Жёдепом: от Екатерины до Николая

May 14, 2024 20:18


Жёдепом - слово для русского слуха неблагозвучное. Но мало ли лезет в русский язык неприятных и неблагозвучных слов! Лингвисты и языкознатцы объясняют этот процесс просто: русский язык так живёт и развивается. Например, слово «инаугурация», которое напоминает какую-то кенгурацию, а при всём уважении к кенгуру, животное это прыгающее, скачущее, а в русском понимании скакать - дело несерьёзное. Русские не скачут.

Но это чисто фонетически, а семантически слово «инаугурация» еще глупее, поскольку это трансформированное «инавгурация» (от лат. augures «авгур» через inauguro «гадать по полётам птиц») - то есть с латыни означающее «гадание по полёту птиц». В русском слове «коронация» нам всё понятно, мило и сердечно. Но ведь протащили и навязали нам это «птичье гадание»!

Жёдепом - это, слава богу, не гадание, это всего лишь старинная игра и место игры в мяч, из которой вырос бадминтон и теннис: настольный и большой. И было это слово в русском языке недолго, да и не во всём русском оно было, а только среди представителей элиты. Поэтому моё рассуждение с использованием этого умершего слова французского происхождения не нанесёт вреда современной русской фонетике.

Сведений о времени появления в России этой элитарной забавы мне найти не удалось, но во времена императрицы Екатерины Великой ею уже забавлялись. Это подтверждает история архитектуры.



Фаворит императрицы, граф Григорий Орлов по своей натуре был человеком энергичным, нуждавшимся в физической нагрузке. Но вознесение его волею судеб сначала в первую обойму придворного окружения, а впоследствии - в исключительное положение фаворита и связанный с этим положением образ жизни диктовал ему необходимость соответствовать статусу первого придворного вельможи.



К. Христианек. Портрет двух братьев Орловых: светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова (1734-1783) и графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1807/08). Первая половина 1770-х годов. Холст, масло, размеры 62 х 79 см. В собрании ГИМ.

Граф Орлов-Чесменский показывает на военную победу над турками в Чесменской бухте, а князь Орлов - на прекращение им чумы в Москве.

Следуя вельможному статусу, граф, а потом и князь, Григорий Орлов стал меценатом искусств, покровителем учёных, собирателем редких книг и произведений искусства. Но он любил силовые занятия, физические упражнения, подвижные игры, находил в этом удовольствие и радость.

Зная эту склонность своего фаворита и стремясь предупредить любую его прихоть в возводимом втайне от него, но для него, при Мраморном дворце Служебном доме, императрица Екатерина велела устроить специальный зал для игры в мяч - жёдепом. Он находился на первом этаже Служебного дома, там же располагались конюшни и манеж.



План первых этажей Мраморного дворца и Служебного дома по состоянию на 1785 год. Реконструкция Ю. Трубинова.

Жёдепом - это прообраз тенниса и бадминтона, получивший популярность в Европе. Смысл с французского, а в Россию игра пришла из Франции, объясняется как игра в мяч ладонью: jeu «игра» + paume «ладонь».



Жан Лепотр. Листы из сюиты бытовых сцен. Игра в мяч XVII век. Гравюра.

Сначала играли рукой, потом на руки стали надевать специальные перчатки, а потом и вовсе стали отбивать мяч палкой, лопаткой, и наконец, ракеткой.

Наша игра в лапту напоминает жёдепом только в части отбивания мяча лаптой, напоминающей ракетку. В остальном смысл игры совсем иной.



Французская миниатюра 1473 года с двумя игроками в жёдепом и двумя шахматистами.

В начале XVI века появились ракетки, плетёные из конопляного шнура. Их развитие привело к созданию в XX веке привычной нам ракетки для большого тенниса. Но ракетки изготавливались в длинном и коротком варианте, соответственно, игра происходила на близком и на дальнем расстоянии. Ниже представлен процесс изготовления длинной ракетки для игры в мяч.



Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера. Гравёр Робер Бернар. Иллюстрация из французского пособия по ракеткостроению. 1751-1780 годы.

В то же время жёдепом стал игрой европейских князей, особенно французских. Залы для игры появились в замках Луары, Париже и загородных имениях знати. Известно, что французский король Генрих IV был любителем игры в жёдепом, и даже издавал законы, запрещавшие простолюдинам играть в эту игру.



