Княжеский дворец Юсуповых в Москве

May 13, 2024 16:16


В статье под названием «Московский дом князя Юсупова» из собрания «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» за 1850-й год, издававшегося в Москве архитектором и археологом Алексеем Александровичем Мартыновым (1818-1893) и историком Иваном Михайловичем Снегирёвым (1793-1868), есть описание юсуповского дворца в Огородной слободе.

«В Земляном городе, в большом Харитоньевском переулке еще уцелели старинные боярские палаты, кои представляют нам любопытный памятник строений в начале XVIII, а может быть, в конце XVII столетия.

Каменные двухэтажные палаты сии с пристройкою к восточной стороне, стоят на пространном дворе; к западной их стороне примыкает одноэтажное каменное здание, позади каменная кладовая, далее сад, который был до 1812 года гораздо обширнее и с прудом; сюда съезжалось высшее московское общество. ⠀

Прежде этот дом принадлежал Алексею Волкову, а по указу императора Петра II, в 1727 году, ноября 30, пожалован за службу генерал-лейтенанту и лейб-гвардии подполковнику князю Григорию Дмитриевичу Юсупову, и доныне сохранился во владении его потомков.

<...> Как выше замечено, он принадлежит к числу весьма немногих старинных домов в Москве, сохранивших первоначальный свой тип и физиономию. Из самого расположения и устройства открывается нам не только план и стиль, но и образ жизни и домашний обиход русских бояр в XVII и XVIII столетиях».



Это описание сопровождалось гравюрой с изображением вида «старинных боярских палат» Юсуповых со стороны Б. Харитоньевского переулка.



Неизвестный художник. Палаты князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке. Общий вид. 1848 год. Из издания «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества».

На настоящее время это единственное известное изображение внешнего вида боярских палат Волковых-Юсуповых. Старинное здание, бережно хранимое поколениями князей Юсуповых до конца XIX века, было перестроено в русском стиле - произошла повторная русификация и без того исконно русского.

Усадьба князей Юсуповых фасадом выходила на Большой Харитоньевский переулок, а с противоположной стороны, с фасада флигеля к ней вёл подъезд через Хоромный (Трёхсвятский, Боярский) тупик.

Формирование русского архитектурного стиля пришлось на эпоху правления  Александра II, но сам император не был поклонником этого стиля. Запрос на русские архитектурные формы возник среди представителей промышленной и аристократической элиты в активно развивавшейся капиталистической Москве.

Москва - традиционный купеческий город, и именно московское купечество «полюбило» русский стиль настолько, что стало использовать его в качестве национальной визитной карточки в международной торговле.



Фотограф Ахилл Кине. Русский павильон на Всемирной выставке в Париже. 1878 год.

Это выразилось в возведении Русских павильонов на различных международных промышленных выставках. Российская продукция нуждалась в визуальной идентификации, и таким идентификатором становился русский стиль.

В культурной и ментальной сфере формированию этого направления способствовали усилия историков, краеведов, любителей русской старины, пресловутая борьба славянофилов с западниками. Всё вместе делало древнерусское зодчество источником архитектурного вдохновения. Воцарение императора Александра III соединило предпочтения интеллектуальной и, деловой и аристократической элиты с державно-национальными убеждениями императора. Русский стиль стал модным.

Уже в 1882-ом году в Москве в русском стиле было возведено здание Московской городской думы (сейчас Музей 1812-го года) на Воскресенской площади (Площадь Революции) по проекту архитектора Д. Чичагова, через год - здание Исторического музея на Красной площади по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семёнова, в 1893-ем году - Верхние торговые ряды по проекту А.Н. Померанцева, Средние торговые ряды по проекту Р.И. Клейна. Москва преображалась в русском стиле.



Альтернативный конкурсный проект здания Московской городской думы на Воскресенской площади под девизом "Возрождение" (по рисунку В.О. Шервуда). Главный фасад. Вид площади Революции мог быть другим, но всё равно в русском стиле.

