История одного детского портрета

Nov 28, 2022 14:46


3 марта 1920 года уполномоченный 2-й секции отдела охраны, учёта и регистрации памятников искусств и старины М. И. Михайлов произвёл осмотр квартиры № 3 «бывшего Бибикова дома № 10» по улице Халтурина, бывшей Миллионной. Среди вещей, находившихся там и имевших наибольшее художественное значение, первое, на что указал Михайлов, был «Портрет неизвестной девочки, работы К. Маковского».

Михайловым была составлена «Опись художественных вещей, находящихся в квартире бывшей Бибикова», и 23 августа перечисленные в ней вещи были приняты в Государственный музейный фонд. Ко времени составления описи в квартире уже не проживали ее прежние владельцы - там был расквартирован Военно-дорожный 14-й отряд. По этой причине опись составлялась без участия владельцев. Естественно, что без владельцев большинство портретов были обозначены как «мужской» или «женский».

Под порядковым номером 23 в опись был записан «Портрет девочки в белом платье, с голубым поясом и с куклой. Масло. Богатая рама. Подпись Маковский».

В 1920-1928 годы портрет находился в Государственном музейном фонде, а с 1928 года его определили в другое место хранения - в Историко-бытовой отдел Государственного Русского музея. В 1941 году в Государственном Эрмитаже был основан Отдел истории русской культуры, и «Портрет неизвестной девочки» работы К. Е. Маковского был передан туда как соответствующий тематике. К тому времени уже затерялись сведения о происхождении картины из собрания Бибикова.



Вот так скитался портрет «неизвестной девочки» по советским музеям и хранилищам больше шестидесяти лет, пока не наступила новая эпоха. В моду вошла тематика «царской семьи». Портрет показался кому-то вполне «царским» по фактуре и этот неизвестный деятель культуры включил его в число экспонатов для выставки под названием «Николай и Александра» в 1994 году как «Портрет великой княжны Марии Николаевны» с датировкой создания в 1905 году. Дата привязана была к возрасту великой княжны в соотношении с возрастом девочки на портрете.



Константин Егорович Маковский. Портрет Варвары Дмитриевны Волковой. Около 1903-1904 годов. Холст, масло. 133 × 84,5 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Сделано это было без каких-либо оснований и доказательств - просто кто-то так решил. Не было даже указано в каталоге, что до этого картина числилась как «Портрет неизвестной девочки». И разумеется, никто тогда не знал, что портрет этот поступил в Музейный фонд из собрания А.А. Бибикова. Все это пришлось выяснять позже.

В музейном деле есть свои правила, и если картина появилась под определенными атрибутами на публике, то для изменения этих атрибутов, даже совсем вымышленных и совершенно ничем не обоснованных, даже  абсурдных, потребуются только железные доказательства.

Надо сказать, что это сейчас многие люди знают, как выглядели дочери нашего последнего императора, а в 1994 году их фотографии найти было не так-то просто. Да и сила внушения бывает велика: сказано, что это великая княжна Мария Николаевна, значит, не сомневаться! Люди в массе своей видят ведь то, что им приказано видеть.

Но отдельные люди все же не поддаются массовому гипнозу и обычно сомневаются, сопротивляются, высказываются против. Так было и с портретом «княжны Марии Николаевны».

Для отмены абсурдной атрибуции нужны были факты, что за девочка была изображена Маковским на портрете. Когда в Архиве Эрмитажа была обнаружена запись, что портрет происходил из собрания Бибикова, то появилась надежда узнать имя девочки.

В описи Музейного фонда отсутствовали инициалы последнего владельца квартир № 2 и № 3 дома на улице Миллионной, 10. Установить конкретного владельца и его имя удалось с помощью петербургского адрес-календаря. Владельцем этих двух квартир оказался Александр Александрович Бибиков.

Но сведений о нём нашлось немного. Он был сыном и полным тезкой своего отца, отставного генерал-майора Александра Александровича Бибикова и Марии Алексеевны, урождённой Мельниковой.

Он родился 20 ноября 1874 года в Ницце и в 1893 году поступил в VI класс Пажеского корпуса. «Родословная Бибиковых» сообщает, что он окончил корпус в 1895 году, однако в издании «Пажи за 184 года» А. А. Бибиков в качестве окончившего курс не упоминается.

Согласно сведениям из адрес-календарей, с 1909 года Александр Александрович Бибиков служил младшим ревизором в Комиссии для поверки отчётов частных железных дорог Государственного контроля: сначала в чине коллежского асессора, а с 1915 года - в чине надворного советника. Он был женат дважды. Первый раз - на Варваре Васильевне Мошковой, во второй - на Людмиле Кузьминичне Сипягиной (в первом браке - Александровой).

