Я вновь
записался на книжный флэшмоб, и на сей раз получил букву «С».
Проблема с этой буквой оказалась противоположна тем, что возникали в аналогичных флэшмобах ранее - уж слишком МНОГО оказалось книг, о которых можно было бы написать. С большим трудом отобрал пять «избранных», коих и представляю теперь вашему вниманию :-)
Упор я при этом сделал на те книги, которые произвели сильное впечатление в юном возрасте, когда восприятие текстов было, пожалуй, более острым и непосредственным, чем теперь. Так что получилось вот что::
1. А.Волков. «Семь подземных королей»
Лучшая, на мой взгляд, книга из волковского сериала. Во всяком случае, с оригинальной и неповторяющейся в других частях идеей. Нет, спору нет, «Урфин Джюс» тоже очень хорош был, но после «Семи подземных королей» тематика книг стала на удивление однообразной: всё время кто-то хочет сотворить с Волшебной страной какую-то пакость, и приходится её спасать… А тут - нечто мирное и при этом очень занимательное! :-)
2. Г.Красовская «Серебряное дерево»
Тот случай, когда сказка, от которой ничего не ждал, оказалась захватывающей историей, во многом трагичной, что уж вовсе необычно было для советской детской литературы. В послесловии автор пообещала, что скоро выйдет продолжение (я даже название его на всю жизнь запомнил - «Чик и Виолка в Стране Птиц»), и долго-долго ждал… но так, увы, и не дождался :-( Обидно до сих пор, но, с другой стороны, как раз соответствует трагической атмосфере книги :-)
3. Н.Гоголь «Сорочинская ярмарка», а также «Страшная месть»
Обе из серии «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
В детстве я влюбился в Гоголя с первых же страниц томика «Вечеров…»! И понять не мог - почему в школе изучают какие-то скучные вещи наподобие «Ревизора», «Тараса Бульбы» или «Мёртвых душ» и ни словом не обмолвливаются о таких захватывающих триллерах, какие Гоголь создал задолго до Эдгара По или Брэма Стокера?
Ныне же другое недоумение прибавилось: а чего это кинематографисты накинулись всем скопом на несчастного «Вия»? Или просто в детстве только прекрасную экранизацию с Куравлёвым и Варлей посмотрели, а в самого Гоголя и не заглядывали? Зачем пытаться переснять то, что улучшить невозможно (экранизацию Ершова и Кропачёва, мне кажется, не переплюнет никто и никогда).
А почитали бы другие повести Гоголя - какие бы «ужастики» могли бы снять!
…глядел он как мертвец. Так страшно не глядит ни живой, ни воскресший. Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов, как две капли воды схожих лицом на него. Бледны, бледны, один другого выше, один другого костистей, стали они вокруг всадника. Еще раз засмеялся рыцарь и кинул его в пропасть. И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили его и вонзили в него свои зубы. Еще один, всех выше, всех страшнее, хотел подняться из земли; но не мог, не в силах был этого сделать, так велик вырос он в земле; а если бы поднялся, то опрокинул бы и Карпат, и Седмиградскую и Турецкую землю; немного только подвинулся он, и пошло от того трясение по всей земле. И много поопрокидывалось везде хат. И много задавило народу.
4. А. Конан-Дойль. «Собака Баскервилей»
Ещё одно сильное впечатление детства. «Собака Баскервилей» не была первым из произведений о Шерлоке Холмсе, прочитанном мною, но именно с неё началась по-настоящему моя любовь к Конан-Дойлю.
Прочесть книги Конан-Дойля в Петербурге (то есть, Ленинграде) у меня тогда возможности не было; разве что в читальный зал ходить и там читать, как я поступил, например, с книгами Гюго. Впрочем, не исключаю, что Конан-Дойля и там не было. Зато его собрание сочинений было у моего дяди, секретаря парткома комбината «Североникель», которому возможность покупать дефицитную литературу «по должности» полагалась. У него на севере была прекрасная библиотека, и это была не последняя причина, почему я регулярно ездил в Мончегорск; косвенным следствием чего, помимо прочтения массы недоступных в Питере книг, была и сложившаяся любовь к северной природе, которую я довольно долго предпочитал шумным и жарким югам. :-)
* * *
Увы, обзор пора заканчивать, так что за границами его останутся многие сильно впечатлившие меня в своё время книги, такие как, скажем, «Собор Парижской богоматери» В.Гюго или «Следопыт» Ф.Купера.
А выберу я в качестве последней из «пятёрки» книгу, впервые прочитанную мною уже не в детстве, а, совсем недавно, год назад. Хотя «ниточки» и здесь уходят в детство, в увиденный тогда (хотя и не понятый, наверно) прекрасный английский сериал. Это --
5. Дж.Голсуорси «Сага о Форсайтах» (точнее, её первая часть - «Собственник»)
Не буду здесь снова писать о своих впечатлениях, дам лишь ссылки на годичной давности посты:
Сага о Форсайтах: книга и фильм МЫСЛИ О СЕМЬЕ И МАРКСИЗМЕ, НАВЕЯННЫЕ ЧТЕНИЕМ «САГИ О ФОРСАЙТАХ» издания 1982 года (1) МЫСЛИ О СЕМЬЕ, МАРКСИЗМЕ И ЕФРЕМОВЕ, НАВЕЯННЫЕ ЧТЕНИЕМ «САГИ О ФОРСАЙТАХ» издания 1982 года (II) О Форсайтах и Средиземье* * *
Не возникло ли у кого-нибудь желания получить от меня букву? ;-)