Племянники баронессы Штиглиц, часть IV

May 25, 2024 20:21


В Париже в эмиграции видную роль в белом движении играл племянник баронессы Штиглиц, двоюродный брат Гурли Логиновны Теляковской, урождённой Миллер - генерал Евгений Карлович Миллер. Он возглавлял белое движение на Севере России, был председателем Русского общевоинского союза (РОВС) - организации, которая вела антисоветскую деятельность, в том числе подпольную работу в СССР.



Знак общевоинского союза (РОВС).

Евгений Карлович Миллер происходил не из дворянства, как о нём пишут в разных источниках. Конечно, дослужившись до генерала, он получил право на потомственное дворянство, но это дворянство выслуженное, а не вековое. По происхождению генерал Е.К. Миллер был коренной купец. И это нисколько не умаляет его достоинств.

Отец генерала Миллера - сын потомственного почётного гражданина Логина Логиновича Миллера, Карл Логинович Миллер, купец.

В 1881 году, когда будущему генералу Миллеру было 14 лет, его отец, коллежский асессор, временный Псковский 1-ой гильдии купец, вместе со своим братом Николаем Логиновичем содержал пробочную фабрику по Бармалеевой улице, там же под фирмой «Братья Миллер» находилась брезентная фабрика.



К конце века принадлежавшие братьям Миллер пробочная и брезентовая фабрики на Бармалеевой улице перешли в собственность Товарищества Нарвской льнопрядильной мануфактуры. Льнопрядильная фабрика в Нарве была основана бароном Штиглицем рядом с суконной фабрикой в 1847-ом году. До 1890-го года ею управлял Ф.И Киндель, а после его смерти она была преобразована в товарищество.

Мать Евгения Карловича, Матильда Вильгельмина Каролина Болин, тоже происходила из купеческого сословия. Правда на время её рождения (1840) семья Болин уже пять лет, как была возведена в потомственное дворянство.

По законам Российской империи жена дворянского сословия, вышедшая замуж за купца, не утрачивала своего дворянского состояния, но не сообщала его своему мужу и детям.



Дед генерала Миллера, Карл Эдуард Болин. Автопортрет. 1830-е годы. Холст, масло, размеры 76,5 х 65 см. В собрании ГЭ.

Её отец, дед генерала Миллера, Карл Эдуард Болин, был знаменитым петербургским ювелиром, создавшим по заказу Николая I в подарок императрице Александре Фёдоровне на Рождество 1841-го года бриллиантовую диадему с жемчужными подвесками.

Тётка Евгения Карловича Миллера, Александрина Болин, младшая дочь Карла Эдуарда Болина, была крестницей императрицы Александры Фёдоровны. Вот так работал социальный лифт в Российской империи.



Бриллиантовая диадема с жемчужными подвесками - копия диадемы работы Карла Эдуарда Болина.

Евгений Карлович Миллер в молодости был блестящим офицером гвардейской кавалерии, гусаром. Он окончил Николаевское кадетское училище в 1884-ом году, Николаевское кавалерийское училище в 1886-ом, Николаевскую академию генерального штаба в 1892-ом.

Евгений Миллер в 1886-ом году женился на Наталье Николаевне Шиповой, внучке Натальи Николаевны Ланской, урождённой Гончаровой, в первом браке Пушкиной. В 1914-ом году у Миллера было трое детей.

Длительное время генерал Миллер был военным агентом в Италии, осуществлявший сбор разведывательной информации. В годы Первой мировой войны - генерал-лейтенант, начальник штаба 5-й армии, командир XXVI армейского корпуса.



Неизвестный фотограф. Командир 7-го гусарского Белорусского полка полковник Евгений-Людвиг Карлович Миллер. 1908-1909 годы.

Даже по мнению своих противников, генерал Миллер был честным и порядочным офицером. По убеждениям он являлся монархистом, но в целом лояльно относился и к приверженцам других взглядов, кроме леворадикальных, был противником жестокостей.

В период Гражданской войны, по свидетельству очевидца, «и Миллер, да и все правительство… было помешано на правовых началах - в противоположность большевистскому произволу мы должны были насаждать правовой строй…»

Ярым противником революции генерала Миллера сделал личный опыт, когда в результате солдатского бунта в расположении российской армии в Румынии он был избит под крики толпы «изменник, немец», «довольно нашу кровь пить», «приятель Николки», «сторонник старого режима», «ты нам все про работу говорил, а про свободу ничего не говорил».



Ему ещё повезло остаться в живых: по меньшей мере 11 выпускников Николаевской академии были убиты разбушевавшейся солдатской толпой в 1917-ом году. Количество раненых, испытавших на себе побои, оскорбления и унижения не поддается подсчету. Окровавленного генерала в разорванном пальто дотащили до площади перед помещением этапного коменданта, после чего решили заточить на гауптвахте.