О детях в «Родословной» указано, что только в первом браке у Бибикова с Варварой Васильевной Мошковой была дочь Варвара, родившаяся в 1894 году.



Варвара Васильевна Мошкова со своей матерью Варварой Алексеевной, во втором браке Пушкиной, урожденной Мельниковой.

Варвара Васильевна Мошкова вышла замуж за Александра Александровича Бибикова. Их матери были родными сёстрами, а между собой супруги были двоюродными. Я с удивлением каждый раз в таких случаях отмечаю, насколько часто совершались в дореволюционной православной России близкородственные браки.

Итак, поиск, выполненный в Эрмитаже Ю. Гудименко, казалось,  всё прояснил: поступивший из собрания Бибикова в 1920 году портрет девочки - это портрет дочери Бибикова, Варвары Александровны, работы художника Константина Маковского.



Прекрасная девочка Варвара, увеличенный фрагмент.

Картина обоснованно была выставлена с новыми атрибутами как «Портрет Варвары Александровны Бибиковой» работы Константина Маковского в 2018 году на выставке «Русская портретная живопись в России XVIII - начала XX в.» в Выборге.

Но не успела закрыться выставка, как выявились новые обстоятельства, которые привели к ещё одному изменению атрибутов картины. Эти обстоятельства были сообщены сотрудником Литературного музея А. С. Пушкина в Вильнюсе Эллиной Авериной. Оказалось, что Бибиков женился на своей двоюродной сестре Варваре Васильевне Мошковой, в первом браке Волковой, у которой к тому времени уже была двухлетняя дочь Варвара.

Отцом девочки был некто Дмитрий Волков (увы, ни отчества, ничего другого найти о нём не удалось), который в 1896 году был арестован и отдан под суд военного трибунала. Хотелось бы знать, что этот Волков натворил, но его преступление послужило основанием для развода и вступления его бывшей жены в брак с Александром Бибиковым. При этом фамилия, имя и отчество дочери осталось прежним - Варвара Дмитриевна Волкова.



Бабушка с внучкой в парке: Варвара Алексеевна Пушкина с Варварой Дмитриевной Волковой. Вильна, Российская империя. 1890-е годы.

Несколько слов о матери Варвары Васильевны Бибиковой, Варваре Алексеевне Пушкиной. Родилась она в семье инженер-генерала Алексея Петровича Мельникова, занимавшегося строительством железной дороги Санкт-Петербург-Варшава, брата министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова. А.П. Мельников приобрел имение Маркучай в предместье города Вильно и построил там дом. Впоследствии это имение было подарено дочери Варваре, которая вторым браком в 1883 году стала женой сына Александра Сергеевича Пушкина, Григория Александровича, который был старше её на 20 лет. Для него это был первых брак, до этого он много лет сожительствовал с француженкой-модисткой Евлалией Генар, у которой от Пушкина было три дочери. Он умер в 1905 году. Брак их с Варварой Алексеевной был бездетным. Но она гордилась тем, что ей довелось быть невесткой самого поэта Пушкина.

Это обстоятельство послужило причиной создания и существования сейчас в Вильнюсе музея Пушкина.



Варвара Алексеевна Пушкина, бабушка Вареньки Волковой, девочки с портрета.

Интересны условия написанного Варварой Алексеевной Пушкиной завещания, согласно которому она основную часть имущества оставляла своей единственной внучке - Варваре Дмитриевне Волковой. Любопытным также является одно условие, касающееся дочери, Варвары Васильевны Бибиковой, которая по условию завещания могла получить свою долю наследства исключительно в случае развода с А. А. Бибиковым. Видимо, мать была против брака дочери с племянником.

Варенька Волкова училась в гимназии, увлекалась живописью. В 1906 году супруги Бибиковы разъехались, и Варвара с дочкой уехала в Германию, затем во Францию. Как сложилась ее дальнейшая судьба, покрыто мраком неизвестности.

Варвара Дмитриевна Волкова, девочка с портрета Маковского, умерла в Париже во время эпидемии  «испанки» в 1923 году в возрасте 29 лет. Когда умерла ее мать, Варвара Васильевна, неизвестно, а бабушке, Варваре Алексеевне Пушкиной, суждено было пережить свою внучку. После ее смерти и после войны в Советской Литве в бывшем имении Варвары Алексеевны был организован музей Пушкина. Интересно, как ему там сейчас...

Мельниковы, Пушкины, Маковский, Эрмитаж

Previous post Next post
Up