Общественные отношения регулируются устоявшимися правилами и обычаями. Эти устои определяют взаимоотношения отдельных людей и целых общественных групп: народов, стран, государств, регионов. Установившийся порядок взаимоотношений с определившимися в них ролями между сторонами отношений, когда в них вовлечены народы и государства, длятся столетиями, иногда на протяжении всей истории существования народов и государств.
Например, взаимоотношения России с Европой сформировались давно, и никакие исторические перемены последних столетий не привели к существенному изменению ролей в этих отношениях, где Россия выступает материальным донором, источником ресурсов и силы, а Европа - источником идей, моды, искусства и науки.
В иерархии человеческих ценностей идеи, наука и искусства, относящиеся к продуктам интеллектуальной деятельности, причислены к так называемым высшим видам и плодам труда, а ресурсы, сырье, и прочая физическая материя есть вещи приземленные, а для некоторых утонченных умов - даже пошлые. Считается, что для получения этих ресурсов большого ума не надо, нужен только тяжкий физический труд, отнюдь не интеллектуальный.
Так и ведется из поколение в поколение, из века в век, что страны и народы делятся на сорта: высший, низший и вообще не сорт. И происходит это на фоне длящихся третий век разговоров о равенстве, братстве и прочем гуманизме.
Выстроилась иерархия, которая довлеет над сознаниями человеческих масс в XXI веке. Череда многих поколений жила, подчиняясь этой иерархии. Подданные Российской империи, ценя европейские достижения, веками с успехом и радением применяли их на благо своей страны. Но всегда водилась в России категория людей, чрезмерно преклонявшихся перед Европой.
Чуть такой человек обретет достаток, выбьется в привилегированное сословие, как тут же рвётся ехать за границу - сначала учиться или детей учить, затем лечиться, а потом накопленное и получаемое в России добро и богатство в Европу перетащит, смотришь, а он уже и виллу себе устроил, дворец возвёл...
Дивятся европейцы роскоши и обилию богатств, а сами потихоньку посмеиваются да подзуживают богатого и спесивого русского простака, чтобы он тратил денег побольше, слыл меценатом, поборником искусств, наук, покупал себе «европейское» - дворцы, памятники, быт, еду, медицину, учителей, прислугу, звание «доброго христианина», желательно католического вероисповедания...
Так десятки лет проживет богатый русский, устраивая круглосуточно пир горой, не считая своих расходов, и глядь, богатство и дворцы, наполненные изысканными коллекциями и мраморами, украшенные красивейшими коврами и расписанные лучшими мастерами, от разорившегося мецената пойдут с молотка и перейдут в дома честных европейцев.
Либо сам он, либо дети его непременно устроят этот праздник щедрости - распродажу дворца со всем содержимым с аукциона на радость перекупщикам и спекулянтам. Европа давно была дотационной частью Евразии, но европейская чванливость и неспособность понимать не дают ей признать этот исторический факт.
Так вот и случилось с богатствами Демидовых, бывших когда-то первыми богачами российскими.
Основателем династии Демидовых был простой человек - умелый тульский кузнец Никита Демидович Антуфьев, наладивший производство чугуна и оружия. За это он был в 1720 году Петром I возведен в дворянское сословие с нисходящим потомством под фамилией Демидов. Его сыну Акинфию, развившему железоплавильное дело отца, уже принадлежали железные рудники, чугунно- и медеплавильные заводы на Урале.
Никита Акинфиевич Демидов на портрете работы Федора Рокотова. 1768 год.
Внук его, Никита Акинфиевич Демидов, продолжил дело деда и отца, и даже расширил его, но старший брат его, Прокофий, уже нисколько выплавкой железа не интересовался, долю свою в уральских заводах продал, а на деньги предков создал Нескучный сад. Учился старший Демидов в Гамбурге и никогда нигде не служил - жил только для своих интересов. Если бы оба сына увлеклись ботаникой, то богатства Демидовых закончились бы гораздо быстрее.
Как это прослеживается во многих родах, с ростом благосостояния меняются интересы потомков основоположника династии. Потомки уже с рождения живут при деньгах, в достатке, и на начальной стадии по настоянию отцов получают нужное для дела образование и пользуются всеми благами цивилизации, доступными за деньги.
Следующее поколение может уже совсем не испытывать потребности трудиться, и дело основателя династии представителей поколения правнуков может совсем не интересовать. Для них, в лучшем случае, труд заменяется науками, искусствами, коллекционированием, досугом, но все больше времени отдается развлечениям и даже прожиганию жизни. Это общая тенденция, в которой, разумеется, существуют исключения.
Внук основателя династии, Никита Акинфиевич Демидов, уже был образованным, любил науки, был поклонником искусств и начал собирать обширную и богатейшую коллекцию Демидовых, которая впоследствии успешно была пущена с молотка его правнуком. Никита Акинфиевич был безмерно богат, но детей у него не было.
