дали старт нашей цивилизации. Согласно современным представлениям, здесь, в долине реки, рядом с Диярбакыром, произошла доместикация пшеницы, а также была приручена дикая свинья.

монастырь Мор Габриель - самый древний из действующих христианских монастырей в мире

Харран - один из древнейших городов мира. Не раз упоминается в библейской книге Бытие. Там умер и был погребён отец Авраама Фарра (Быт.11:32). В этой земле также жил Лаван, брат Ревекки (Быт.27:43). Земля Харран имела торговые сношения с Тиром (Иез.27:3) и была покорена ассирийцами (4Цар.19:12).

Гёбекли-Тепе - древнейшее из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст составляет не менее 12000 лет.

Вообще я все выписала и подумала, что, наверно, надо было разбить статью на несколько частей. Но т.к. я фото уже загрузила - будет одним куском.

Из Татвана мы отправились в Хасанкейф (200 км на маршрутке с пересадкой в Батман). Довольно утомительный серпантин. Собствено говоря, сотня км любого серпантина будет утомительной:). Город основан в 1800 г до Н.Э.



Мечеть Эль-Ризк - одно из основных украшений города. Она была построена в 1409 году и заслуживает самого внимательного осмотра. На верхушке минарета уже не первый год живёт аист, свивший там большое гнездо, заметное даже с другого берега Тигра.

еще описание:
http://reports.travel.ru/letters/2011/07/191252.html
http://puerrtto.livejournal.com/113873.html

При подъезде к городку, на побережье сохранились развалины мавзолея Зейнель-Бея [Zeynel Bey Mausoleum] - комплекса, названного по имени старшего сына Узун-Хасана, правителя обширного государства в XV веке, включавшего в себя Восточную Анатолию, Армению, Западный Иран и Ирак. К сожалению, большая часть комплекса была разрушена землетрясением, и в более-менее сохранившемся состоянии осталась лишь гробница самого Зейнель-Бея, которая, судя по сохранившейся надписи на стене, была построена в 1475-м году.



Сейчас население Хасанкейфа около 3000 человек и город находится под угрозой затопления в связи с проектом строительства нового водохранилища. http://liva.com.ua/hasankeyf-first-revolution.html вот тут очень хорошая статья по истории города. Город стоит на реке Тигр и от границы реки начинается территория древней Месопотамии. Над рекой нависают те самые пещеры, что считаются местом зарождения первых неолитических обществ, которые дали старт нашей цивилизации. Согласно современным представлениям, здесь, в долине реки, рядом с Диярбакыром, произошла доместикация пшеницы, а также была приручена дикая свинья. Север Месопотамии стал центром великой «неолитической революции», заложившей основы современной цивилизации. Выдающийся археолог и марксист Гордон Чайлд предложил этот термин в 1936 году, для обозначения перехода к оседлому образу жизни, связанному с производством продуктов питания - вместо собирательства и охоты.




В сентябре Тигр выглядит обмелевшим, а зимой и весной это бурная река, размывающая меловые скалы, в которых вырублен старый Хасанкеф. На панормаке (кликабельно) хорошо видны развалины древнего моста, построенного в 1116-м году, который по своим размерам считался самым длинным в эпоху Средневековья. После сильного землетрясения мост был разрушен, и сейчас можно видеть лишь его остатки в виде мощных каменных опор, вырастающих прямо из воды.
http://consigliere77.livejournal.com/57712.html

Мы планировали тут заночевать, но единственный отель был мучительно страшным и неоправданно дорогим. Не сторговавшись со старичком-администратором мы отправились на трассу ловить машину, благо, не смотря на то, что уже темнело, до Мидьят оставалось 40 км. Нас подобрала старенькая машинка с двумя парнями и девушкой. Парень водитель всю дорогу что-то ожесточенно нам рассказывал по-турецки. Судя по интонации он успел за эти 40 км на нас обидеться и простить. В городе нас высаживали так, чтобы никто нас не видел, а девушка закуталась в черный платок с головой, хотя всю дорогу ехала раскрытая и хихикала. Девушка заметно нервничала в городе. Наверно, двое попутчиков не были ее братьями:)



Утренний снимок. В Мидьят очень много всего красивого, судя по гугл-фоткам, но мы ничего не видели, т.к. отправились в монастырь Мор Габриель, а город думали посмотреть вечером, но судьба распорядилась иначе.