Какой-то из французских королей Генрихов или Луев, или не королей, но похожий на короля-любителя игры в жедепом. В крайнем случае, если не удастся победить ракеткой, можно всегда решить вопрос шпагой.

Залы для игры в жёдепом использовались не только для игры, они превращались в театральные залы. В одном из таких залов дебютировал Мольер.

Поскольку в России знатные люди и вельможи стремились перенимать иностранные увлечения и моды, то в XVIII веке среди представителей этих российских слоёв населения стало тоже модно играть в жёдепом.



В России играли так же, как и во Франции: в специально построенном для игры зале через сетку или через натянутую верёвку один на один или попарно.

Но к сожалению, изобразить этот увлекательный процесс не догадался ни один российский художник, а может быть, догадался, но работа эта утрачена. Поэтому приходится обращаться к французским источникам, в которых тоже не очень много картин с играющими в эту игру.



Короткая ракетка для игры в жёдепом. XVIII век.

Исторические сведения свидетельствуют, что императрицу мода на игру в жёдепом настигла около 1780-го года. Но нет никаких сведений, что она сама играла. Это выразилось в заботе о подданных, даже о подрастающем поколении подданных.

Одновременно с устройством зала для игры в мяч в Служебном доме при Мраморном дворце для Григория Орлова императрицей архитектору Валлен-Деламоту (также упоминается архитектор Кокоринов) заказывается проект для возведения нового здания для Сухопутного кадетского корпуса, в котором был предусмотрен зал для игры в жёдепом. Кадетов обучал игре специальный учитель француз Корбен Дюплеси.



Неизвестный художник. Кадеты малолетнего отделения Сухопутного кадетского корпуса с ракетками для игры в жёдепом. Конец XVIII века.

Строительство здания было начато, но возведённым оказался только зал. Оно так и стало называться «Жёдепом», называется так и поныне. Я думаю, это единственное, сохранённое в реликтовом состоянии, использование этого слова в России.

О причинах прекращения строительства здания строятся разные версии. Но охлаждению императрицы могли способствовать события во Франции, где игра в жёдепом оказалась связана с началом французской революции. Можно сказать, что французы буквально доигрались, и после собрания в зале для жёдепома в Версале пошли громить Бастилию в Париже с последующим включением в работу гильотины по всей Франции - тоже почти игра в мяч, но с плохим концом.

В версальском зале для жёдепома случилось объединение против французской монархии всех трёх сословий, представленных в Генеральных Штатах Франции (собрание депутатов, представлявших все сословия): духовенства, дворянства и «третьего сословия». Третье сословие - это все остальные, кто не первые два.

По приказу короля бурлящие Генеральные Штаты 20 июня 1789-го года не были допущены в зал для заседаний, тогда депутаты пошли в пустовавший зал для жёдепома и там дали клятву выступать единым фронтом против короля до тех пор, пока во Франции не будет принята Конституция.



Художник Жак Луи Давид «Клятва в зале для жёдепома в Версале 20 июня 1789 года».

Версальский зал для жёдепома канонизировали и он стал своего рода святилищем французской демократии.



Музей в Зале для жёдепома в Версале на фотографии середины XIX века.

Императрица Екатерина была оплотом монархии, и известно, насколько милосердно и щедро, с каким участием и состраданием она принимала в России бежавших от революции французских эмигрантов, спасшихся подданных французской короны. Ей подражали и представители дворянства. Русских эмигрантов после 1917-го года Франция так не встречала.

Князь Орлов императрице опостылел, он умер, потеряв рассудок, в 1783-ем году; жёдепом в Служебном доме при Мраморном дворце был превращён в конюшни; жёдепом для кадетского корпуса был частично достроен. На стене здания, сейчас принадлежащего Петербургскому университету, есть мемориальная табличка:



Но жёдепом в российской элите забыт не был. На фотографии праправнуки матушки-императрицы Екатерины со своим тренером.



Фотограф Сергей Львович Левицкий. Слева направо: стоит великий князь, цесаревич Николай Александрович, сидит его двоюродный брат Николай Максимилианович Лейхтенбергский - принц, стоит, наклонившись, Оттон Борисович Рихтер (Отто Деметриус Карл Петер фон Рихтер, великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. Судя по всему, сидящий слева - это их помер, некто И. Гарсин (ничего о нём найти не удалось). 1858-1859 год.

