Победа Томислава Николича!

May 21, 2012 03:31

В Сербии 20 мая прошёл второй круг президентских выборов. Несмотря на то, что многие аналитики предрекали победу Борису Тадичу, результат поверг в шок всех сербских прозападников, представителей секс-меньшинства (что нередко совпадает в одном лице), санджакских «турок» и косовских шиптаров, да и Запад, пожалуй, тоже. Победу на выборах одержал лидер Сербской прогрессивной партии (СНС) Томислав Николич, который мог стать президентом ещё четыре года назад, когда баллотировался в качестве заместителя председателя Сербской радикальной партии.
В 2008-м в первом круге выборов, который прошёл 20 января, Николич по данным Республиканской избирательной комиссии (РИК) набрал 1.646.172 голосов избирателей (39,99%), а Тадич 1.457.030 (35,39%).
Во втором круге 3 февраля победил тогда Тадич (2.304.467 против 2.197.155, или 50,5% против 47,7%). Фактически прозападно ориентированному лидеру Демократической партии (ДС) президентское кресло обеспечили голоса санджакских «турков» или муслиман. Именно их он особенно благодарил сразу после выборов.
Напомню, что Тадич и Николич схлестнулись и в 2004-м. 13 июня в первом туре Николич также победил, набрав 954.339 голосов (30,6%) против 853.584 (27,3%) у Тадича. Но во втором туре 27 июня и в тот раз Тадич смог вырвать победу: 1.681.528 голосов (53,2%) против 1.434.068 (45,40%).
После второго поражения в 2008-м, а тогда СРС неожиданно проиграла прозападной коалиции, сформированной вокруг Тадичевой ДС, и на парламентских выборах, Николич сделал кое-какие выводы. Тень Войислава Шешеля, которая нависала над ним все эти годы, что он фактически возглавлял Сербскую радикальную партию, пока её председатель томился в застенках гаагской инквизиции, не давала Николичу получить голоса молодёжи и граждан с умеренными взглядами. К сожалению, патриотизм у сербов сильная черта только на словах. Большинство любит слушать Шешеля, большинство с ним согласно по всем позициям, но когда дело доходит до выборов преобладает шкурный интерес. «Косово - это Сербия», но отстоять его с оружием в руках - такая перспектива мало кого привлекает. Все, кроме гомосексуально ориентированных сторонников «губастенького» покровителя гей-парадов и большого друга (в пассивной роли) Америки и ЕС Чедомира Йовановича, возглавляющего ЛДП, любят бить себя в грудь и кричать о своём патриотизме и любви к «матери-Сербии», но на деле перевешивает желание иметь возможность свалить из этой самой Сербии куда-нибудь в Европу, Австралию или США с Канадой и горячо любить её оттуда. Как бы это жёстко ни звучало, но это факт, и Николич осознал, что, оставаясь в СРС, ничего не добиться. Поэтому он сначала создал новую парламентскую фракцию, а потом и партию - Сербскую прогрессивную партию (СНС), куда перетащил значительную часть актива радикалов.
В своих пламенных речах, обличающих гаагских инквизиторов и продажную прозападную сербскую власть во главе с Тадичем, Шешель по своему обыкновению не стеснялся в выражениях и в отношении Николича, развалившего созданную им партию. Было за что.
На парламентских выборах, которые прошли 6 мая этого года, радикалы, ещё вчера, казалось, бывшие самой влиятельной в Сербии партией, не смогли набрать пяти процентов и не прошли в парламент. Победила Николичева коалиция вокруг СНС, получив 73 мандата против 67 мандатов коалиции вокруг Тадичевой ДС, социалисты (СПС) прибрали к рукам 44 места, Демократическая партия Сербии Коштуницы - 21, коалиция вокруг Йовановичевой ЛДП - 19 (а это около 6,6% - столько в Сербии откровенных… ну, вы поняли кого), Объединённые регионы Сербии - 16.
