Томас Соуэлл не известен массовому читателю в России, его книги не переведены на русский и известны только специалистам или особо интересующимся. Его работы затрагивают широкий круг научных интересов: экономику, демографию, расовые отношения, социологию, политологию, культурологию и многое другое. Его научному изложению присуща ясность, логичность и обоснованность выводов без стремления упростить сложность рассматриваемых им проблем.
Он автор более десяти книг, сотен лекций, эссе, научных и публицистических статей. Соуэлл обладает главнейшим качеством ученого, работающего в сфере общественных наук - добросовестность при работе с фактами и связью теоретических выводов с реальностью. Соуэлл последовательно и аргументированно развенчивает социальные мифы и идеологические парадигмы, внушаемые в сознание масс либералами всех мастей и оттенков: от политиков и университетской профессуры до средств массовой информации.
Томас Соуэлл родился в 1930 году в Шарлотте, штат Северная Каролина, в негритянской семье. В раннем детстве был отдан на воспитание родственнице, семья которой впоследствии переехала в нью-йоркский Гарлем. В Нью-Йорке он поступил в престижную школу имени Питера Стайвесанта, бывшего в XVII веке последним голландским губернатором Нового Амстердама, ставшего частью Нью-Йорка. Школу Соуэлл не смог окончить из-за материальных трудностей семьи. Томас отслужил армейскую службу в Корпусе морской пехоты США. После службы и по окончании Гарвардского колледжа, Соуэлл получил степень бакалавра экономики с отличием, степень магистра экономики после окончания Колумбийского университета и защитил докторскую степень по экономике в Чикагском университете. Он прослушал курсы лекций Мильтона Фридмана, ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году, а свои экономические исследования вел под руководством другого будущего Нобелевского лауреата - Джорджа Стиглера.
В начале 60-х Соуэлл работал экономистом в Министерстве труда США и в компании АТ&Т, но его привлекала преподавательская и научная деятельность. С 1965 года Соуэлл преподавал в различных университетах США и в зарубежных - Сингапура, Швейцарии, Израиля и Германии.
В 2002 году Соуэлл был удостоен Национальной гуманитарной медали, а в 2003 году ему был вручен Приз Брэдли за интеллектуальные достижения.
В работах по вопросам взаимоотношения расы, культуры и общественных процессов Соуэлл вскрывает катастрофическое отсутствие эмпирических данных и объективного анализа. Он постоянно подчеркивает необходимость исходить из фактов, а не из мнений, и объективно оценивать факты, не выдавая желаемое за действительное, или намеренно искажая реальность, что стало почти правилом в работах многочисленных авторов, пишущих на социальные темы. Соуэлл подчеркивает, что эти искажения наиболее проявляются в идеологически мотивированных и не терпящих беспристрастного научного анализа работах на расовую тему.
Так, например, согласно Соуэллу, уровни дохода и образования различных этнических групп американцев, а также у разных полов определяются самыми различными факторами, а вовсе не универсальными доводами о расизме или сексизме.
Привожу некоторые цитаты из книг Томаса Соуэлла (в переводе с английского Игоря Веслера) :
Либерализм - это тоталитаризм с человеческим лицом.
Одна из обычных слабостей порядочных людей - неспособность видеть, насколько бесчестными могут оказаться некоторые личности и сколь опасно им доверять.
Печальные приметы нашего времени: мы выставляем чудовищами тех, кто трудится, содержим тех, кто отказывается трудиться, и сотворяем кумиров из нытиков.
Проблема не в том, что Джонни не умеет читать. Проблема даже не в том, что Джонни не умеет думать. Проблема в том, что Джонни не знает, что такое "думать" - он считает свои ощущения мышлением.
Культуры не бывают высшими или низшими. Просто они приспосабливаются к конкретным обстоятельствам - одни лучше, другие хуже.
Бездельники и любители совещаний - как правило, одни и те же лица.
Большинство войн начинают люди, не знающие голода и обладающие достаточным досугом, чтобы изобретать скороспелые идеологии, лелеять грандиозные амбиции и растравлять подлинные или мнимые обиды.
В нашей стране линия раскола проходит не между демократами и республиканцами или между мужчинами и женщинами, а между теми, кто болтает, и теми, кто делает дело.
Понять суть бюрократии - это уяснить, что для неё процесс это всё, а результат - ничто.
Когда в битве за цивилизацию варварам противостоят нюни и ротозеи, варвары обречены на победу.
Вся история социализма изобилует столь вопиющими примерами провалов, что только интеллектуал может закрывать на них глаза.
Несмотря на обилие пылких публикаций о "распределении доходов", факт остаётся фактом: доход в основном зарабатывается, а не распределяется.
Суть "мультикультурализма" - можно восхвалять любую культуру мира, за исключением западной, а обвинять во всех грехах - только западную.
Большинство читателей "Коммунистического манифеста" вряд ли осознают, что он был написан двумя молодыми людьми, ни дня не работавшими в своей жизни, но, тем не менее, беспардонно выступавшими от имени "трудящихся".
Трудно представить более дурацкий или более опасный способ принятия решений, чем доверять это тем, кто не платит за свои ошибки.
Голосуя за политика, сулящего тебе блага за чей-то счёт, не жалуйся, если он будет наделять твоими деньгами других, не забывая при этом и себя.
Для индивидуума рационализм - это стремление к большей личной независимости от культурных норм, а для общества - это часто притязание на право (или присвоение его) душить независимость других.
Если не готов отстаивать цивилизацию силой - будь готов смириться с варварством.
Мало найдётся пороков более подлых, нежели сбивать молодёжь с толку.
Одним из следствий "права на социальные льготы" является то, что люди, не дающие ничего обществу, почему-то считают, что общество должно им нечто, - уж не за то ли, что они почтили нас своим присутствием?
Каждое приходящее в мир поколение - это по сути вторжение в цивилизацию маленьких варваров, которых следует цивилизовать, пока не поздно.
История западного общества последних 30 лет - это история подмен того, что работало, тем, что красиво звучит.
С какой ужасающей лёгкостью некоторые люди переходят от слов "Мне не нравится то-то и то-то" к словам "Правительство должно это запретить!". Стоит встать на этот путь - и свобода обречена.
Коренной вопрос не в том, что именно является наибольшим благом, а в том, кто решает, в чём оно состоит.
Удивительно, как много считающих себя "мыслящими людьми" реагируют на слова машинально - как собака Павлова, приученная реагировать на определённые звуки.
Сила как принуждение есть противоположность свободе; но только сила может противостоять другой силе.
Говоруны обычно красноречивее людей дела: ведь говорить - их конёк.
На практике плоды двухпартийного законотворчества Конгресса обычно вдвое хуже плодов однопартийного.
Основополагающая функция власти - установить рамки закона и правопорядка, в пределах которых люди вольны выбирать всё остальное.
В нашу эпоху "политической корректности" похоже, что некоторым невдомёк, что придирки к словам часто означают игнорирование реалий.