Этот арест был узаконен на корпусном съезде, хотя правом ареста генералов обладал лишь император, а после революции - военный министр. По свидетельству командующего 9-й армией Румынского фронта генерала П.А. Лечицкого, причины неприязни к генералу Миллеру со стороны его коллег были следующими (в изложении генерала М.В. Алексеева в письме к военному министру А.Ф. Керенскому от 16 мая 1917 года):

«Генерал Миллер работал сам целые дни, а иногда и ночи, посещая постоянно позиции, требовал такой же службы от офицеров и солдат; осматривая боевые позиции, генерал Миллер часто посещал такие места, где не бывали даже батальонные и ротные командиры; выходил за проволочные заграждения, поверял секреты и назад возвращался, иногда на фронте соседней своей войсковой части, подходя со стороны противника».

Как видим из этого объяснения, вина генерала Миллера состояла в том, что он был слишком хорошим генералом. По поводу своей «немецкой» фамилии Миллер говорил: «Тех лиц, которые ради популярности или страха ради иудейски меняют фамилии своего отца и деда, я уважаю немножко меньше, чем раньше, до перемены фамилии, и их примеру следовать не предполагаю».

По приказу военного министра генерал Е.К. Миллер был отправлен в распоряжение главнокомандующего Петроградским военным округом. В августе 1917-го года Евгения Карловича назначили представителем Ставки при итальянском главном командовании, но после перехода власти в руки большевиков он отказался поддерживать сношения с главным управлением Генштаба и Ставкой, за что заочно был предан суду трибунала.

В конце 1918-го года Миллер отправился для борьбы с большевиками на север России. В феврале 1920-го года Северный фронт потерпел полный крах, но Миллеру удалось уплыть с частью войск в Норвегию.



Обращение большевиков к солдатам и офицерам армии Миллера. 1920 г.

Летом Миллер отбыл в Париж для исполнения обязанностей представителя генерала П.Н. Врангеля во Франции. 1 сентября 1924-го года высшими чинами остатков Российской Армии было объявлено в Париже о создании Русского Обще-Воинского Союза (РОВС).

После смерти генерала Врангеля 25 апреля 1928-го года в Брюсселе распоряжением великого князя Николая Николаевича председателем РОВС был назначен генерал А.П. Кутепов, а его старшим помощником - генерал Е.К. Миллер. 26 января 1930-го года Кутепов бесследно исчез в Париже. 63-летний Миллер стал председателем РОВС.



Генерал Миллер с женой Натальей Николаевной в Париже в 1930-х годах. Справа Генерал Н.В. Скоблин.

В полдень 22 сентября 1937-го года генерал Миллер заехал в управление РОВС на улице Колизе, чтобы оставить секретарю генералу Кусонскому записку, попросив вскрыть её, если он не вернётся через три часа. С этого момента генерал исчез. Кусонский, забыв о записке, отправился домой. Вечером жена генерала Миллера, Наталья Николаевна, заявила, что её муж пропал. В ее присутствии заместитель председателя РОВС адмирал Кедров и генерал Кусонский вскрыли оставленный в канцелярии конверт - с момента исчезновения генерала Миллера прошло уже 12 часов.

В записке генерал писал:

«У меня сегодня в 12.30 час. дня рандеву с генералом Скоблиным на углу рю Жасмен и рю Раффе, и он должен везти меня на свидание с немецким офицером, военным агентом в Прибалтийских странах - полковником Штроманом, и с г. Вернером, состоящим здесь при посольстве. Оба хорошо говорят по-русски. Свидание устроено по инициативе Скоблина. Может быть это ловушка, на всякий случай оставляю эту записку. Генерал Е. Миллер. 22 сентября 1937 г».



На фотографии неизвестного фотографа организаторы похищения генерала Миллера: певица Плевицкая Н.В (1). здоровается с генералом Е.К. Миллером - его отражение в зеркале (2). Перед ней сидит её муж генерал Н.В. Скоблин. Не позднее 1937 года.

Когда Скоблин пригласил Миллера на встречу с некими «немецкими дипломатами» и попросил никому о ней не говорить, Евгению Карловичу это показалось подозрительным. Генерал слово сдержал - сохранил встречу в секрете, но, уходя, оставил записку секретарю.

Миллера встретили не немецкие дипломаты, а агенты НКВД, усыпили хлороформом и уложили в деревянный ящик, запечатанный дипломатической печатью, который доставили в порт Гавра. Там ящик погрузили на советский пароход «Мария Ульянова», который сразу же вышел в море.

Уже 29 сентября 1937-го года состоялся его первый допрос во внутренней тюрьме на Большой Лубянке. Сидел Миллер в одиночной камере № 110 под именем Петра Васильевича Иванова.

Евгения Карловича Миллера расстреляли 11 мая 1939 года в 23 часа 5 минут, а в 23 часа 30 минут его труп был сожжен в печи Донского крематория. Наталья Николаевна Миллер умерла 10 октября 1945-го года, так и не узнав о судьбе мужа.

Исполнителей похищения генерала Миллера ждала участь всех участников революционной борьбы - через 2-3 года она были расстреляны.

(Продолжение следует)

Болин, революция, Миллер, эмиграция, Штиглиц, Скоблин, Николай I, Плевицкая

Previous post Next post
Up