Лидер социалистов Дачич (он же бывший министр внутренних дел) пообещал своему коалиционному партнёру Тадичу свои голоса и новую коалицию при формировании правительства. Однако, как известно, сердце Дачича склонно к измене, хотя он далеко и не красавица. Мы хорошо помним, как 4 года назад он сначала пообещал коалицию радикалам и Коштунице, а потом слился в экстазе с демократами Тадича. И его даже не смутило наличие в этой коалиции лиц с нетрадиционными взглядами на отношения между людьми одного пола. И в этот раз это, а именно проамериканское ЛДП, его опять не смутило. Но он ведь думал, что на президентских выборах победит Тадич. Видимо, у избирателей, голосовавших за СПС (а это бывшая партия Слободана Милошевича), память оказалась более длинной, чем у их лидера, и они вспомнили, кто этого самого Милошевича отправил в Гаагу, кто способствовал потере Сербией Косова и многое другое.
Дачич, правда, заявил, что результаты президентских выборов не повлияют на коалицию при формировании правительства, но это он, очевидно, сгоряча брякнул, от неожиданности. Не исключено, что после официального объявления результатов выборов социалисты пойдут на поклон к Николичу, мотивируя тем, что, мол, подчиняются воле своих избирателей. Впрочем, конечно, этого может и не случиться.
Как бы там ни было, ставка Тадича на досрочные президентские выборы и совмещение их с парламентскими не оправдалась. Маловероятно, что он так заботился об экономии средств, что им было названо официальной причиной прекращения своих президентских полномочий почти на год ранее положенного срока. Предположить можно, что он уже знал, какой будет приговор Шешелю, и опасался возвращения того в политику, что вовсе не означает, что Шешелю будет вынесен оправдательный приговор. Но пока Тадич проиграл и парламентские, и президентские выборы, да и заявил, что на должность премьера не метит.
А вот Николич пошёл ва-банк. После первого тура президентских выборов казалось, что его ставка имеет весьма сомнительные перспективы, ведь он, в отличие от 2004-го и 2008-го, первый тур проиграл, набрав лишь 25,02%, хотя и с минимальным отставанием - у Тадича 25,31%. Да и в парламенте сгоревшие для патриотических сил примерно 4% радикалов были бы не лишними. Проиграй Николич в третий раз Тадичу, его политическое будущее становилось бы весьма туманным.
Радикалы сделали на этих выборах роковую ошибку - выставили кандидатом в президенты жену Шешеля, что у многих потенциально готовых проголосовать за СРС вызвало негативную реакцию. Однако поражение Николича могло бы привести к возвращению радикалов в политику, особенно если сам Войислав Шешель окажется на свободе. Естественно, этот come back мог бы состояться только за счёт СНС.
Но «all-in» Николича оправдалось. Николич проводил грамотную политику не только перед выборами, но и на протяжении последних четырёх лет.
Если Шешель резко отторгался от Запада и в качестве вектора развития выбирал только Москву (а русско-сербские отношения не такие уж и безоблачные, если посмотреть историю), то Николич обозначил сразу три внешнеполитических и внешнеэкономических направления: Россия, ЕС, США.
«Мы рассчитываем на инвестиции и с Востока, и с Запада. Нечего их делить на те, которые нам нужны, и те, которые нам не нужны, - всем добро пожаловать. Наша политическая идея в том, чтобы на территории Сербии соединить Восток и Запад», - заметил в одном из своих предвыборных заявлений Николич.
Где-то что-то подобное я уже слышал. Это традиционная сербская политика, основы которой заложил в середине XIX века Илия Гарашанин, и которая проводилась всеми сербскими лидерами до сих пор (кроме периода, когда Никола Пашич и Александр I Караджёржевич люто ненавидели Советскую Россию). В общем-то, что-то похожее было и у Тито, хотя он и не был сербом.
