Внучка Варвара Петровна, в замужестве Кельх
Иван Иванович Базанов был потомственным почётным гражданином, иркутским купцом первой гильдии, сооснователем «Компании промышленности в разный местах Восточной Сибири», разрабатывавшей месторождения золота в Олёкминско-Витимском золотоносном районе, расположенном по системам притоков реки Лены - рекам Олёкме и Витиму.
Супруги Базановы Иван Иванович и Матрёна Ивановна. 1873 год. Иркутск.
Иван Базанов умер в 1883 году. Из прямых потомков после него осталась только одна внучка - Варвара Петровна Базанова, дочь его сына Петра Ивановича и его жены Юлии Ивановны, урождённой Лявданской (по другим данным - Левренской).
Варвара Петровна стала богатой наследницей значительной доли базановских миллионов. Она дважды была замужем и об раза за братьями Кельхами: Николаем Фердинандовичем и Александром Фердинандовичем. От первого брака у неё в 1893 году родилась дочь Юлия Николаевна Кельх. Николай Кельх умер в 1893 году и был похоронен на Введенском кладбище города Москвы.
В 1911 году на могиле Николая Кельха была сооружена православная металлическая ажурная часовня-склеп по проекту Льва Кекушева. За прошедшее столетие часовня подверглась разрушению временем и людьми, но местами еще сохранилась отделка изящным ажурным узором, составленным из арабесок, гирлянд из цветов и листьев, геометрических орнаментов, соединенных в единое цельное сооружение. В плане часовня представляет собой равносторонний крест.
Часовня-склеп по проекту архитектора Кекушева на месте захоронения Николая Кельха (и Юлии Ивановны Базановой) на Введенском кладбище в Москве. Время возведения 1911 год.
Были ли дети от второго брака Варвары Петровны с Александром Кельхом, точно не известно (иногда упоминаются ещё две девочки), но к 1916 году никого кроме Варвары Петровны (внучки) и Юлии Николаевны Кельх (правнучки) из потомков Ивана Ивановича Базанова в живых не было. Это следует из записей личного дневника Юлии Кельх, хранящегося в Государственном историческом архиве.
За участие в благотворительности супруги Кельх были пожалованы личным дворянством, но брак Варвары Петровны с Александром Кельхом был несчастливым. Александр Кельх постоянно изменял жене, и по словам самой Варвары Петровны, испортил ей жизнь. Супруги разъехались в ноябре 1905 года. Варвара Петровна, взяв с собой наиболее ценные вещи и деньги, навсегда покинула Россию и поселилась во Франции, в Париже, сначала в отелях Continental и Bristol, а затем она стала снимать квартиры. Возможно, её напугали революционные события 1905 года.
После её отъезда, 9 июля 1910 года, были проданы все активы, которыми она совместно с матерью своей владела в «Компании промышленности в разный местах Восточной Сибири». Эти активы перешли к компании «Лензолото».
Варвара Кельх обладала самой большой, за исключением императорской, частной коллекцией пасхальных яиц работы мастерской Карла Фаберже. Ей принадлежало семь таких яиц из семидесяти двух. Императорских яиц пятьдесят четыре. Первое яйцо было ею куплено в 1898 году. Только одно яйцо не имело прототипа - это яйцо «Еловая шишка». Я более подробно уже писала о них.
Между российским императором и придворным ювелиром Карлом Фаберже существовала договоренность о запрете копирования ювелирных изделий, выполненных для императорской семьи, при создании изделий для продажи частным покупателям. Фаберже не копировал яйца. Поэтому пасхальные яйца имеют прототипы, но всегда отличаются от них. Как например, в случае с часами.
Слева яйцо Шантеклер, выполненное по ротшильдовскому прототипу (справа) и купленное Варварой Петровной Кельх в 1904 году. Фирма Карла Фаберже, мастер Яков Ляпунов (яйцо Кельх) и Михаил Перхин (ротшильдовское яйцо). Сейчас в Музее Фаберже в Петербурге.
О пристрастии Варвары Кельх к яйцам от Фаберже выяснилось, когда эти драгоценные безделицы вошли в моду у коллекционеров. Семь яиц, которыми она владела, до конца 1970-х годов считались императорскими. Кроме ювелирных изделий от Фаберже, Варвара Петровна была привержена драгоценностям от французской фирмы Бушерон и являлась постоянным клиентом этой фирмы около 35 лет.
Фредерик Бушерон в начале 1897 года открыл свой первый магазин за границей. Для этого он выбрал старую русскую столицу Москву. История ограбления в 1911 году и убийства в вагоне поезда директора магазина Жоржа Делавиня и его сына Анри во время их поездки в Баку заставила Бушерона свернуть бизнес в России.
