Многих автолюбителей возмутило введение
транспортного налога на лошадиные силы. Действительно, глупо платить за мощный двигатель по полной программе, если выезжаешь на автомобиле несколько раз за год. Часто высказывается более разумное предложение о
включении транспортного налога в цену топлива, но депутаты такие предложения
не слушают. Так что сейчас по факту существуют обычные поборы с имущества.
А зачем нужен транспортный налог, кроме пополнения казны? Ничего не имею против государственного налогообложения, это действительно нужно в социальном государстве.
Бюджет опубликован, всё замечательно. Но налоги также являются стимулирующими или подавляющими факторами, их можно использовать как во благо, так и во зло. Как именно?
Москвичам уже несколько лет приходится испытывать на своей шкуре все прелести транспортного коллапса. Причём московские власти не успевают строить развязки и закатывать очередные городские пейзажи в бетон и асфальт. Я считаю, что при таком подходе проблема пробок не будет решена никогда, потому что она лежит в другой плоскости. Чем больше строится магистралей и развязок, тем больше люди покупают автомобилей и тем плотнее набиваются в мегаполисы. Нормально перемещаться и дышать уже невозможно. Метро тоже не отстаёт, демонстрируя лучшие показатели по плотности упаковки людей, чем самое современное шпроточное производство. Это самозатягивающаяся петля, неужели не очевидно?
Решение проблемы лежит в ответе на вопрос "Почему люди еду в большие города?". Отвечаю: мы живём по ущербной концепции (само)управления обществом, что выражается, в частности, в
устройстве финансовой системы. Люди едут за деньгами и за красивой жизнью, а в основном просто, чтобы выжить. Чтобы развернуть поток мигрантов в сельскую местность, надо изменить концепцию уклада жизни народа в целом. Спешу обрадовать читателей, что такая попытка
предпринята и, похоже, поддерживается государством. Это база. Когда проект "Малоэтажная Русь" наберёт обороты, думаю, многие горожане согласятся сменить бетонную клетку в городе на особняк на природе, если уровень комфорта и возможности достойно обеспечивать свои семьи будут сопоставимы с городскими.
Однако владельцев автомобилей можно будет ещё и простимулировать следующим образом. Надо таки сделать транспортный налог зависимым от
- расхода топлива,
- географического положения, где это топливо было сожжено,
- пройденного пути.
Другими словами, надо сделать так, чтобы было выгодно ездить меньше, а если и ездить, то не в густонаселённых местностях и городах. Идеальный вариант - жить в сельской местности и использовать автомобиль при сильной необходимости. Уменьшение расхода топлива снизит нагрузку на экосистему в целом. Налог на сжигание топлива в городах будет способствовать миграции из городов, снижая загазованность. Налог на пройденный путь направлен на продление срока службы автодорог.
Как это сделать? Суть идеи в том, чтобы заложить верхнюю планку налога в цену топлива, а налоговый вычет предоставлять по результатам показаний бортового маршрутного компьютера ("чёрного ящика"), получающего координаты от приёмника GPS/ГЛОНАСС. Таким образом, автомобилисты будут заинтересованы отчитываться за то, где было сожжено топливо, потому что это единственный способ возместить затраты на топливо. Можно также развернуть единую электронную систему финансового регулирования автомобильного движения, позволяющую покупать топливо, получать налоговый вычет, безналично оплачивать штрафы, стоянку и т.д. Тенденции к такой
автоматизации платежей уже имеются, правда, сразу же возникает вопрос "А кто контролирует эту систему?". Но это уже другая тема.