Но одно дело слова, другое - дела и объективная реальность. В отличие от Шешеля Николич не собирается идти на резкую конфронтацию с Вашингтоном и Лондоном, но и идти им на постоянные уступки, как это делал Тадич, не будет. Впрочем, Тадич тоже смотрел на все три, даже на четыре стороны, поскольку при нём главным инвестором в Сербию стали турки (настоящие, из Турции), мирно захватывая сербские земли. Очевидно, что при Николиче в Сербии Турции будет уже не так приятно.
Также Николич отметил, что первым европейским лидером, с которым он встретится после того, как его изберут президентом, будет Ангела Меркль, и подчеркнул важность торговых отношений с Германией. Вполне логичный ход, учитывая, что многие сербы уезжают на заработки именно в эту страну.
Ещё Николич заявил, что он за вступление в ЕС, но только если Сербию туда будут звать. Таким образом, этим он кинул кость тем, кто готов был за него проголосовать, но боялся антиевропейской риторики Шешеля. Ход беспроигрышный - никому нищая Сербия в ЕС не нужна. Евросоюзу и Греции вполне хватает. А ведь есть и Румыния с Болгарией, Польша, Испания… Да и в Италии не всё в порядке… К тому же, если Сербию в ЕС позовут, то только без Косова, а от Косова Николич никогда не откажется.
Москва, конечно, будет главным стратегическим партнёром Николичевой Сербии, хотя и не единственным, но более важным, чем при Тадиче.
Нельзя не отметить, что между турами Николич обвинил избирательную комиссию в краже у него голосов и устроил несколько протестных акций, чем привлёк к себе дополнительное внимание. Ход грамотный, учитывая недовольство властью населения…
Теперь немного восстановим хронику событий поворотного дня в новой истории Сербии - 20 мая 2012 года.
Когда я пишу эти строки, официальные результаты ещё не объявлены, поэтому будем оперировать тем, что есть.
Итак, в выборах приняли участие 46,3 % избирателей.
В 20-40 по местному времени ЦеСИД (Центр за свободные выборы и демократию) объявил, что на основе данных с 50 % избирательных участков Николич набирает 49,4%, Тадич - 47,7%.
20-50 ЦеСИД: на основе данных с 72 % избирательных участков Николич набирает 49,4%, Тадич - 47,4%.
21-15 ЦеСИД: на основе данных с 88 % избирательных участков Николич набирает 49,9%, Тадич - 46,9%.
21-25 ЦеСИД: на основе данных с 92 % избирательных участков Николич набирает 49,7%, Тадич - 47,1%.
21-30 - Томислав Николич поблагодарил всех граждан Сербии, благодаря которым он победил на президентских выборах. «Сербия не повернёт с европейского пути и защиты своей территориальной целостности», - подчеркнул Николич и добавил, что хочет быть президентом всех граждан.
21-35 ЦеСИД: на основе данных с 97 % избирательных участков Николич набирает 49,8%, Тадич - 47,0%.
21-43 - Борис Тадич поздравил с победой Томислава Николича. «Это была честная и заслуженная победа. Желаю ему большой удачи на этой очень тяжелой должности», - заявил бывший сербский президент.
22-02 - РИК: на основе данных с 52,51 % избирательных участков Николич набирает 50,21%, Тадич - 46,77%.
22-07 - Окончательная оценка ЦеСИД: Томислав Николич набирает 49,8%, Борис Тадич - 47%...
Неизвестно пока, как будут обстоять дела с формированием правительства, кто его будет формировать, кто станет премьером, пока очевидно только одно - 21 мая 2012 года граждане Сербии проснутся в другой стране, и вряд ли албанским оккупантам в Косово и прочим сепаратистам эта страна понравится. А что будет дальше, как сложится президентский срок Николича, покажет время…

Илия Гарашанин, СНС, Борис Тадич, Томислав Николич, Санджак, Косово и Метохия, Войислав Шешель, Германия, Войислав Коштуница, ЕС, Ивица Дачич, СПС, Сербия, Сербская радикальная партия, ДСС

Previous post Next post
Up