Пушкин в Зимнем дворце

Apr 12, 2024 15:42


Александр Сергеевич Пушкин был вхож в императорскую резиденцию в Зимнем дворце еще до женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Первые посещения поэтом дворца относятся к 1828-му году. Это были частные визиты к Александре Осиповне Россет.

С фрейлиной он познакомился у Карамзиных. У Россет во фрейлинских покоях регулярно по вечерам собиралось общество её друзей. В этот близкий круг кроме Пушкина входили князья Пётр Андреевич Вяземский и Владимир Фёдорович Одоевский, граф Михаил Юрьевич Виельгорский, поэт Василий Андреевич Жуковский, писатель Николай Васильевич Гоголь, великий князь Михаил Павлович.

Сохранилось несколько картин, изображавших интерьеры помещений Зимнего дворца, которые при своих визитах видел Пушкин. В 1829-ом году Григорием Григорьевичем Чернецовым был написан вид Военной галереи Зимнего дворца.



Г.Г. Чернецов. Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце(фрагмент). 1829 год. Холст, масло, размеры 121 х 92 см. В собрании ГЭ.

Пушкин бывал в этой галерее и это о ней в стихотворении «Полководец», посвященном Барклаю-де-Толли, он писал:

«У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата...»



Галерея была создана в 1826-ом году по проекту Карла Росси на месте шести небольших помещений, находившихся между Белым и Георгиевским залами. Галерея посвящена героической победе русского народа в Отечественной войне 1812-го года и торжественно была открыта в день изгнания французов из России, 25 декабря 1826-го года. Автором более трех сотен портретов для неё был английский живописец Джордж Доу.

В «Записных книжках А.О. Смирновой, урождённой Россет» есть рассказ о том, как император Николай I был участником этого маленького дружеского салона: «Императрица спросила меня, будут ли у меня сегодня мои поэты? Я ответила, что у меня назначено чтение на понедельник и что они придут после вечера у её величества.

Государь высказал желание прийти. Я очень насмешила его. Он спросил меня: «А что вы скажете, если я приду?». Я ответила: «Что я скажу, государь? Вам скажу спасибо за честь, а потом скажу Марье Савельевне: бегите в кофешенскую и спросите зелёного чаю для его величества».

Он действительно пришёл. Все мои гости были в сборе. Марья Савельевна прислуживала государю, и он вспомнил, что знал её мать, когда был ребёнком; потом говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (она тогда умерла, и поэт очень жалел её). <...>

Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне. Государь попросил Пушкина прочесть их. Он прочёл и, разумеется, очень плохо - по своей привычке, в галоп. Государь заставил его повторить и сказал ему: «Какие восхитительные мелодичные стихи!».



Александра Осиповна Смирнова, урождённая Россет, на акварели работы Петра Фёдоровича Соколова из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина.

Это было в конце 1828-го года, а стихи, которые понравились Государю и которые Пушкин прочёл дважды, возможно были эти:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
10 Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила...

Знакомство императора Николая I с поэтом Пушкиным состоялось в 1826-ом году в Москве, куда поэт был срочно доставлен из Михайловского. Этим вызовом окончилась его ссылка. Тогда же император сказал Пушкину, что он будет его личным цензором. Уходя вечером от фрейлины Россет и прощаясь с Пушкиным, Государь ещё раз подтвердил сказанное им Пушкину в Москве.

Этот эпизод в Зимнем дворце в покоях фрейлины Александры Россет с участием императора Николая I и поэта Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к совсем другой истории литературы, но только не к той, что нам преподавали в школе. Это иной, параллельный мир, и я не понимаю, зачем нас в него запихивали, навязывая убеждение, что император «сатрап Николай I ненавидел свободолюбивого поэта Пушкина».

К 1829-му году относится создание художником Алексеем Васильевичем Тырановым картины с видом и убранством Большой церкви Зимнего дворца:



А.В. Тыранов. Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца (фрагмент). 1829 год. Холст, масло, размеры 145,3 х 108,5 см. В собрании ГЭ.

Пушкин женился в 1831-ом году. В 1834-ом ему был высочайше пожалован придворный чин камер-юнкера. В силу семейных обстоятельств Пушкин стал настоящим штатным придворным. Можно с уверенность говорить, что эти стены Большой церкви Зимнего дворца за свою историю видели многих, в числе которых был и Александр Сергеевич, участвовавший в церковных службах императорского двора.

Другая картина запечатлела вид Эрмитажной библиотеки.



