Управление парадигмами. Управление знаниями 2.3. Социальные сети.

Nov 18, 2014 03:01



Оригинал рисунка


Анализ социальной сети

Продолжение. Середина. Начало.

Анализ, позволяющий оценить модели взаимосвязей в неформальных сетях, - один из важнейших инструментов управления. Напомню, что речь идет в первую очередь о бизнес-общении. Выявляя основные модели взаимодействия, анализ социальных сетей помогает руководителям найти обоснованные ответы на такие вопросы, как: свободно ли распространяется в данной сети информация? Способствует ли сотрудничество функциональных отделов или подразделений выведению услуг на рынок? Эффективно ли сеть использует свой коллективный опыт? В результате такой проверки можно повысить качество сотрудничества в стратегических узлах организации. Руководители могут провести анализ социальной сети, выполнив следующие действия.
Правильно выбрать группу
Хотя анализ социальной сети можно применить для группы любого размера - от нескольких человек до целой организации, - лучше всего сфокусировать внимание на тех группах, которые стратегически важны: например, высшее руководство; группы, работающие в составе межорганизационных партнерств и альянсов; команды, занимающиеся разработкой новых продуктов; сети, в которых пересекаются ключевые рабочие процессы. Наибольший интерес представляют группы, пересекающие физические, функциональные или иерархические границы.
Задать верный вопрос
Анализ социальной сети можно использовать для получения самой разнообразной информации о существующих в организации группах. Обычно компании интересуются информационными потоками внутри сети (К кому вы обращаетесь за информацией, необходимой для выполнения работы?) или взаимозависимостью сотрудников при выполнении заданий (На чью помощь вы рассчитываете, чтобы завершить работу?). Вопросы могут касаться развития карьеры, сетей, базирующихся на доверии, и даже затрачиваемой на общение энергии (Как общение с таким-то человеком влияет на уровень вашей мотивации?).
Спланировать исследование
Кроме вопросов о сети исследование должно включать вопросы о времени работы респондентов в организации и в группе, о местоположении офиса, выполняемых функциях и о личности респондента. Ответы на эти вопросы помогут понять, что мешает сети преодолевать различные препятствия. Чтобы развеять беспокойство участников о конфиденциальности опроса, необходимо пояснить, как будут использованы результаты. Наконец, рекомендуется давать на ответы не более 20 минут, что нетрудно при использовании Интернет-технологий.
Собрать данные
Чтобы провести качественный анализ сети, необходимо опросить 80-100% потенциальных её участников. Если из анализа выпадает ключевой участник, который не принял участие в опросе, это сильно исказит результаты. Чтобы добиваться высокой активности участников, спонсор проекта может пустить в дело весь свой авторитет, регулярно напоминая о необходимости ответить на вопросы исследования.
Стимулы в виде билетов в кино, призов или дополнительных выходных дней тоже могут подвигнуть сотрудников принять участие в исследовании. Обратите внимание, что данные можно собрать, анализируя списки регистрации электронных адресов или телефонных звонков (например, при использовании IP-телефонии) и даже опираясь на личные наблюдения. Но предпочтительнее всё же опросы, потому что при этом можно задать вопросы, преследующие конкретную цель.
Проанализировать данные
Собранные данные следует обработать с помощью приложений для составления сетевых диаграмм. В Интернете можно найти самые разные программы - и бесплатные, и сверхдорогие, стоимостью в несколько тысяч долларов. Программы для количественного анализа сетей помогут, например, определить центральные фигуры сети. При обследовании небольшой группы диаграмма дает полное представление об общей модели сети и её ключевых фигурах, но для анализа более крупных сетей больше подходит количественный анализ.
Поделиться результатами
Даже интерпретация данных может дать много ценного, однако полной отдачи от анализа можно ожидать лишь после того, как результаты будут доведены до сведения группы или ключевых руководителей. В зависимости от условий исследований имена участников могут не разглашаться. Полученная информация дает мощный стимул для коллективного осознания проблем и их решения. Сведения о сети - ценный инструмент диагностики ситуации и инициирования перемен.

Продолжение следует…

Навигация:

Управление парадигмами. Управление знаниями 2.2. Социальные сети.

Управление парадигмами. Управление знаниями 1.0.

Paradigm management recipe

социальная сеть, управление персоналом, управление знаниями, управление парадигмами

Previous post Next post
Up