Архитекторы, возводившие здания в русском стиле, «цитировали» наиболее эстетически значимые и выразительные элементы строений древнерусского зодчества. Но одно дело возводить новые здания, а другое - переделывать старые, допетровские, в стиле, возникшем в XIX веке, уничтожая то бесценное, что жило в веках.

Усадьба Юсуповых пострадала во время пожара 1812-го года, уничтожившего большую часть окружавших палаты построек. Выгорел терем, в котором находилась картинная галерея. На некоторое время усадьба с боярскими палатами потеряла свою представительность и парадность, но она оставалась центром владений князей Юсуповых в Москве и губерниях.

При князе Никола Борисовиче Юсупове (1827-1891) в палатах был проведён ремонт, в ходе которого во внешнем облике палат были подчёркнуты особенности допетровской архитектуры. Была устроена Портретная - зала с портретами представителей княжеского рода Юсуповых, начиная с основателя рода бия Юсуфа (середина XVI века). Эти работы были частью усилий князя Юсупова по изучению истории рода и представления его как одной из древнейших знатных российских аристократических фамилий.



Г.И. Кадунов. Портрет Н.Б. Юсупова (фрагмент). Первая половина 1850-х годов. Холст, масло, размеры 61,5 х 54 см. В собрании ГЭ.

В октябре 1884 года князь Юсупов, не имея сыновей, которым он мог передать фамилию, титул и герб, был вынужден обратиться с прошением к императору о праве передачи фамилии, титула и герба мужу своей дочери, графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону. Его прошение было удовлетворено с условием исполнения после смерти князя. Титул мог передаваться старшему сыну будущего князя Юсупова.

В 1887-ом году князь Юсупов нанял архитектора Виктора Дмитриевича Померанцева для составления плана усадьбы с целью дальнейшей реконструкции. В 1890-91-х годах три отдельных терема были объединены в единое здание. Центральный терем был надстроен третьим этажом.

Князь Николай Борисович Юсупов умер в 1891-ом году. Его наследницей стала дочь княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон. При ней проводилась дальнейшая реконструкция, вернее перестройка, усадебного дома, превращенного из палат во дворец.



Фотограф Алексей Мазурин. Вид на перестроенную усадьбу Юсуповых в Москве в Большом Харитоньевском переулке. 1895 год.

Руководил перестройкой уже упоминавшийся в связи с перестройкой дворца царевича Димитрия в Угличе, архитектор Николай Владимирович Султанов. Облик усадьбы неузнаваемо изменился.

Следует отметить совершенно не в русском стиле выполненную решетку ворот.



Фотограф И.Ф. Барщевский. Владение князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке Москвы после перестройки по проекту Н.В. Султанова. Конец 1890-х годов.

За колонной ограды виднеется арка крыльца, которого еще не было на фотографии, сделанной Алексеем Мазуриным в 1895-ом году. И в последствии этой арки тоже не было.

Палаты, возведённые в XVII веке, относились к числу старейших жилых зданий допетровской Москвы за пределами Кремля. После их перестройки архитектором Султановым можно говорить, что палаты стали усадьбой XIX века, построенной в русском стиле. Но в этом нет вины архитектора, который только выполнял волю хозяина-заказчика. А хозяину нужен был княжеский дворец в русском стиле, устроенный по последнему слову техники конца XIX века.

Москва лишилась одного из «весьма немногих старинных домов в Москве, сохранивших первоначальный свой тип и физиономию».



Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. Москва. Дом князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке. Вид со стороны Хоромного тупика. 1900-е годы.

Уже после перестройки бывших княжеских палат по проекту Н.В. Султанова, в 1897-ом году, Юсуповыми был сделан заказ архитектору Леониду Михайловичу Браиловскому. Работа состояла в создании серии из  двенадцати акварельных рисунков интерьеров помещений юсуповского дворца.



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 47,6 х 64,7 см. В собрании НИМ РАХ.

На стене этого кабинета князя Юсупова висит известный портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой работы К. Маковского, выполненный в русском стиле - княгиня изображена русской боярыней.



К.Е. Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон. Не позднее 1895 года. Холст, масло, размеры 92,5 х 71,5 см. В собрании ГИМ.

