Художник или фотограф

Feb 15, 2024 13:09


Природная красота - это самая несправедливая вещь на свете. Она даруется избранным случайно от рождения ни за что, просто так. Каким-то непостижимым образом все те черты, которые имеют все рождённые, компонуются и сочетаются в облик, который невольно привлекает внимание своей изумительной приятностью, притягательностью для взора. При этом сам человек ничего для этого не делает, личных усилий в этом превосходстве и предпочтении перед другими не предпринимает - он просто такой есть.

Разумеется, что со временем, зная свое превосходство в красоте, красивый человек начинает этим пользоваться.

В современной лексике существует словесное выражение превосходного облика, когда красавицу называют «принцесса» или «королева». Этим подразумевается безусловная красота принцесс и королев.





Эдуард Луи Дюбюф. Портрет племянницы Наполеона Бонапарта, принцессы Матильды Демидовой-де Монфор, княгини Сан-Донато. 1861 год.

Но со временем случается, что человек, привыкший к собственной красоте, не замечает, как возраст эту красоту стирает. Матильда еще не старая - ей сорок лет.



Анри Адольф Эжен Дисдери (André Adolphe Eugène Disdéri). Портрет принцессы Матильды, около 1860-го года.

Мы видим явно того же человека, с теми же чертами лица, что и на портрете Дюбюфа, но это же совсем другой образ. Это Матильда, но это не принцесса!

Галерея изображений князей-княгинь, графов-графинь, маркизов-маркиз, лордов-леди, герцогов-герцогинь в собрании фотографий того же Эжена Дисдери поражает их массовой невзрачностью, некрасивостью, отсутствием намёков на какие-то внушённые нам «черты аристократизма». Природе всё равно, аристократ, или нет. Среди аристократов красивые люди рождаются тоже нечасто.

Конечно, некрасивость тоже индивидуальна, как и красота. Задача художника бывает весьма трудной - провести некую «пластическую операцию» по улучшению облика, сохранив природные черты лица своего героя. Поистине, мастером таких «операций» был Франц Хавьер Винтерхальтер.



Франц Хавьер Винтерхальтер. Фрагмент портрета королевы Испании Изабель II и её дочери инфанты Изабель. 1852 год.

Королева Изабель II правила Испанией 35 лет. Она не отличалась приятной внешностью, а Винтерхальтер существенно улучшил её облик.



Неизвестный фотограф. Портрет королевы Испании Изабель II начала 1850-х годов.

С появлением возможности запечатлеть облик человека техническими средствами художникам светописи, как назывались специалисты воспроизведения таких технических изображений, стало сложнее льстить, но не невозможно, ведь ретушь появилась сразу, как появилась светопись. Художники светописи тоже желали льстить.

Не всем красота дается пожизненно. И совсем редко кому удаётся красиво стареть. Человеку ничего не остаётся, как только принять этот непреложный закон. Но бывает, принять это трудно, особенно, обладая значительным или безграничным «административным ресурсом».

Начиная примерно с последней трети девятнадцатого века, редко можно встретить изображения аристократических и особенно королевских дам, которые не обнаруживали бы хотя бы некоторой степени такой эстетической «коррекции» их внешности.

Например, императрица Мария Фёдоровна. Образ сорокавосьмилетней императрицы во время коронации её сына Николая II в 1895-ом году был подвергнут эстетической «коррекции».



Было- стало...

Или, например, фотография её сестры, английской королевы Александры на коронации её мужа Эдуарда VII и её самой, сильно подверглась ретуши:



Было - стало...

Люди борются с несправедливостью, с жестокостью природы и времени, как могут, и всеми средствами, какими обладают. Против этой несправедливости средства нет, но есть видимость, которую дают власть и деньги.

Можно представить, как легко было художнику писать красоту и молодость без необходимости улучшения облика своих героев.



Франц Хавьер Винтерхальтер. Портрет герцогини де Морни, урождённой Софьи Сергеевны Трубецкой. 1863 год.







Герцогиня Де Морни, урождённая княжна Трубецкая, на трёх фотографиях работы фотографа Эжена Дисдери 1857- год. Париж.

Мне кажется, что Винтерхальтер даже ухудшил черты лица Софьи Сергеевны. На фотографиях черты её лица мягче. Всё же хоть что-то хорошее сделал непутёвый князь Серж Трубецкой.

Идеалистический аристократический визуальный образ, существующий в общественном представлении и навязываемый подрастающим поколениям, в значительной степени создан художниками, наложен на ментальный образ, созданный писателями, и усугублён человеческим воображением, идеализирующим всё отдалённое и недосягаемое.

И остаётся непонятным, почему красота предпочтительней, чем некрасивость; как работает механизм распознавания красоты, и почему на красивое хочется смотреть.

Изабель II, Винтерхальтер, Трубецкие, династия Романовых, Дюбюф, крассивое, старая фотография, Де Морни, Дисдери

Previous post Next post
Up