Племянники баронессы Штиглиц, часть II

May 25, 2024 19:42


Через два года после смерти барона Константина Фелейзена, 15 апреля 1890-го года, племянница баронессы Штиглиц, вдова баронесса Гурли Логиновна Фелейзен, вторично вышла замуж. Её избранником стал военный, выпускник Пажеского корпуса (1879) и Академии генерального штаба (1888), офицер Лейб-гвардии Конного полка Владимир Аркадьевич Теляковский.





Фотограф Таубе Владимир (Вольдемар) Иванович. Теляковский В.А. 1880-е годы. В собрании ГЦТМ им. Бахрушина.

Он был сыном Аркадия Захаровича Теляковского, генерал-лейтенанта, профессора, военного инженера, известного теоретика фортификации, автора первого русского учебника по фортификации. Эта книга была переведена почти на все европейские языки и была принята как руководство во многих военных школах Запада, в том числе и в знаменитой Сен-Сирской военной школе Франции.

Вероятно, именно второй муж оказал влияние на профессиональный выбор старших сыновей Гурли Логиновны. Они оба стали офицерами Лейб-гвардии Конного полка.



Неизвестный фотограф-любитель. Барон Сергей Фелейзен и корнет Гартман шутят. В альбоме Л.-гв. Конного полка «Подвижной сбор и маневры 1899 года».

Но карьера Теляковского сделала неожиданный поворот, и в мае 1898-го года он, уже полковник Конной гвардии, по рекомендации Министра Двора и бывшего командира лейб-гвардии Конного полка барона В.Б. Фредерикса стал управляющим Московской конторой Дирекции императорских театров - Большого и Малого. А в 1901-ом году он стал директором всех московских и санкт-петербургских императорских театров и оставался на этой должности до 6 мая 1917 года.



Трубецкой Павел Петрович (Паоло Трубецкой). Портрет В.А. Теляковского. 1904 год. Бумага, карандаш. В собрании Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Какими бы любительскими музыкальными способностями ни обладал полковник Теляковский, но он всё же был кадровым военным. Это обстоятельство служило богатой почвой для фельетонов и карикатур. Естественно, что в артистической среде у директора театров были как друзья, так и враги.

Его директорская деятельность освещена в опубликованных дневниках Владимира Аркадьевича, которые он вёл на протяжении своей службы. На службе Теляковский старался пополнить штат театров талантливыми артистами и художниками. Так в круг общения Теляковских вошли художник К.А. Коровин, певец Ф.И. Шаляпин, художник А.Я. Головин.



Акварель неизвестного художника. Усадебный дом в Отрадном. 1890-е годы.

Гурли Логиновна была на 10 лет старше мужа. Брак Теляковских был счастливым. В семье выросли трое детей: Вячеслав (1891), Всеволод (1894), Ирина (1896). Гурли Логиновна получила обычное для представительницы привилегированных слоёв населения императорской России домашнее образование: она музицировала и рисовала.

Обсуждения постановок спектаклей она отражала в рисунках костюмов. Кстати, весьма неплохо для самодеятельной художницы.



Эскизы костюмов, нарисованные Г.Л. Теляковской к спектаклям: «Ромео и Джульета», «Аленький цветочек» и «Фауст». Последний для Мефистофеля. Спектакль ставился Ф.И. Шаляпиным в театре Ла Скала 18 февраля 1904 года.

Владимир Аркадьевич унаследовал имение Отрадное в селе Шашково Ярославской губернии. Семья проводила там летние месяцы.



Неизвестный фотограф. Ф.И. Шаляпин с младшей дочерью Теляковских Ириной в Отрадном. С ними гувернантка Ирины и приятель Шаляпина. 1901 год.

Совместная работа Г.Л. Теляковской с Александром Головиным отмечена была им в некрологе: «Она не только принимала участие в изготовлении рисунков костюмов для некоторых моих и художника Коровина постановок, но в постановках балета «Дон Кихот», оперы Берлиоза «Троянцы» и др. И «Ромео и Джульетта» в московских академических театрах все рисунки костюмов были сделаны ею целиком. Созданные ею типы - образцы танцевальных костюмов совершенно исключительной ценности - служат схемой и образцами подобных рисунков для современных балетов…»

В Отрадном Константин Коровин написал портрет Ф.И Шаляпина



К.А. Коровин. Потрет Ф.И. Шаляпина. 1905 год. Холст, масло, размеры 65 х 46, 1 см. В собрании ГТГ.

В Петербурге семья Теляковских жила в доме № 2 по улице Зодчего Росси, где располагалась Дирекция Императорских театров. Февральская революция изменила не только политический и общественный строй в России. Директор Императорских театров с сыном по доносу одного из обиженных на него артистов был арестован 1 марта 1917-го года. Арест не был долгим, вскоре Теляковский вновь вернулся к исполнению своих директорских обязанностей, но уже в мае он вышел в отставку.

Семья освободила казённую квартиру и переехала в собственную, приобретенную в доме № 73/75 по Каменноостровскому проспекту.



Вид на Александринский театр с улицы Зодчего Росси. Слева - дом № 2. Начало XX века.

В доме на Каменноостровском супруги Теляковские прожили последние годы жизни. С июля 1917-го по апрель 1924-го года они жили в квартире 34. В этой квартире умерла племянница баронессы Штиглиц, Гурли Логиновна, урождённая Миллер, в замужестве Фелейзен и Теляковская.

После уплотнения в апреле 1924-го года Теляковский сдал свою квартиру и переехал вместе с сыном Всеволодом в квартиру 2, где проживала дочь, Ирина Владимировна, с мужем. В.А. Теляковский скончался через полгода, 27 октября 1924 года.



Некрополь Теляковских на Серафимовском кладбище Петербурга.

Вместе с женой они были похоронены на Серафимовском кладбище Петербурга. Место захоронения Г.Л. Теляковской в 1922-ом, затем её мужа В.А. Теляковского в 1924-ом году стало семейным некрополем.

Так случилось, что ни у кого из детей Гурли Логиновны и Владимира Аркадьевича не было детей. Нынешнее состояние некрополя было обустроено стараниями неравнодушных людей, собравших деньги и заказавших надгробья и памятник.



Десять лет назад некрополь Теляковских выглядел так.

(Продолжение следует)

Шаляпин, Головин, Коровин, старый Петербург, Штиглиц, Теляковские

Previous post Next post
Up