Сказочные впечатления.

Jul 09, 2016 16:29

Сказки отражают ментальность народов. В русских народных сказках есть три главных злодея: Кощей Бессмертный, Баба Яга и Змей Горыныч. Каннибализмом грешит только Баба Яга. Предполагается, что она имеет чуткий нюх на русский дух, и трудно сказать, нравится он ей, или не нравится. Скорее нравится. Добрых молодцев она готова буквально есть поедом при условии их неуважительного поведения. Однако, вежливость в соблюдении ритуала коммуникации может служить героям сказок если не полной защитой от гастрономических посягательств Бабы Яги, то отсрочкой осуществления замысла запечь их в печке, дает возможность героям получить время на решение главных задач и достижения целей визита к этой дремучей жительнице русских лесов. Коварство Бабы Яги естественное, первозданное, оно сродни хитрости Иванушки Дурачка - незатейливое, почти всегда сменяемое исключительной добротой и покладистостью, после того как герой пристыдит старушку за ее коварство и непорядочность. Совестливая и чувствительная старушка.

Несмотря на большие возможности завладеть материальными ценностями Баба Яга явно не интересуется барахлом-шмотками, сокровищами и недвижимостью. Пропитание она добывает сама, посещая разные населенные пункты на летающем самоходном устройстве - ступе с метлой, которой она умело управляет. Трудно сказать, это для нее хобби, необходимость, форма существования или долг. Баба Яга живет простым бытом в лесной избушке, построенной по индивидуальному проекту, оснащенной специальным поворотным устройством с целью защиты от несанкционированного доступа. Домашнее хозяйство ведет сама. Лишь в некоторых сказках у нее бывает помощница - невольница, готовая помочь герою, иногда, рискуя собственной жизнью.

У Бабы Яги есть сестры и дочери, что дает основание предполагать существование личной жизни и семейно-родственных отношений в далеком прошлом. Баба Яга - старшая среди сестер. Об отце дочерей и о родителях самой Бабы Яги нет сведений.

Кощей Бессмертный - худой и костлявый. Он же Кощей - состоит из костей. Он бессмертный, то есть, бессмертие присуще ему как главная черта, следовательно, питаться ему вообще не требуется для поддержания своей жизни. Тем более, питаться людьми. Добро и людей он не любит в принципе. Чем жив Кощей, что дает ему бесконечный срок жизни? Жив он "абстрактным злом" и полной таинственной недоступностью для всех в мире его собственной смерти.

Однако, бессмертие Кощея носит условный характер. Тайну смерти он не может уберечь и в сказках всегда есть тот, кто знает приметы места нахождения кощеевой смерти и кто после выполнения героем некоторых условий эту тайну герою рассказывает. После этого герою предстоит найти это место. Это всегда кованный сундук на дереве. Дерево почти всегда могучий высокий Дуб, чаще всего у лукоморья - в укромном месте на дальней окраине мира, где встречается небо, вода и земля.

Трудно сказать, является ли злобность причиной или следствием его беспредельного материального благополучия. Кощей любит "злато-серебро", изумруды-яхонты, жемчуга и прочие ювелирные украшения. Связь между злобностью характера и материальным богатством отражает опыт и представление русского народа, что деньги портят людей или что богатство - зло. Кощей живет во дворце, расположенном в самом центре Кощеева Царства - заколдованной безжизненной местности, где господствует Зло и где население страдает от гнета своего злобного властителя.

Жизнь Кощея длится идеально-колдовским способом, а не материальными усилиями. Многие представители "золотого миллиарда" хотели бы жить, как Кощей.

Третий персонаж - Змей Горыныч, он же Чудо-Юдо. Персонаж "как бы" дракон, из амфибий, пресмыкающихся, земноводных, но он обладает способностью летать, дышать огнем и отличается многоголовостью, чаще всего - трехголовостью. Супермутант! Трудно сказать, является ли наличие трех голов является частным случаем мутации и носит онтогенетический характер, или это все же устойчивый, эволюционно или селекционно сформировавшийся биологический вид. Но в сказках часто у Змея Горыныча дочери имеют человеческое обличье.

Прозвание Горыныч может быть отнесено как к месту обитания Змея, так и отражать отчество Змея. Змей Горыныч оказывает помощь Кощею Бессмертному. Функция его - биться с добрыми молодцами, имеющие намерение проникнуть в Царство Кощея, и похищать молодых красивых девушек. Цель похищения не вполне обозначена. Возможно, он их похищает для употребления в пищу, а возможно, не в пищу... Пристрастие к поеданию людей не акцентировано в сказках. А если и акцентировать эту склонность, то она не носит характер каннибализма: чудище же поедает девушек, а не человеческий персонаж.

Змей обладает феноменальной способностью какое-то время восстанавливать свои отрубленные храбрыми витязями головы.

А вот наличие людоедов разного уровня в сказках народов Западной Европы является обычным. В сказке про Кота-В-Сапогах Людоед живет в замке и является крупным латифундистом, владельцем полей и прочих угодий. То, что владелец - Людоед по пищевым пристрастиям и по имени, общеизвестно и, по всей видимости, - законно. Родители Мальчика-С-Пальчика договариваются ночью, когда их дети уснули, их съесть. Только бдительность и стремление выжить позволяет братьям остаться в живых. Этот спокойный бытовой родительский каннибализм поражает обыденностью и беспричинностью: "ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать".

У Данте в "Божественной комедии" одна из самых страшных историй, рассказанных ему в девятом круге Ада, - история графа Уголино делла Герардеска. Граф в 13 веке был правителем Пизы, который в результате интриг и борьбы за власть оказался свергнут и замурован с двумя сыновьями и двумя внуками в башне. Они были обречены на голодную смерть. Как рассказал Данте в Аду граф Уголино свою историю, испытывая муки голода, он стал кусать свои пальцы. Сыновья, увидав мучения отца, предлагают ему съесть их. Но граф этого не делает. Затем сыновья умирают один за другим и от голода умирает сам граф. Данте не говорит, что граф Уголино ел своих умерших детей. Прямо не говорит, но по мысли Бохеса, он возбуждает подозрение. Итальянцы даже затеяли эксгумацию захоронения графа Уголино дважды: один раз при Дуче Муссолини, второй раз уже в новейшие времена. Что внесло путаницу. Но художественный образ, созданный Данте, сделал свое дело - посеял сомнения и допустил вероятность.
После Данте граф, поглощающий тела своих детей, остался в искусстве и литературе символом, ужасным образом бесчеловечности и каннибализма. Достаточно вспомнить ужасную картину Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына".

Русский народ жил бедно, угнетенно, впроголодь, умирал от голода, но даже в сказках своих, где можно было дать волю фантазии, он не пошел дальше ужасов, коварства и безнравственности Бабы Яги.

граф Уголино делла Герардеска, Гойя, Данте, каннибализм, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, сказки, Баба Яга

Previous post Next post
Up