Он женился третий раз, и в жены почему-то взял себе девушку слабого здоровья, страдавшую истерическими припадками. Чтобы жена наконец родила, Демидов отправился лечить ее от бесплодия за границу. Путешествие это продлилось больше двух с половиной лет. Лечение оказалось эффективным, и у Никиты Демидова появились наследники: две дочери и сын Николай. Сын был вторым ребенком и родился в дороге, когда родители возвращались из этого длительного лечебного путешествия.
Случилось это в селе Чирковицы, расположенном на Нарвском тракте в 60 верстах от Петербурга 9 ноября 1773 года.
Николай Никитович Демидов при рождении был записан капралом в лейб-гвардии Преображенский полк. В 14 лет после смерти отца получил в наследство железные и медеплавильные заводы на Урале. В 16 лет фельдмаршал Потемкин-Таврический взял его к себе флигель-адъютантом. На деньги Демидова был выстроен на Черном море фрегат и он был произведен в подполковники.
В 19 лет он был подполковником гренадерского полка в Москве, а через два года императрица Екатерина II, «оказав высокий почет, которым в России жалуют только представителей знатных фамилий», пожаловала его придворным званием камер-юнкера. Карьера Николая Демидова завершилась на 21-ом году жизни женитьбой на пятнадцатилетней баронессе Елизавете Александровне Строгановой 10 февраля 1794 года.
Портрет Елизаветы Александровны Демидовой, урожденной баронессы Строгановой, на портрете работы Робера Лефевра, созданном между 1800 и 1805 годами. Холст, масло. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Уже при Павле I 15 января 1797 года камер-юнкер Николай Демидов был пожалован званием камергера и определен к великому князю Александру Павловичу. А через год он стал командором ордена Святого Иоанна Иерусалимского, выделив для этого имение Петровское в Верейской округе в 500 душ крепостных, назвав его «Командорство Демидова». Еще через год император Павел I пожаловал Демидову звание Командора Мальтийского ордена и чин тайного советника.
От рождения, а скорее всего, по воспитанию своему, Николай Демидов был горячим и чувствительным, в молодости вел весьма расточительный образ жизни со всевозможными «шалостями» и выходками. Поэтому над ним была учреждена опека, чтобы он не растранжирил все деньги в самом начале своей жизни.
Семейная жизнь Демидовых не заладилась: они то расходились, то вновь жили вместе. Причина была в том, что оба они были людьми своевольными и не привыкли себе ни в чем отказывать. Молодая жена Николая Демидова имела многочисленные связи, имела двоих незаконнорожденных детей, да и сам Николай Демидов от жены своей не отставал.
В первые годы брака у Демидовых родились: в 1796 году дочь Александра, в 1798 сын Павел, в 1799 сын Николай. В 1800 году семья потеряла сначала четырехлетнюю Александру, а потом через полгода - Николая. После этого Елизавета Александровна уехала в Париж.
Николай Никитич Демидов, Командор Мальтийского ордена. Из собрания А. Тиссо.
Потом через несколько лет они вновь сошлись и у них родился еще один сын Анатолий. После наполеоновских войн Николай НикитичДемидов служил во Флоренции посланником и, будучи назначенным в Герцогство Тосканское в 1815 году, по словам графа Д.П. Бутурлина, «приехав из Парижа во Флоренцию, зажил там владетельно князьком второй руки».
Фактически Николай Демидов уехал из России навсегда в неявную эмиграцию, говоря современным языком, «на постоянное место жительство» в Италию. Формальной причиной его пребывания там было плохое состояние здоровья, и ему удалось сохранить и владения, и подданство России. В Италии он поселился сначала в Риме, затем под Пизой, на курорте Баньи-ди-Лукка, а с 1824 года он стал жить во Флоренции.
Богатство Демидов продолжал выкачивать «из глубины сибирских руд», а если «хозяину» нужны были объяснения, то он действовал просто:
«Случалось, что Николай Никитич, рассматривая отчеты сибирских своих заводов, нужным находил вытребовать для личных объяснений во Флоренцию какого-нибудь из уральских своих приказчиков, и, получив такое приказание, сибиряк запрягал тройку в повозку, и на основании поговорки, что «язык до Киева доведет», в ней проезжал всю Россию и Германию и являлся к барину во Флоренцию, не говоря ни на каком другом языке, как на родном».
Согласно флорентийским легендам, усадьба в Сан-Донато ин Польвероза была куплена Николаем Никитичем Демидовым исключительно по одной причине: преследуемый бессонницей, он, случайно оказавшись в убогой гостинице монастыря св. Доната, впервые после многих лет обрел тут сон и с той первой безмятежной ночи поставил целью купить у иноков их обитель.
Купив аббатство у церкви и расширив его прилегающими землями в 1825 году, Николай Никитич стал отстраивать Сан Донато. При нем было начато строительство виллы, конюшни, здание театра и прочего, что обычно нужно бывает русскому человеку для полного удовлетворения, но век человека короток и воплощение своих замыслов Николай Демидов не увидел - он умер в 1828 году.
После Николая Никитича Демидова осталось два сына: Павел и Анатолий. При них в Сан-Донато было возведено все, что замышлял отец, а сама усадьба превратилась в «seconda reggia» - второй государев дворец. Первым был дворец Великого герцога Тосканского.
