Заметки и цитаты # 2

Nov 27, 2022 16:43


 Портрет монаха-картезианца Петруса Кристуса. XV век.



Портрет картезианского монаха - картина фламандского художника-примитивиста Петруса Кристуса , написанная в 1446 году.



Работа является частью коллекции Жюля Баша, хранящейся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.



Фрагмент с мухой, сидящей на раме.

Художник изобразил муху, сидящей на раме картины. Этот прием обманки в начале XIX века получил название тромпель (от французского trompe l'oeil), хотя использовался до того веками. Муха в живописи рассматривалась как символ тлена. Хорошо известные ассоциации между мухой и именем Вельзевула, «Повелителя мух».

Однако, это не единственная ассоциация с мухой. Мухе доступно то, что не доступно всякому. Например, ползать по мраморному плечу красавицы и по груди...



Франс ван дер Мин (Frans van der Mijn). Муха. 1742.

Невольно вспомнишь шекспировского Ромео, который ревниво завидовал мухе, имевшей возможность ползать по телу Джульетты.

Художник на портрете монаха-картезианца поместил муху над своей подписью «Петрус Кристус сделал в 1446 году» («Petrus Xdi Me Fecit 1446»), что можно рассматривать как свидетельство его мастерства.



Портрет монаха-картезианца до 1994 года.

Картина попала в Метрополитен-музей в 1944 году из коллекции американского банкира и коллекционера Жюля Симона Баша. Баш купил картину в 1911 году из коллекции Дона Рамона де Омса, вице-короля Майорки. В то время над головой монаха был изображен нимб. Этот нимб довольно долго был предметом споров, поскольку в живописной практике во времена Кристуса не было принято изображение человека с нимбом.

Подлинность нимба была проверена исследованиями, показавшими, что он был дополнен на портрет позднее, вероятно в XVII веке, когда стало модным такое изображение. Поэтому в 1994 году было принято решение нимб с портрета удалить.

*   *   *

Пример картины в стиле тромпель:



Луи-Леопольд Буальи. Кот и рыба. Около 1822 года.

Кот разрывает холст картины, чтобы добраться до селёдки, висящей позади холста. Совсем как Буратино).



Увеличенный фрагмент.

*   *   *

В Британской библиотеке хранится «Свиток Гутлака».

Гутлак (674-715) был святым из англосаксонского королевства Мерсия. Он был воином в пограничных землях Мерсии; после девяти лет участия в боях Гутлак обратился к Богу и стал отшельником в Кроуленде, в Линкольншире, где жил в одиночестве на острове посреди болота.

«Свиток Гутлака» - это визуализированное в виде последовательных картин житие святого. Он был сделан в конце XII или начале XIII века для бенедиктинского аббатства Кроуленд в Линкольншире, построенного на месте монашеской кельи Гутлака.

Одна из версий заключается в том, что свиток - это эскизы витражей или  деревянного резного потолка. В любом случае, рисунки, похоже, были задуманы для публичного показа.



Медальон из "Свитка Гутлака", на котором изображены двое в очках.

На пятнадцатом медальоне «Свитка Гутлака» были изображены двое участников действа в очках. Поскольку сам свиток датируется не позднее начала XIII века, это изображение могло бы служить свидетельством того, что в то время уже использовались очки. Существует только одно препятствие к такой более ранней датировке использования очков. Вот оно:



Увеличенный фрагмент пятнадцатого медальона "Свитка Гутлака".

На увеличенном фрагменте ясно видно, что очки у человека справа, очки у человека слева и перья на его головном уборе выполнены совсем другими цветом и толщина пера, которым они пририсованы, также отличается от того, как выполнен весь рисунок. То есть очки и перья пририсованы были позднее.

Кто, когда, с какой целью, где пририсовал эти атрибуты, пока остаётся неизвестным. Удивляет стремление людей внести свои дорисовки куда угодно, даже в житие святого.

*   *   *



Русская малахитовая ваза, отделанная позолоченной бронзой. 1846 год, выполненная на Императорских гранильных мастерских, либо в Петергофе, либо в Екатеринбурге. Высота вазы 110 см. Из коллекции Джозефа Фридмана.

Ваза была подарена императором Николаем I Доменико Антонио Ло Фасо Пьетрасанта, который был герцогом Серрадифалько с 1809 по 1812 годы. Пьетрасанта был археологом и вёл раскопки в Долине храмов в Агридженто (Древняя Греция, Акрагас) на Сицилии. В настоящее время храмы - это один из самых выдающихся образцов греческого искусства и архитектуры и одна из главных достопримечательностей Сицилии.

*   *   *



Помпео Батони (Pompeo Batoni). Кротость, вторая из заповедей блаженства. 1752 год. Холст, масло. Аппарк, Западный Суссекс, Англия.

Эта картина Помпео Батони представляет собой аллегорическое изображение одной из восьми заповедей блаженства из Нагорной проповеди, описанной в Евангелии от Матфея. «Кротость, вторая из заповедей блаженства» была, вероятно, заказаны в Риме сэром Мэтью Фетерстонхау из Аппарка, когда он находился в Риме со своей женой и некоторыми из их родственников.

Все хорошо, но вот левая рука кроткой девы, которая должна лежать на спине агнца, «висит» в пространстве - художнику не удалось её «уложить».

Бадони, свиток Гутлака, Кристус, тромпель, Буальи, малахит, Франс ван дер Мин, Пьетросанто

Previous post Next post
Up