На верхние этажи дома вела парадная лестница. Мраморные колонны её перил были украшены фигурами золоченых львов со щитами с изображениями княжеского герба Юсуповых.



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 45,5 х 41,0 см. В собрании НИМ РАХ.

С лестницы гости попадали в комнату, оформленную в китайском стиле, на потолке которой были изображены два дракона, а по стенам - гусеницы, которые превращаются в бабочек. Вот, как она выглядела:



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, графит. Размеры рисунка 50,5 х 64,0 см. В собрании НИМ РАХ.

За китайской комнатой следовал тронный зал, самое большое помещение дворца. Он был декорирован позолоченными решетчатыми дверьми, резным золоченым деревом, портретами царей, венецианскими зеркалами и медальонами со знаками зодиака.

Известно, что вид Тронного зала тоже входил в число выполненных Браиловским акварелей. В настоящее время в Музее при Академии художеств представлены только девять акварелей с видами интерьеров в доме князя Юсупова в Москве в Большом Харитоньевском переулке. Среди них вида Тронного зала нет.



Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 47,6 х 64,7 см. В собрании НИМ РАХ.

В боярской трапезной стены украшены причудливой росписью.

Браиловский поселился в перестроенном доме князей Юсуповых на несколько месяцев и жил там, работая в тишине.



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 64,0 х 54,5 см. В собрании НИМ РАХ.

Своему близкому другу, польскому художнику и архитектору Станиславу Ноаковскому, Браиловский писал: «... Моя работа хотя и не имеет определенных часов и обязательных сроков, но тем более хочется скорее ее закончить. Впрочем, рад говорить о начале, а не об окончании, так как пока из заказанных мне 12 акварелей я начал только четвертую. Мотивы настолько интересные, что работать просто наслаждение и очень удобно, полная тишина, и вообще очень этой работой доволен. Формат я сам взял большой 1/2 ватманского листа и делаю очень детально. В смысле техники здесь можно многому поучиться».

Роспись стен напоминает мне роспись в залах, оформленных в русском стиле в Музее при Училище барона Штиглица, построенном по проекту архитектора М.Е Месмахера с 1885-го по 1895-ый годы. Это красиво и не может не производить впечатления.



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 47,6 х 64,7 см. В собрании НИМ РАХ.

На этой акварели с изображением помещения в виде кельи в изразцовой печи сделаны медные решётки для притока теплого воздуха. Ведь эти печи использовались для отопления помещений. Всего комнаты в доме Юсуповых обогревали восемь печей, якобы возведённых в XVII и XVIII веках. Люди не знают, что происходит с печами со временем. Эти печи, вероятно, перекладывались с XVII века не меньше 10 раз. Встречаются утверждения, что изразцы были выполнены в XVII веке.



Роспись стен и потолка в зале русского стиля Музея Академии им. барона Штиглица.

В Музее Академии им. барона Штиглица также представлены варианты изразцовых печей, изготовлявшихся в России в русском стиле. Училище активно откликнулось на моду и архитектурные предпочтения российского общества.



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, графит. Размеры рисунка 44,0 х 63,0 см. В собрании НИМ РАХ.

Изразцы для печей выполнялись на активно действовавших в последней трети XIX-первой половине XX века керамических заводах мастеров-керамистов Л. П. Бонафеде, С. И. Масленикова, Э. Я. Кремера, П. К. Ваулина, А. В. Филиппова, М.В. Харламова. Эти заводы и мастерские выпускали художественную керамику в древне-русском стиле, которая по виду и содержанию не отличалась от старинной, но была новой. Это так называемый, высокохудожественный «новодел».



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 48,0 х 63,0 см. В собрании НИМ РАХ.

Есть основания говорить, что изразцы для печей в доме князей Юсуповых были созданы в Петербурге на Гончарном заводе Михаила Васильевича Харламова, выпускника Академии художеств, скульптора. Харламов работал с архитектором Султановым, выполнявшим работы по созданию дворца князей Юсуповых в Москве.



Л.М. Браиловский. Интерьер дома князя Юсупова в Москве. 1898 год. Бумага; акварель, гуашь, лак. Размеры рисунка 48,0 х 58,8 см. В собрании НИМ РАХ.

