В живом сумбуре подсознания

Jul 01, 2020 23:19

Мои выдержки из статьи "Справка о Казимире Малевиче". Автор Алексей Ган. Журнал "Современная архитектура", 1927 год, № 3. Лексика и стилистика автора сохранены.

В СССР - искусство все яснее, все резче отрывается от своей спекулятивной, иррациональной деятельности, из сферы своего "духовного" идеологослужения - и верно включается в промышленное производство. Но у нас это игнорируется и новые виды художественного труда, его экспериментальные пути и его производственную сущность рассматривают, как материальную продукцию "духовной" деятельности художника. Такое положение вещей создает односторонний, не научный подход к новому искусству, однобокое, талмудистское его истолкование и заставляет наших присяжных искусствоведов нести зачастую чепуху о целом ряде новых явлений художественной культуры.

Казимир Малевич - одна из жертв этой ученой нелепости.

Казимир Малевич - супрематист. Супрематизм - его художественная школа, им созданная накануне войны и им же последовательно проводимая по настоящий день.

Супрематизм возник в полосе чрезвычайного обострения между старыми и новыми мастерами живописи и их школами. Коротко - это обострение можно определить решительной борьбой абстрактивизма с натурализмом.

Художник-натуралист, пользуясь техникой живописного ремесла, выражал свои мысли, свое миросозерцание, прибегая к копированию внешних форм природы. Натурой ему служило все, что его окружало в действительности. Отобразительное стремление привело искусство живописи к высокой технике изображения. Художник-абстрактивист стремился использовать виртуозность профессионального мастерства, в целях выразить свое мистическое миросозерцание деформированием реальных форм природы, видя в этом приеме выражения бо́льшую свободу своему нарушенному метафизическому равновесию. Западный абстрактивизм в общем психологически выражал индивидуалистический распад и крах мелкобуржуазной идеологии.

Принимая подсознательно материальные силы жизни, развитие капиталистического производства, техники и науки с одной стороны, и неся в себе, в своей психике, упадок мелкобуржуазного индивидуализма, мистические уклоны, пессимизм - с другой - художник переставал быть выразителем и изобразителем идеологии господствующего класса - буржуазии, отрывался от служения ей и ее целям и, не имея корней и связей с другой нарождающейся силой общества, с новым классом - пролетариатом - все глубже и глубже уходил в голый формализм, рассматривая свое ремесло не как экспериментальный путь производственного характера, а как новый способ своих "духовных" откровений.

Эта изощренность в формальных исканиях изобразительного искусства перекочевала из Франции к нам.

Казимир Малевич - очень ярко и талантливо проявил свои живописные способности в экспрессионистической манере письма. Его жатва, жницы, оранжерея и садовник, а также деревенские похороны - сделанные темперой на простых листах ватманской бумаги, иногда на трех-четырех склеенных вместе - имели тогда заслуженный успех. Все они были крайне предметны. Деревня, ее труд и быт - являлись основой тематических построений мастера-живописца. От экспрессионизма Малевич перешел к кубизму или вернее к футуризму, пользуясь системой построения кубистических композиций; очень упорно работал над небольшими плоскостями так называемого алогизма и, наконец, окончательно порвав всякую связь с предметной живописью, сделал свой черный квадрат на белом загрунтованном холсте.



Супрематизм Малевича в Русском музее, Петербург, май 2019.

К этому квадрату Малевич пришел так. Приняв живописную культуру от художников-формалистов, каждый шаг которых, все ближе и ближе, подводил их к абстрактивизму - он решил, что задача живописи это прежде всего задача цвета и цветовых разрешений. Как Сезан - "последний гений натурализма" (так его называли идеалисты искусствоведы) - стремился все аналитические формы природы свести к нескольким геометрическим формам, уйти от светотени импрессионистов и вступить на живописный путь чистой цветистости - так и Казимир Малевич - пройдя другие дисциплины живописи, возникшие после Сезана - пришел к заключению, что вещи, предметы, природа, словом всякий объект живописной композиции - имеет в своем предметном содержании второстепенное значение, а первостепенное - это цветная плоская форма на плоскости: квадрат, круг, конус и другие графические начертания, дающие возможность художнику разрешать чисто живописные задачи.

К такому решению мастера можно подойти с двух точек зрения. С одной стороны решить правильно или неправильно решение художника в смысле принципиальном, с другой - вскрыть это решение, это "миросозерцание" профессионала живописи, как общественный продукт.

Малевич интуит и все его работы интуитивного характера. Корни художественной деятельности родоначальника супрематизма безусловно плавают в живом сумбуре его подсознания, в котором бродит достаточное количество опыта, но этот опыт не организован сознанием, почему и не дает той реально-полезной работы, которую бы мог дать его выдающийся талант.

Что такое супрематическая живопись? "Это" - отвечает Малевич - "первенство цвета и цветовой композиции, построенной на учете: веса, скорости и направления движения".

Правда это метафизическая формулировка мало дает, если не сказать больше, материалистически мыслящему интеллекту; но ведь Малевич не только говорит, он делает, и, то, что удается Малевичу сделать, повторяем, имеет огромное психологическое значение. В его новых супрематических объемах и объемных комбинациях нет и мельчайшей доли атавизма.

О Малевиче у нас не пишут. Вероятно потому, что наши присяжные искусствоведы никак не решат, что выражает его черный квадрат на белом фоне: разложение буржуазии или, наоборот, восхождение молодого класса пролетариата?

Так, товарищи, нельзя. Новые виды художественного труда требуют к себе иного, производственного подхода в критике.

неживопись, Малевич, черный квадрат

Previous post Next post
Up