Доехать до монастыря можно на маршрутке идущей в сторону Идиль (20 км от центра Мидьят), а потом еще 4 км пешком от развилки. Когда мы шли пешую часть, нас подобрали турки, которые осматривали местные достопримечательности. Так получилось, что из Монастыря мы выходили тоже вместе и ребята нас подвезли до трассы. Вся компания говорила по-немецки и ко мне пришло внезапное озарение, что я не зря 12 лет назад год отходила на курсы. Озарение позволило мне понять, что эта машина едет как раз по нашему маршруту, а турки с радостью подкинут нас на ближайшие 300 км. до Урфы.



Монастырь Мор-Габриэль (св. Гавриила) - монастырь Сиро-Яковитской церкви, расположенный в провинции Мардин в Турции около сирийской границы, был основан в 397 году сирийскими православными монахами. С этого времени он действует без перерывов, принимая до 20 тыс. паломников каждый год. Принадлежит Сирийской ортодоксальной церкви, относящейся к монофиситским церквям типа армянской или коптской
Сайт Монастыря http://www.morgabriel.org



Дальше текст я содрала отсюда http://www.ippo.ru/svyatye-mesta/turtsiya-5.html .
В северной части Месопотамии расположен один из древнейших центров восточного монашества - Тур Абдин, что переводится как «Гора Поклонения». С севера и востока его условной границей можно считать реку Тигр, с юга - современную турецко-сирийскую границу, и его западным форпостом является город Мардин - один из региональных центров юго-восточной Турции.



Духовным центром Тур Абдина можно по праву считать монастырь св. Гавриила - «Мор Габриэль». По оценке специалистов, это самый древний из действующих христианских монастырей в мире. Первое датированное упоминание о нем относится к 397 году - это на 8 лет раньше, чем упоминание о монастыре св. Саввы в Палестине; он приблизительно на полтора столетия древнее монастыря св. Екатерины на горе Синай и по крайней мере на целых четыре века опережает по времени любую из афонских обителей. Согласно существующей традиции, монастырь был основан Мор Шмуиэлем (Самуилом) и Мор Шемуном (Симоном) (я привожу их имена в оригинальной сирийской версии, поскольку сами они были родом сирийцами и традиция, донесшая до нас сведения о них, тоже является сирийской). Мор Шмуиэль был родом из деревни Эштин. В раннем возрасте он избрал отшельнический образ жизни и удалился на гору Умрин, что возле древней Низибии (ныне Нузайбин на самой границе Турции и Сирии). Мор Шмуиэль стал отшельником, по всей видимости, в самом начале четвертого века, то есть на заре зарождения монашества. Поэтому его с полным правом можно считать одним из отцов сирийской монашеской традиции. Через некоторое время к нему в качестве ученика присоединился юноша, ставший известным как Мор Шемун.



Традиция связывает основание монастыря со следующим чудом. Мор Шмуиэль и Мор Шемун решили уйти подальше от деревни, неподалеку от которой они подвизались. Они отправились в путь и шли ровно столько, сколько заняло, чтобы пропеть всю книгу Псалмов. Закончив последний псалом, они оказались в пустынной местности неподалеку от развалин языческого храма. Здесь они сделали привал. Утомившись от длительного перехода, монахи уснули. Традиция гласит, что Ангел в образе Мор Шмуиэля явился во сне Мор Шемуну и сказал: «Шемун, мой сын, вставай. Давай положим основание монастырю». Шемун встал и последовал за Ангелом. Ангел показал камни, которые должны были стать западными, северными и южными воротами монастыря. Пространство между камнями оказалось огромным, и на недоуменный вопрос Шемуна, зачем столько места для двух подвижников, Ангел ответил, что в будущем здесь будет подвизаться множество монахов. Тогда Шемун спросил: «Кто будет строить такой большой монастырь?» В ответ на это Ангел поднял в воздух на высоту приблизительно один метр большой камень и сказал: «Сила, которая удерживает этот камень в воздухе, будет обустраивать это место». Утром Мор Шмуиэль разбудил Шемуна и позвал его собирать камни для обители. На это Шемун с недоумением ответил: «Но учитель, всю ночь мы трудились, закладывая основание монастыря». Тогда они поняли, что произошло чудо и Сам Бог послал Своего Ангела с тем, чтобы он заложил основание новой обители.



Монастырь очень рано привлек к себе внимание византийских императоров, которые уже в конце четвертого века одаривали его щедрыми пожертвованиями. Собственно говоря, первое датированное упоминание о монастыре - 397 год - вероятно связано с пожертвованиями обители со стороны государственной власти Византии. Внимание Константинополя к монастырю было связано как с его духовной важностью, так и с его ролью в качестве оборонительного рубежа на границе с Персией. Наиболее щедрые пожертвования обители были сделаны императором Анастасием (491-518) и императрицей Феодорой (528-548), которые симпатизировали монофизитству. В частности, с пожертвованием Анастасия связывается строительство главного храма обители и его украшение мозаикой, которая сохранилась до сих пор. В седьмом веке, во время завоевания Сирии арабами, наиболее известным деятелем монастыря был Мор Габриэль. По его имени монастырь получил новое название - «Мор Габриэль», под которым он известен до сих пор.