На гончарном заводе Харламова производились терракотовые изразцы-полуфабрикаты, которые расписывались на других предприятиях, в том числе и в классе майолики Центрального училища технического рисования им. барона А. Л. Штиглица.

По проектам Н. В. Султанова Харламовым, кроме изразцов печей в дворце Юсуповых в Москве, были выполнены иконостасы церквей Воронцовых-Дашковых в Новотомниково и Императорском охотничьем дворце в Беловеже, иконы на фасадах церкви Св. Марии Магдалины в Дармштадте, изразцовое убранство фасадов церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Петергофе (архитектор Н. В. Султанов) и храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Петербурге (архитектор А. А. Парланд).

Архитектор Султанов стремился создать стилистически единое пространство архитектуры дворца, всех построек усадьбы и внутреннего убранства. Ему это удалось. Перестройка палат Волковых Юсуповых превратила дворец в образец русского стиля. Но уничтожила палаты допетровского зодчества.

Россия вступила в эпоху разрушений.



Фотограф А.А. Губарев. Трехсвятительский (Хоромный) тупик. Палаты князей Юсуповых. 25 октября 1925 года.

После революции 1917-го года княжеский дворец в Большом Харитоньевском переулке не был разграблен и уже через год перешёл в ведомство Наркомпроса. Оказалось, что когда-то в начале XIX века (1802-1803 годах) одно из зданий снимала у Юсуповых семья Сергея Львовича Пушкина и тут жил маленький поэт Пушкин. Это позволило сохранить дворец.



Фотограф А.А. Губарев. Трехсвятительский (Хоромный) тупик. Палаты князей Юсуповых. 25 октября 1925 года.

В здании был размещён Музей дворянского быта, Военно-исторический музей, а также экспозиции и фонды еще ряда музейных учреждений.



Фототипия Госкино «Маевка». Москва. Дом князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке. Флигель. 1920-е годы.

Выше три фотографии показывают в разное время года вид на здание дворца Юсуповых со стороны Хоромного тупика, переименованного в Трёхсвятительский, по церкви Трёх Святителей. Название «Хоромный» показалось не соответствовавшим революционному моменту. Возле входа во флигель выставлены экспонаты Военно-исторического музея - пушки.

Но уже в 1927-ом году в здание юсуповского дворца въехал Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии под руководством А.Я. Чаянова (репрессирован в 1937-ом году).



А.А. Губарев. Боярский (Трехсвятительский, Хоромный) проезд. Палаты князей Юсуповых. Фасад со стороны въездных ворот. 28 апреля 1929 года.

К этому времени началась борьба с религией, и название «Трёхсвятительский» перестало быть созвучным моменту, да и «тупик» вызывал неприятные мысли. Появился Боярский проезд как отсылка к древней истории.

Затем здание занимал Совхозный институт, а с 1936-го года в нём размещался  Президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина. В это здание ходил на работу ученый с мировым именем - Николай Иванович Вавилов, арестованный в августе 1940-го года и умерший от дистрофии в тюремном заключении. Здесь проходили баталии лысенковцев с генетиками. Победили жизнь и время...

С распадом СССР здание перешло в частные руки. Во второй половине 2000-х годов была проведена реставрация по проекту института «Спецпроектреставрация». Дворцу вернули примерно тот вид, какой он имел перед революцией и стали водить экскурсии. Вернуть вид внутренних помещений помогали, в частности, акварели, созданные Леонидом Браиловским в 1898-ом году.

Но здание требовало вложений, а частному собственнику нужны были прибыли. В середине 2000-х годов исторический памятник попал в Красную книгу «Архнадзора» в номинации «Запустение». В нем было отключено отопление, подвальная часть была затоплена. Поэтому оно перешло в федеральную собственность, а четыре года назад передано Музею-усадьбе Архангельское.

Интересно, как оно будет выглядеть после реставрации.

Юсуповы, Харламов, старая Москва, Султанов, Маковский, Браиловский, памятники архитектуры

Previous post Next post
Up