На триптихе Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" в правой его створке запечатлены страшные и тревожные образы: машины для пыток человеческой плоти и фантастические чудовища, эти пытки производящие. На самом деле такое название триптих получил от искусствоведов. Как он был назван Босхом, не известно. Все толкования изображения являются вымыслами искусствоведов, установившиеся преимущественно в XX веке, а сам триптих написан Босхом в первом десятилетии XVI века.
The Garden of Earthly Delights Triptych, BOSCH, HIERONYMUS
Copyright ©Museo Nacional del Prado
Правая створка получила название "Музыкальный ад" из-за изображенных на ней музыкальных инструментов, использованных в качестве орудий пыток. В левой нижней части "Музыкального ада" художник изобразил лежащего под спудом огромной лютни грешника - от его тела видна только нижняя половина, и на ягодицах у него написаны ноты.
"Музыкальный ад" с выделенной желтым овалом частью, где написаны ноты.
А это крупный план музыкальной темы.
Вполне естественно, что у музыкантов возник соблазн сыграть записанную на ягодицах грешника музыкальную тему. Я не думаю, что это случилось впервые, но до XXI века сведений о таких опытах мне обнаружить не удалось.
Хронологически первым озвучил и записал шведский ансамбль Vox Vulgaris под названием De Jordiska Fröjdernas Paradis (Сад земных наслаждений) в альбоме средневековой музыки The Shape Of Medieval Music To Come
Click to view
Альбом сопровождался аннотацией, в которой была изложена позиция музыкантов ансамбля. Я привожу краткое вольное изложение этой позиции: "Иероним Босх (1450-1516) до сих пор был известен только как художник, а Vox Vulgaris впервые рассматривает его как композитора. Через пятьсот лет после его смерти впервые исполняется "Сад земных наслаждений", музыкальная пьеса, созданная на основании нотного фрагмента, размещенного этим самобытным средневековым художником на ягодицах грешника с триптиха, имеющего такое же название.
Несмотря на то что музыка на диске средневековая, а инструменты в ансамбле аутентичные, шанс, что эта музыка звучала также в средневековье, бесконечно мал. Мы ставим целью создать музыку, которая одновременно была бы совершенно современной и совершенно средневековой. Мы стараемся играть живую средневековую музыку в наше время, воспроизводя немногие сохранившиеся нотные фрагменты и используя аутентичные инструменты. В нашей интерпретации отражены наши знания о средневековой жизни, искусстве и религии".
В 2014 году этот нотный фрагмент с триптиха Босха привлек внимание студентки Оклахомского христианского университета Амелии Хэмрик, которая "решила переписать эту мелодию по правилам современной музыкальной нотации, предположив, что тональность нижнего голоса - до мажор, как это было принято в средневековых хоралах".
Запись нотного фрагмента с ягодиц грешника с соблюдением требований современной нотации, выполненная Амелией Хэмрик.
Звучание можно прослушать
здесь.
Нашелся энтузиаст, Уильям Эсензо (Wellmanicuredman), который сочинил подходящий этому босховскому сюжету текст и аранжировал эту тему, сделав из нее
хорал.
Тест хорала на стихи У. Эсензо:
butt song from hell
this is the butt song from hell
we sing from our asses while burning in purgatory
the butt song from hell
the butt song from hell
butts
Авторы добились цели: музыка звучит как средневековая, но ничего в ней адского нет, кроме картины Босха.