В древности монастырь прославился строгим подвижничеством. Здесь рассказывают о монахе, который никогда не садился с 15 лет. В одной из древних полупещерных церквей обители показывают вертикальный желоб, проделанный в стене, куда едва может протиснуться человек. Один монах провел много времени, молясь зажатый в этом желобе лицом к стене. Однако, чрезмерно строгое подвижничество, зачастую ограниченное лишь внешним физическим подвигом, в соединении с излишне пренебрежительным, переходящим в радикально-отрицательное отношение к телу, привело к уклонению монастыря Мор Шемуна, вместе с множеством других монастырей Палестины и Египта, в ересь монофизитства, которая непозволительно приуменьшила значение человеческого естества во Христе. Обитель Мор Шемуна стала одним из центров монофизитского движения и до сих пор остается форпостом традиции, возникшей на основании этого движения.






На протяжении многих веков монастырь был известен по имени одного из своих основателей - Мор Шемуна - и именовался «жилищем Мор Шемуна Карминита». Оба святых основателя обители были похоронены здесь (см. фото сверху). На месте их захоронения сделаны небольшие углубления, из которых паломники берут себе песок. От этого песка, по рассказам, нередко происходят исцеления от болезней.









Вместе с нашими турецкими друзьями мы доехали в Урфу (она же Шанлыурфа), поселились там и на утро поехали осматривать пригороды. От междугороднего автовокзала Шанлыуры с минус первого этажа каждый час ходят долмуши (маршрутки) до Харрана. Ехать примерно 1 час.

Харран.
«И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране»1. Согласно Библии, в возрасте семидесяти пяти лет Авраам, сын Фарры, по велению Бога продолжил путь, начатый отцом, и отправился из Харрана со своей семьей и слугами в нынешний Израиль. Один из его сыновей, Исаак, стал родоначальником еврейского народа, а потомки другого сына, Исмаила, стали арабами. Библия приписывает Аврааму (арабы зовут его Ибрагимом) введение общего для евреев и арабов обычая обрезания, а в Коране сказано, что именно Ибрагим вместе с Исмаилом заложили фундамент Каабы, главной мусульманской святыни.
http://century12-14th.ru/comment/harran.shtml

Сейчас Харран - довольно маленький (7300 чел.) и унылый городок. Сориентироваться от остановки маршрутки как найти раскопки не составило труда. Вездесущие дети попрошайки тут же накинулись на нас. Но мы нашли себе гида, главной обязанностью которого было гонять детвору и были спасены.



На картинке выше - ВЕЛИКАЯ МЕЧЕТЬ (ULU CAMII)
Великая мечеть в Харране была построена в середине 8 века при халифе Мамуне. Мечеть была воздвигнута на месте храма Луны. У жителей Харрана был свой религиозный культ, который пережил и римские времена, и времена христианства (об этом говорилось выше). Стеллы из Храма Луны, найденные лишь в 1956 году, были уложены в Великой мечети так, чтобы входящий в мечеть, проходил по ним. Т.е. символизируя победу ислама на языческой традицией.

Сегодня от некогда великого сооружения остались лишь руины. Сохранился 33-метровый минарет квадратной формы. Эта форма нехарактерна для традиционной мусульманской архитектуры. Предполагают, что именно в Харране находится самая старая мечеть Анатолии. Размеры мечети - 103 на 103 метра. Внутреннее пространство мечети Улу было разделено тремя аркадами. В молельный зал можно было попасть через 19 входов.