Помер - это не глагол в прошедшем времени, это французское отглагольное существительное: так назывался тренер, обучавший игре в жёдепом: paumier. Хорошо, что не «жёдепомер»...



Великий князь, цесаревич Николай Александрович, позирует для игры в жёдепом.

На фотографии интерес с точки зрения изучения спортивного костюма вызывает его наряд и обувь. Известно, что он увлекался игрой в 1858-1859 годах. Когда-то в этот период и был приглашён фотограф Сергей Левицкий, чтобы сделать эти снимки.

Еще во времена Людовика XIV жёдепом рекомендовали доктора в качестве оздоравливающего и гигиенического средства. Игра не способствовала оздоровлению цесаревича Николая Александровича, но способствовала укреплению здоровья его брата великого князя Александра, который стал цесаревичем после смерти старшего брата в 1865-ом году.



Фотограф Ипполит Робийяр. Портрет цесаревича Николая Александровича и великого князя Александра Александровича. 1864 год.

Здоровье цесаревича - здоровье и благополучие России.

Александр III в молодости учился у помера играть в жёдепом, но в какой-то момент его жизни французский жёдепом был заменён английским лаун-теннисом, или просто теннисом.



На фотографии выше работники текстильного производства «Товарищества мануфактур Людвиг Рабенек» в подмосковном Щелково на досуге в свободное от работы время играют в теннис. Фотография датирована 1890-ми годами, возможно, это было еще при жизни императора Александра III.

Игра перестала быть элитарной: в неё играют и текстильщики, и актёры, и военные, и простые горожане, и графы, и цари...



Михаил Иванович Качалов (с ракеткой), актёр Московского художественного театра на теннисном корте в 1900-е годы.

Абсолютно уверена, что господин с усами, судя по выправке - военный, тоже мне знаком, но вспомнить, кто это, не могу.

В Ясной Поляне у графов Толстых тоже играли в теннис.



Неизвестный фотограф. Фототипия Шереръ, Набгольцъ и Ко. На теннисном корте в Ясной Поляне. Конец 1890-х годов.

Кроме Льва Толстого хорошо узнаваемы три его дочери: Татьяна Львовна сидит спиной справа на фотографии, а Мария Львовна (справа) с Александрой Львовной - соперницы по корту отца и его партнёра, которого на фотографии не видно.

Площадка для игры в лаун-теннис была в Сокольниках, и можно было в начале XX века купить открытку с игроками, чтобы написать открытое письмо - черкнуть несколько срок о себе, дать знать, как идут дела, чтобы не беспокоились родные и близкие.



Издание А.А. Горожанкина. Сокольники. Лаун-теннис. Открытое письмо. 1900-е годы.

И казалось, что не будет препятствий для дальнейшего развития России, уверенно набиравшей мощь и силу, развивавшейся, трудившейся, созидавшей и игравшей...



Фотограф А.К. Ягельский, владелец ателье. Ателье «К.Е. фон Ган и Кº». Император Николай II с великой княжной Татьяной Николаевной, графом Алексеем Игнатьевым (слева) и неизвестным после игры в теннис. 1913 год.

Видимо, только граф Игнатьев выиграл, остальные остались недовольны игрой. Особенно - великая княжна Татьяна.

Но началась Великая (Первая мировая, Империалистическая) война, и была совершена главная ошибка - Российская империя вступила в эту войну. А могла бы не вступать.

В России стало не до игры в теннис: война, голод, революция, болезни, разруха, смерть...



Из серии открыток к Всесоюзной спартакиаде (Теннис). Клуцис Г.Г., Красинский С. 1928 год.

Эта открытка выходит за пределы темы, но мне нравится идеологический посыл: «Советская физкультура - враг старого быта», «Советская физкультура - одно из звеньев культурной революции в СССР». Надо быть кристальным Незнайкой, чтобы такое утверждать и верить в это.

французская революция, Екатерина II, физические нагрузки, Левицкий Сергей Львович, Орлов, Николай II, жёдепом, Александр III

Previous post Next post
Up