Русский стиль и реставрация Дворца Царевича Димитрия в Угличе

May 11, 2024 20:39


Русский, или псевдорусский, архитектурный стиль относится к эклектическому архитектурному методу, когда соединяются элементы разных исторических эпох. В России такой эклектический метод получил название историзма, а архитектурный русский стиль как часть историзма стал популярен в последней четверти XIX века.

В российской культуре русский стиль возник значительно раньше, поскольку отражал стремление к обретению национальной идентичности еще с эпохи Петра I. Базировался он на древнерусской культуре, а в архитектуре - на древнерусском зодчестве.

Историзм во внутреннем убранстве завоевал место раньше и ярко выразился в интерьерах восстановленного после пожара 1837-го года Зимнего дворца, хотя внешне это оставалось здание, возведённое Растрелли в стиле елизаветинского барокко.

Уже к началу XIX века сохранилось мало светских зданий, возведённых во времена Старой Руси. Больше сохранилось зданий церковных. Результатом развития русского стиля в архитектуре были прекрасные сооружения, возведённые во второй половине века в этом стиле и украшающие сейчас  ландшафты наших городов.

Прекрасный и родной каждому архитектурный ансамбль Красной площади наполовину состоит из зданий, сооруженных у русском стиле - это Верхние торговые ряды (здание ГУМа), Средние торговые ряды и Исторический музей.



И.Ф. Барщевский. Вид Исторического музея от Красной площади. До 1889 года. Яркий пример здания в русском стиле.



Актуальной проблемой было сохранение старорусских зданий. Одним из старых светских зданий, требовавших сохранения, был каменный княжеский дворец в Угличе, который стал называться именем Царевича Димитрия. Он был возведён взамен старых, деревянных, существовавших с XIII века княжеских палат, в XV веке - время строительства относится к 1480-м годам. В нём с 1584 по 1591-ый год проживал царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии, малолетний сын Ивана Грозного, после смерти отца со всей родней и большой свитой отправленный в Углич.

Реставрация во все времена - задача сложная. Но желание сохранить старые сооружения, не дать им превратиться в руины, заставляет преодолевать эти сложности.

Еще в середине XVIII века Дмитрий Васильевич Ухтомский, архитектор, реставратор, мастер барокко, главный архитектор Москвы эпохи правления императрицы Елизаветы, докладывал Сенату, что палаты в Угличе восстановлению не подлежат: деревянная кровля обветшала, а в толще стен образовались трещины.

Но здания ветшают, а люди их восстанавливают. Трудами, деньгами и заботами благодетеля, угличского купца Александра Васильевича Кожевникова в 1802-ом году были проведены ремонтные работы: деревянная ветхая кровля была заменена на железную, в центре которого была сооружена маковка со шпицем, украшенным двуглавым орлом. К северной стороне дворца пристроили крыльцо, а само здание обнесли оградой. Тогда же внутренние стены княжеского зала на третьем этаже, роспись которых была почти утрачена, были расписаны заново.



Неизвестный художник. Портрет А.В. Кожевникова. В собрании Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

Это был ремонт, а не реставрация. Во время проведения работ были уничтожены некоторые важные архитектурные элементы дворца, но само здание этим ремонтом было сохранено.

Инициатива реставрации дворца в конце XIX века принадлежала Ярославскому губернатору Алексею Яковлевичу Фриде, в 1887-ом году посетившему Углич и поразившемуся тому плачевному состоянию, в котором находился исторический памятник. Заручившись поддержкой угличской управы и общественности, он обратился к императору Александру III с предложением о возобновлении дворца и получил монаршее одобрение.

В преддверии трехсотлетия гибели царевича Димитрия были начаты изыскания и подготовка проекта реставрации здания, которыми по предложению Императорской Археологической Комиссии занимался профессор Императорской Художественной академии Николай Васильевич Султанов - знаток древнерусского зодчества.



Дворец Царевича Димитрия в Угличе после ремонта его при содействии купца Кожевникова.

В 1890-ом году была создана «Комиссия по реставрации Дворца св. Царевича Димитрия». Летом 1890-го года, рассмотрев проект Султанова, Комиссия отклонила его по ряду недочётов, главным из которых оказались допущенные значительные неточности при обмерах здания, составившие расхождения с действительным 1 аршин 7 вершков, или 102 см. Этот проект при возведении крыльца, по мнению членов Комиссии, не учитывал исторические особенности строительных методов XV века.

Новый проект реставрации разрабатывался при активном участии ярославского краеведа Ивана Шлякова, представившего на заседание Комиссии эскиз измененного проекта крыльца. Комиссия одобрила изыскания Шлякова и передала их результаты архитектору, академику Академии Художеств Ивану Петровичу Маасу для составления нового проекта. Составленный им проект заметно отличался от разработанного Н. В. Султановым, и он, по мнению членов Комиссии, больше соответствовал типу построек XV века.

Финансирование реставрации осуществлялось на деньги частных жертвователей. Проект Масса был принят Комиссией, и реставрация дворца началась ещё до одобрения его императорской Академией художеств. В Академии началась волокита, проект не одобряли, но поскольку реставрация велась не на государственные деньги, Комиссия решила работать по одобренному ею проекту.

Члены Комиссии приняли во внимание, что «цель нынешней реставрации уцелевшего строения Дворца не имеет ввиду (по ясной невозможности) воспроизвести этот дворец совершенно в прежнем виде, а что достаточно будет только, чтобы при осуществлении реставрации не уклониться от характера и типа древнерусских построек XV и XVI столетий».