Харран или Ка́рры (аккад. Harrânu - «развилка»; лат. Carrhae) - древний город в северном Междуречье, впервые упомянутый в хеттских документах из Багазкёйя, а затем в Ветхом Завете и ассирийских царских надписях.
Харран - один из древнейших городов мира. Не раз упоминается в библейской книге Бытие. Там умер и был погребён отец Авраама Фарра (Быт.11:32). В этой земле также жил Лаван, брат Ревекки (Быт.27:43). Земля Харран имела торговые сношения с Тиром (Иез.27:3) и была покорена ассирийцами (4Цар.19:12).
В последней трети II тысячелетия до н. э. Харран был завоеван ассирийцами, продвигавшимися на запад, и, став (при Саргоне II) неотъемлемой частью Ассирии, не уступал по значению соперничающим с ним древним ассирийским городам, лежащим в центре страны.
Город был известен храмом бога Луны Сина, храм которому был выстроен при вавилонском царе Набониде. С 3-го тысячелетия до н. э. и вплоть до Средневековья[источник не указан 1356 дней] Харран был важным торговым пунктом, до конца VII века до н. э. - провинциальной столицей в Ассирии.
Под Харраном вавилонский царь Набополассар 25 июля 616 до н. э. победил ассирийскую армию на берегу Евфрата. В июне 609 до н. э. новый ассирийский царь Ашшур-убаллит вместе с фараоном Нехо безуспешно попытались отбить Харран. С октября 539 до н. э. Харран вошёл в состав Ахеменидской империи, а с 323 до н. э. - Селевкидской.
После этого в Каррах были расселены ветераны армии Александра Македонского, позже город попал в территорию Парфии. В период первого непосредственного контакта с римлянами во время парфянской кампании Красса в 53 до н. э. Карры входили в клиентское царство Парфии Осроену, именно при Каррах Рим потерпел одно из величайших поражений в своей истории. В 214 г. Каракалла присвоил Каррам статус колонии и посетил их в апреле 217, однако был там убит префектом претория Макрином. Карры окружали древние городские стены 4 км длиной.
В поздней античности и во времена Багдадского халифата Харран был центром сабеизма - религии, основанной на поклонении звёздам.
В XIII в. арабский историк Абуэль-Фида описывает город в руинах.
Из Султантепе, большого холма на равнине Харрана, извлечено значительное собрание литературных текстов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BD







Еще в Харране есть отличная крепость (HARRAN KALE). Там есть где полазить, но я отчего-то не могу найти фото. видимо, они остались на умершем винчестере.
Крепость в Харране существовала еще с времен хеттов. За сотни лет она многократно перестраивалась. То, что мы видим сегодня в Харране - относится к началу 11 века, когда крепость была перестроена арабами. При возведении некоторых строений использовались характерные для Харрана мотивы. http://cappadocia-elenatruva.ru/xarran-turciya.html


По сей день местное население в Харране проживает в характерных, как их в Турции называют, домах - ульях. По - турецки они называются kovan evler, что и переводится как жилища - ульи. Такая архитектура использовалась еще 3000 лет назад, и за это время не претерпела каких - либо изменений. Разве , что на некоторых домах - ульях появились следы прогресса и цивилизации - спутниковые тарелки. Многие же традиционные дома в Харране построены еще в 19 веке. В таких домах удобно спасаться от жары.



Harran kültür evi
Типичный традиционный дом в Харране можно посмотреть в Harran kültür evi. Местный житель Али создал здесь музей. Здесь же единственное место в Харране, где можно переночевать.


Внутри дома можно посмотреть интерьеры комнат и различных помещений: кухня, гостинная и пр. Здесь же можно приобрести сувениры и местную одежду.












После осмотра Харрана мы вернулись в Урфу и поехали в другой пригород Гёбекли-Тепе. Детишки на дороге.



Гёбекли-Тепе (тур. Göbekli Tepe - «Пузатый холм», известный также как «Пупочный холм» или «Пупочная гора») - храмовый комплекс, расположенный в 15 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в 2,5 километрах от деревни Оренджик (Örencik). Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст составляет не менее 12000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры. Представляет собой круглой формы сооружения (концентрические окружности), число которых доходит до 20, согласно геомагнитным исследованиям, проведенным в 2003 г. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Комплекс был преднамеренно засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров. Археологические находки в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%91%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B8-%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%B5



На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет. Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений - львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них - изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей.



Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Караджадаа (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия.



Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало - к XI тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII-IX тысячелетиям до н. э.
Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10-20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.





Археолог:)
Кстати, мы очень вовремя там побывали, т.к. в 2010 г. с места раскопок была украдена стела с рельефами человеческой головы в верхней части и животного в нижней. После этого происшествия вход посторонних на место раскопок стал ограничен. В настоящее время предполагается открыть памятник для посещения туристов.




Кликабельные панорамки раскопок и окружающей местности.









А еще Сереже подарили Коран в магазине. Мы просто зашли поглазеть, а ему вручили.

http://biotin.livejournal.com/94921.html Курдистан, мысли по возвращению
http://biotin.livejournal.com/95518.html Восточная Турция, часть первая. Гало - радуга вокруг солнца, Тбилиси, Карс, Ани
http://biotin.livejournal.com/96471.html Восточная Турция, часть 2. Сказочный дворец Исак Паши, Арарат, Ноев Ковчег, метеоритный кратер
http://biotin.livejournal.com/99889.html Курдистан: город Ван, питомник ванских кошек и ванская крепость
http://biotin.livejournal.com/101897.html Вулкан Немрут. Восточная Турция

Турция

Previous post Next post
Up