А.В. Тыранов. Перспективный вид Эрмитажной библиотеки (фрагмент). 1826 год. Холст, масло, размеры 94 х 73,3 см. В собрании ГЭ.

Помещение для библиотеки было выделено в верхнем этаже Малого Эрмитажа еще при Екатерине II для размещения там приобретённой библиотеки Вольтера. Библиотека существовала с 1780-го года и была впоследствии пополнена книгами другого французского философа - Дени Дидро. Императорская библиотека была открыта для пользования до 1826-го года. В тот год её вид был запечатлён художником Тарановым.

Но с этого же года император Николай I, видевший в Вольтере философа, вместе с другими просветителями подготовившего почву для французской революции и декабризма, запретил свободный доступ в библиотеку. Для Александра Сергеевича Пушкина было сделано исключение, он мог посещать Эрмитажную библиотеку и работать в ней.

Этот факт косвенно подтверждает слова Александры Россет: «Государь любит Пушкина и всегда справедлив к нему».

Из залов «допожарного» Зимнего дворца остались в картинах только четыре. В 1832-ом году была написана картина с видом Аполлонова зала.



А.И. Беллер. Вид Аполлонова зала в Зимнем дворце. 1832 год. Холст, масло, размеры 84,5 х 115 см. В собрании ГЭ.

Зал был создан в 1793-ем году Джакомо Кваренги на месте арки, соединявшей Малый Эрмитаж с Зимним дворцом. Естественно, что направляясь в Эрмитажную библиотеку, Пушкин проходил по этому залу. В 1832-ом году Пушкин уже был отцом семейства.

Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны запечатлён приблизительно в то же время художником Евграфом Фёдоровичем Крендовским.



Е.Ф. Крендовский. Вид Тронного зала императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. Около 1831 года. Холст, масло, размеры 91,5 х 120 см. В собрании ГЭ.

Когда на вечере у фрейлины Россет Государь говорил с Пушкиным о смерти его няни Арины Родионовны, то тема утраты была ему близка, он сочувствовал поэту, потому что он сам осенью 1828-го года потерял мать, вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну.

Зал был церемониальным, и Пушкин, являясь придворным, должен был в нём бывать не раз. Это же относится и к двум другим залам, виды которых сохранились на картинах художника Сергея Константиновича Зарянко.



С.К. Зарянко. Вид Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце. 1836 год. Холст, масло, размеры 81 х 109 см. В собрании ГЭ.



С.К. Зарянко. Вид Петровского (Малого тронного) зала в Зимнем дворце. 1837 год. Холст, масло, размеры 86 х 109,5 см. В собрании ГЭ.

Александр Сергеевич Пушкин, камер-юнкер Высочайшего двора, несомненно, бывал в этих залах в дни официальных праздников и балов.

В Зимнем дворце был висячий сад. Он был создан при императрице Екатерине II в Малом Эрмитаже в 1873-ем году архитекторами Жаном-Батистом-Мишелем Валлен-Деламотом и Юрием Матвеевичем Фельтеном.



А.Н. Мокрицкий. Перспективный вид галереи Эрмитажа вдоль Висячего сада (фрагмент). Холст, масло, размеры 91 х 70,5. В собрании ГЭ.

Картина, написанная Аполлоном Мокрицким в 1832-ом году, запечатлела галерею, расположенную вдоль висячего сада Зимнего дворца. Именно такой видел Пушкин эту галерею, когда бывал в Зимнем дворце.

Галерея была перестроена во время восстановления Зимнего дворца после декабрьского пожара 1837-го года. Зимний сад тоже был полностью перестроен архитектором В. Стасовым в 1841-ом году.

Последние посещения Пушкиным Зимнего дворца были связаны с его  дуэлью с Дантесом осенью 1836-го года. В Зимнем дворце жила родная тётка Натальи Николаевны Пушкиной, фрейлина императрицы, Екатерина Ивановна Загряжская, принимавшая активное участие в переговорах, имевших целью предотвратить дуэль. Пушкин бывал у неё.

Загряжская приняла предложение Дантеса Екатерине Гончаровой стать его женой. Тем самым первая дуэль между Пушкиным и Дантесом была расстроена, а его свояченица Екатерина Гончарова стала женой Дантеса.

Остаётся только добавить, что, на вечерах у фрейлины Россет император Николай I бывал не однажды, и, оказывается, Государь по вечерам пил зелёный чай.

Мокрицкий, Зимний дворец, Зарянко, Тыранов, Эрмитаж, Россет, Крендовский, Николай I, Чернецов, Беллер, А.С.Пушкин

Previous post Next post
Up