Фототипия К. Шерер. Углич. Дворец Царевича Дмитрия после реставрации. Начало XX века.

Особенно следует подчеркнуть, что проводилась не просто реставрация и ремонт дворца, велась подготовка его к открытию в нём музея - музеефикация.

Несмотря на то, что в основной массе источников утверждается, будто реставрация была осуществлена по проекту Султанова, документы этого не подтверждают. Но в архиве Султанова есть некоторое количество эскизов и рисунков, относящихся к этому проекту.

Согласно исследованиям ярославских историков, главную роль в реставрации сыграли ярославские краеведы Андрей Александрович Титов и Иван Александрович Шляков. Титов и Шляков были приглашены в Комиссию как знатоки истории и древностей, практически знакомые с проблемами реставрации и музеефикации архитектурных памятников. Титов участвовал в работе как рядовой член и научный консультант, а Шлякову было поручено «наблюдение в археологическом отношении».

Они выступали не только научными консультантами проекта, но  содействовали организации ремонтных работ в Угличе. Их опыт, приобретенный при восстановлении памятников Ростова Великого, связи и знакомства значительно облегчили поиск надежных подрядчиков и мастеров для выполнения реставрационных работ.



Н.В. Султанов. Проект росписи стен внутри 1-го этажа Дворца Царевича Димитрия в Угличе. В собрании НИМ РАХ.

Работы по украшению интерьера второго этажа дворца выполнял иконописец Владимир Владимирович Лопаков, прежде расписывавший здания Ростовского кремля. Род иконописцев Лопаковых довольно старый, известный своим умением с XVII века.

Участие Н.В. Султанова свелось к передаче Шлякову образцов рисунков, заимствованных Султановым из книги Н. Симакова «Русский орнамент». Шляков, руководствуясь собственным опытом и вкусом, отобрал орнаменты, наиболее соответствующие интерьеру дворца.

Как уже говорилось, старинная роспись была утрачена. Единственное, что сохранилось - это фреска на третьем этаже в княжеском тронном зале с ликом Спаса Нерукотворного, по утверждениям в сети, относящегося по времени своего создания к допетровским временам, но подтверждений этому я не нашла.

Спас Нерукотворный был Лопаковым поновлён.



Так Спас Нерукотворный выглядит сейчас.

Роспись, столярные и кузнечные работы выполняли художники и мастера из Ростова и Ярославля. Ростовский мастер-кузнец В. И. Баганин исполнил по старинным образцам люстру и железные двери. «Потребные для Дворца» столярные работы выполнил ярославский мастер И. Серебряков.

«Потребные» работы состояли и в том, что для музейных экспозиций нужны были шкафы и витрины. Сами эскизы деревянной резьбы витрин, шкафов, скамей, а также двери, ведущей в помещение верхнего этажа и карнизов крыльца были сделаны Шляковым. За образец он взял резные узоры Богословской церкви на Ишне и орнаменты убранства Белой палаты архиерейского дома в Ростовском кремле.



Фототипия К. Шерер. Углич. Дворец Царевича Дмитрия после реставрации. Начало XX века.

3 июня 1892-го года в Угличе во Дворце святого Царевича Димитрия открыли музей древностей.

Как видно из этой истории, древнерусский стиль, служивший основой для русского стиля, уступал натиску времени и обстоятельств, поскольку не существовало научной системы и службы реставрации. Восстановление здания возрастом в четыре века осуществлялось по вкусу тех, кто эту реставрацию осуществлял. Говорить о том, что архитектор Султанов сделал бы лучше, не приходится, потому что и у него были те же подходы, что и у Шлякова с различием только в том, что он был «профессор Императорской Академии художеств».



Дворец Св. Царевича Димитрия в Угличе. С открытки конца XIX века.

Крыльцо, пристроенное в ходе этой реставрации, было выполнено в русском стиле, то есть его создавали по тем представлениям, которые уже существовали в воображаемой связи с русской стариной. Но это крыльцо не являлось аутентичным древнерусским крыльцом, оно этому зданию даже не подходило. Более того - оно выглядит совершенно чужеродным элементом, словно медвежья лапа у собаки.

Крыльцо и дворец не составляют гармоничного единого целого. Это особенно хорошо видно на последней фотографии. В отвергнутом первоначальном проекте архитектора Султанова крыльцо было еще более громоздким, особенно на верхней площадке. Его кровля закрывала бы верхнюю часть декора, обилием которого и без того не отличается здание дворца. Но сам факт, что крыльцо закрывает созданный декор указывает на его чужеродность.



Рисунок угличского краеведа В. Серебрянникова, показывающий внешний вид Дворца Царевича Димитрия до реставрации конца XIX века.

Кроме пристройки к зданию громоздкого и чужеродного крыльца всему облику его был нанесен ущерб тем, что со стен была соскоблена штукатурка, придававшая старорусскому зданию строгость и благородство.



Фрагмент декоративного оформления щипца здания дворца в Угличе рядами керамических балясин, изразцовых полос, кирпичных узорных бровок и дорожек.

После удаления штукатурки здание оказалось оформленным в «кирпичном» стиле. Это тоже веяние русского стиля, уже господствовавшего в 1890-е годы в России. Мы можем только пытаться представить, как этот декор выглядел под тонким слоем древней штукатурки.

В настоящее время во дворце Царевича Димитрия располагается музейная экспозиция.

Лопаковы, Углич, Султанов, псевдорусский стиль, Исторический музей, купечество, памятники архитектуры

Previous post Next post
Up