Литографированный портрет князя Анатоля Демидова, датированный 1848 годом. Но исходный портрет был выполнен раньше, поскольку он был включен в альбом "Путешествия по Югу России и Крыму через Венгрию, Валахию и Молдавию в 1837 году".
Второй сын Демидова, Анатолий, или на французский манер Анатоль, родился во Флоренции в 1812 году, воспитывался во Франции, какое-то время служил атташе в русском посольстве сначала в Париже, потом в Риме и Вене. Россию Анатолий Демидов впервые посетил в возрасте семи лет, а в возрасте девяти лет отец повез сына на Урал показать источник демидовского богатства - металлургические заводы.
Анатоль был большой поклонник и почитатель личности Наполеона. Им в наполеоновской резиденции Сан-Мартино на острове Эльба был создан музей Бонапарта. В моём представлении, это, как если бы мой сын был поклонником Гитлера и сделал музей его памяти.
Летом 1838 года Анатоль Демидов надумал жениться на племяннице Наполеона, Матильде Бонапарт.
Эмилио Росси. Портрет Анатоля Демидова. 1840 год.
Матильда Летиция Вильгельмина Бонапарт родилась в 1820 году в Триесте, который в то время принадлежал Австрии. Наполеон Бонапарт находился на острове Святой Елены, и все члены его семьи были вынуждены покинуть страну и изменить фамилию - так её отец Жером, король Вестфалии, стал принцем де Монфором. Вместе с женой и сыном он разъезжал по городам Европы в поисках места, где семья могла поселиться. Когда семья де Монфора была в Триесте, родилась их дочь Матильда, а затем в 1822 году еще родился сын. Там же они узнали о смерти Наполеона.
Матильда де Монфор из-за изгнания семьи Бонапарт из Франции воспитывалась во Флоренции и Риме и никогда не бывала в Париже, а ей хотелось начать новую жизнь. Поэтому, когда возникла идея брака с Демидовым, жившим в Париже, она отнеслась к этому вполне благосклонно. Но по своему титулу Матильда была «принцессой», а Демидов - всего лишь «денежный мешок» из России, хотя и с чистым годовым доходом в два миллиона рублей.
Эжен Жиро. Портрет Матильды Бонапарт. 1961 год. В собрании Лувра. 1842 год.
Демидов, ярый поклонник Наполеона, желал взять в жёны его племянницу, но к принцессе только с деньгами ведь не пойдешь свататься, нужен высокий титул. Тогда Анатолий Демидов, заплатив великому герцогу Тосканскому Леопольду II, приобрел титул «князя Сан-Донато».
На самом деле титул Демидову был нужен скорее для удовлетворения самолюбия, поскольку финансовый вопрос для семейства Жерома де Монфора Бонапарта был самым важным. В 1834 году во Флоренции, где находилась семья де Монфора, началась эпидемия холеры, и семья переехала в Швейцарию, в Женеву. Там в 1835 году умерла жена Жерома, Катрин Бонапрат, и финансовое положение его стало плачевным, поскольку именно из семьи его жены поступали основные деньги, на которые они жили.
Правда в 1836 году в возрасте 90 лет умерла мать Наполеона I и Жерома, Летиция Бонапарт, и Жером рассчитывал получить часть наследства, но увы, оказалось, что он свою часть наследства уже потратил авансом, и получать ему нечего. Финансовый вопрос для Жерома Бонапарта стал наипервейшим. Надежда выдать дочь за племянника, будущего французского императора Наполеона III, оказалась напрасной - без денег его дочь Матильда жениху была не нужна.
Поэтому, Демидов со своим желанием жениться на Матильде пришелся как нельзя кстати. Тут как раз и проявляется в миниатюре то, о чём я писала выше: Россия - источник материальных благ, и в этой сделке Демидов покупал себе жену-принцессу за деньги, получаемые им из российских недр.
Семью Жерома Бонапарта не смущал тот факт, что у Анатоля были многолетние отношения с графиней де Талейран-Перигор герцогиней Дино Валентиной де Сент-Альдегонд.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Валентины де Сент-Альдегонд, графиня де Талейран-Перигор и герцогиня де Дино. 1842 год.
Перед свадьбой Демидов был пожалован титулом князя Сан-Донато. Это случилось 20 октября 1840 года, а 1 ноября был проведён обряд венчания Анатолия Демидова князя Сан-Донато, с принцессой Матильдой Летицией Вильгельминой де Монфор Бонапарт, сначала по православному, а потом по католическому обряду. Приданое, как это обычно бывает в таких случаях - за счет жениха. Демидов купил фамильные драгоценности, заложенные Жеромом де Монфором Бонапартом.
Матильда была дочерью двоюродной сестры императора Николая I через его мать: императрица Мария Федоровна была родной тёткой матери Матильды Бонапарт. Выходило, что Анатоль Демидов не только женился на племяннице Наполеона, но и породнился через нее с российским императором!
Правда в России княжеский титул Демидова Сан-Донато никогда признан не был.