В 1897 году, но не в Москве, а в Париже, был сделан первый заказ Варвары Кельх у Бушерона, и с тех пор её имя значилось в списке важных клиентов до 28 октября 1932 года - последней даты ее контактов с фирмой Бушерон. Драгоценные камни были её страстью. Возможно, она покупала их и у других ювелиров, но у Бушерона с 1898 по 1924 годы она оставила 7 169 000 франков.
Так менялась бриллиантовая диадема, созданная Бушероном для Варвары Кельх в процессе нескольких переделок. Последний вариант был сделан в 1912 году - внизу.
Конечно, считается, что покупка драгоценностей - это вложение денег. Да, но только не в случае с Варварой Кельх. Читая реестры её покупок драгоценностей, невольно думаешь, что её цель была в том, чтобы избавиться от своего состояния.
Она покупала только бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и жемчуг. Купленное она тут же начинала переделывать или продавала с убытком, и так много раз. Например, жемчужные колье она переделывала более 50 раз за 25 лет. Варвара Кельх посещала магазин Бушерона в Париже каждую неделю... пока были деньги.
Бриллиантовое колье, созданное Бушероном для Варвары Кельх в 1910 году.
В мае 1918 года Варвара Кельх обратилась с просьбой выдать визу для поездки в Лондон для встречи с дочерью. Надо отметить одно важное обстоятельство - она жила во Франции без гражданства, оставаясь русской подданной. Но к тому времени уже не было Российской империи, а паспорт Советской России ей выдан не был.
Пришлось ей собирать всякие бумаги, обратиться в полицию, где ей была выдана положительная характеристика, и в результате всяких чиновничьих действий и манипуляций, сопровождавшихся перепиской туда-сюда, ей был выдан вот такой «паспорт» для поездки в Англию: Kelch Barbe, nee Bazanoff - Кельх Варвара. урожденная Базанова. Центральная Служба паспортов 10,710. 9 мая 1918 года за номером 16,538.
Документы Варвары Кельх, давшие право на поездку в Лондон.
Отчёт полиции дает нам возможность узнать, что первоначально Варвара Кельх приехала в Париж с мужем, но затем он вернулся в Россию, а к 1915 году супруги окончательно развелись.
Развод произошел еще в 1914 году, что подтверждается записью в дневнике Юлии Кельх от 12 ноября 1914 года: «Папа матери изменял все время супружеской жизни, портил ей существование, и все же по-своему любил ее. Теперь развод его как-то пришиб. И как нарочно теперь сидим без денег!»
Варвара Петровна Кельх с годовалой дочерью Юлией в 1894 году. Она вдова, ей 22 года, она богата. И кажется, всё еще впереди. А кому так не казалось в 22 года?
В документах полиции указано, что Варвара Петровна с октября 1916 года занимала квартиру на Дю Парк Монко с годовой стоимостью аренды 14 000 франков. За личность мадам Кельх, ее благонадежность и хорошее отношение к Франции поручился ювелир Ауберт Франсуа, ассоциированный с Бушерон, имеющий магазин на Вандомской площади, знавший мадам больше 20 лет. Мадам Кельх не имела никаких записей в полицейском архиве и у неё отсутствовала судебная история.
Баден-Баден, Париж, Версаль, Монте-Карло - вот места, упоминавшиеся в связи с её пребыванием. Постепенно денег становилось меньше и меньше. Уже к 1920 году Варвара Петровна сдала в ювелирный магазин Моргана на улице де ла Пэ все семь пасхальных яиц работы Фаберже.
Каждые 10 лет Варваре Кельх необходимо было оформлять документы в полицейской префектуре для получения разрешения на пребывание во Франции. Пока не установлено, когда именно Варвара Петровна переехала жить в общину Сент-Женевьев-де-Буа, но в 1948 году она уже проживала там. Об этом свидетельствует полученная ею карта пребывания привилегированного резидента, где указан этот адрес проживания: Русский Дом Сент-Женевьев-де-Буа.
Варвара Петровна Кельх в 1958 году в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа.
Страдавшая сильной формой деменции, потерявшая память Варвара Петровна Кельх, внучка Ивана Ивановича Базанова, окончила свой земной путь в этой обители 12 ноября 1959 года в возрасте 87 лет. Она была похоронена на кладбище обители Сент-Женевьев-де-Буа. Могила ее найдена, но фотографии хорошей пока у меня нет.
Сведения о потомках Ивана Базанова стало возможным дополнить в значительной степени благодаря усилиям замечательного человека, гражданки Франции Натали Шоплэн.