Баэз и мы

Nov 16, 2019 19:34


Natalia Florenskaya (ФБ) нашла запись, которой, я считал, не существует. Я долго искал. Тут написано "1982", это неверно - достаточно заглянуть в Википедию, если не доверять моей памяти; это 24 декабря 1980 года. Мне очень повезло - мы как раз должны были лететь в Париж из НЙ и остановились у наших ньюйоркских друзей, у них был телевизор, и вдруг мы увидели и  услышали это. Я не знаю, многие ли сейчас способны понять, какое впечатление это производило в конце 1980 года.

image Click to view


И, конечно, сейчас мало кто себе представляет - а из тех, кто вполне себе представлял, мало кто душой помнит - чем был Окуджава в советской жизни. Как ни странно, в Америке в гостях я встретил давнего эмигранта, они ж тогда были вполне живы, который это представлял себе полностью. Он сказал тогда "Окуджава спас душу народа". Ну, спас не спас, народа не народа, а в том, что душа была жива после всего, что было, роль его фантастична. Он ведь и как поэт - совсем не из первых, и музыка у него не то чтобы заслуживала изучения, но он из них всех единственный бард. Слово замылено, но имело когда-то смысл. У барда была именно такая роль. Если я не ошибаюсь, Бёрнс называл себя бардом.

У меня был недавно неприятный разговор в ФБ. Он был о перемене значения (на 180 градусов) слов "левое" и "правое" в России с 60-70х к теперешнему времени (которое в этом, терминологическом, смысле началось в 90е). Я не буду сейчас об этом, и не надо, не тот разговор, но когда я напомнил про "те, кто справа - стоят, стоят, А те, кто идут, всегда должны Держаться левой стороны", мне было отвечено, что не следует ссылаться на члена КПСС Окуджаву, который (как, было сказано, и Стругацкие) был советским по сути человеком.

(противореча собственным словам про "не буду", я всё же замечу: Я по-разному отношусь к правым (и левым) разных стран. Правые очень нужны, потому что прогрессизм без сдерживающего консерватизма приводит сами знаем к чему (впрочем, к разному сами знаем чему). Но я пока не встречал российского правого, убеждения которого я мог бы уважать. (Самого человека - бывает). Может, есть. Наверно, есть. Но не встречал.)

И вот тут я вдруг осознал, что для меня - если речь идёт о людях русской культуры моего поколения - их теперешнее отношение к Окуджаве - критерий. Я не могу душевно доверять человеку, который не испытывает в себе резонанса. Или - которому припмитивными и нелепыми кажутся слова "возьмёмся за руки, друзья".

Несколько лет назад Михаил Дайчман провёл колоссальную работу по восстановлению старых записей Окуджавы. Я люблю раннего гораздо больше, чем позднего: он стал потом стилизовать исполнение под самого себя, и ужасно приятно слышать исполнение, где этого нет. Всё, что он восстановил, у меня и так было, только вот слушать было невозможно. А теперь можно, и с наслаждением. (Или тоской, кому как, когда как). У меня всё это есть, эквивалент пяти CD, и Дайчман сейчас не возражает против бесплатного распространения - но некуда залить пять сиди в открытый доступ. Так или иначе, у  меня есть, сообщаю.

UPDATE. Я получил письмо, в котором человек сообщает, что он видит на своём экране - а видит от ролик, где сверху написано "проверка сладких продуктов пчёлами". Я не знаю, как это возможно. На моём экране - Баэз, которая поёт "Возьмёмся за руки, друзья" по-русски на Рождество 1980 года перед Нотр-Дам. Уф. Нет, всё в порядке.

Окуджава, Россия, Баэз

Previous post Next post
Up