Несколько исторических видов одной из улиц Рима

Oct 28, 2022 12:47


Развитие пластических искусств в России неразрывно связано с искусством Западной Европы. Франция и Италия - это страны, оказавшие наибольшее влияние не только на русское искусство, но и на искусство других стран. В Риме самым посещаемым местом был район площади Испании и прилегающих к этому месту улиц.

Можно совершенно точно сказать. что все запечатленные Сергеем Львовичем Левицким художники-пансионеры, писатель Гоголь и отставной полковник Глебов, живя в Риме, каждый день и не раз проходили по площади Испании и заходили на виа Кондотти, где в доме 10 в палаццо Маручелли на первом этаже находилась траттория «Лепре» (Lepre) или «Заяц», известная с 1760-х годов. «Лепре» - место, куда все они ходили поесть, выпить, поговорить. Более подробно об этой фотографии тут



Групповой портрет художников-пенсионеров Императорской академии художеств в Риме, снятый Сергеем Львовичем Левицким в 1845 году.



Ниже несколько снимков разного времени виа Кондотти в ее начале от Испанской площади. Это место связано не только с историей искусства, но и с историей развития фотографии: в кафе Греко в 1840-х года собирались те, кто стоял у истоков фотографии и занимался светописью.

Первый снимок сделан в 1860 году. Возле здания справа, в тени дома стоит английский экипаж. Английские экипажи были велики для проезда по римским улочкам, но жившие в районе англичане предпочитали пользоваться английскими экипажами, поэтому по количеству таких экипажей на площади Испании можно было определить, много ли в данное время приехало в Рим англичан.



Угол виа Кондотти и площади Испании, фотография 1860 года.

На первом этаже здания в угловом помещении находилась контора господина H. Lowe. Район площади Испании еще называли «английским гетто», потому что тут проживало много англичан. Как видно из описаний жизни иностранцев в Риме в XIX веке, каждая многочисленная колония считала, что они доминируют в районе площади Испании.

Русских тоже было немало, но до конца правления императора Николая I это были преимущественно пансионеры Академии художеств, приезжавшие для знакомства с произведениями искусств Италии за счет казны, или подданные Российской Империи, приезжавшие лечиться. С началом правления Александра II контингент изменился, ведь император открыл выезд за границу для многих - так появился русский турист.



Здание на площади Испании у Испанской лестницы, где находится музей-квартира Китса и Шелли. Фотография 1903 год

В районе площади Испании останавливались представители английской аристократии, а также знаменитости того времени, в том числе Джон Китс и Перси Биши Шелли, чей музей находится здесь сейчас. В этом районе останавливались художник Тёрнер, писатель Диккенс, поэт Байрон и многие другие «белые люди». Они посещали кафе Греко и другие заведения, где можно было поесть и пообщаться.

Фотографии запечатлели надпись Albergo d'Alemagna на здании по виа Кондотти. И действительно, в расположенных рядом зданиях по этой улице под номерами 77 и 78 находилась гостиница Алеманья (Albergo d'Alemagna). Она была основана в конце XXIII века немцем по фамилии Реслер Франц. В ней останавливались Гёте, Стендаль, Вагнер, Лучано Бонапарт - младший брат Наполеона, Теккерей, Винкельман и другие. На первом этаже здания располагалось кафе Греко.

В семье владельца гостиницы Луиджи Реслер Франца в 1845 году родился художник Этторе Реслер Франц, который создал серию из 120 акварелей под общим название «Исчезнувший Рим» и был первым художником, запечатлевшим Римское еврейское гетто.



Этторе Реслер Франц. "Продолжение Via Capocciuto в гетто". Бумага, акварель. 1886 год.

Супруга российского императора Александра III, императрица Мария Фёдоровна, вместе с сыном великим князем Георгием Александровичем, больным туберкулёзом, во время посещения Рима приобрели у художника две акварели.



Вид виа Кондотти от площади Испании в 1870-х годах.

Следующая фотография вия Кондотти свидетельствует, что дела у господина H. Lowe шли неплохо и вскоре он стал банкиром и виноторговцем, на что указывают две таблички на фасаде, обращенном на площадь.

У фонтана Баркачча стояли цветочные киоски - площадь Испании была местом торговли цветами. А ступени Испанской лестницы были своего рода «биржей натурщиц», и художники всегда могли найти себе натуру по своим деньгам. Прямо на ступенях, словно на подиуме, натурщицы принимали характерные для различных образов артистические и художественные позы, с целью продемонстрировать свои способности к пластике, умение вхождения в образ, готовность «показать товар лицом» (и не только), чтобы заинтересовать художника.



Вид с виа Кондотти на площадь Испании, фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia,) Испанскую лестницу и церковь Тринита деи Монти со стоящим перед ней обелиском. Фотография 1858 года.

Поскольку за просмотр денег не брали, то пансионеры Российской Императорской Академии художеств, жившие неподалёку и часто не имевшие возможности нанять себе натурщицу, проходя по площади и лестнице, бесплатно пользовались способностями натурщиц и делали зарисовки, когда желавшие наняться к художнику демонстрировали  достоинства внешности и особенности характера.



На этом панорамном снимке около 1870-х годов видна только часть дома, где находилось предприятие господина H. Lowe.

Над домами возвышались купола храмов, ближний - храма Сан Паоло иль Корсо, а вдалеке - храма Святого Петра на Ватиканском холме. Они по-прежнему присутствуют в ландшафте Рима, доминируя над крышами домов.



Вид на виа Кондотти. Фотография без даты.

На этой фотографии уже нет вывески Albergo d'Alemagna. Вероятно, это более поздний снимок, возможно, ближе к 1880 годам. При увеличении можно прочесть, что на углу, где была контора господина Lowe, теперь находится магазин «Alessandro Valentini». Вся улица уже представляет собой целый ряд магазинов или питательных заведений.

Следующая фотография относится к концу XIX века. Она датирована 1890 годом.



Начало виа Кондотти на площади Испании. Фотография 1890 года.

Во второй половине XIX века Рим утратил репутацию места, куда обязательно должны были ездить художники, чтобы постичь секреты художественного мастерства. Таким место стал Париж. Французский вкус доминировал, впрочем, как и французский язык - в Риме вывески магазинов были на французском языке. Старожилы Рима утверждали, что французский до Второй мировой войны оставался туристическим языком на улицах Рима.



Начало виа Кондотти от площади Испании. Фотография 1920-х годов.

Эпоха электрификации привела к прокладке по площади Испании и виа Кондотти трамвайных путей. Дом, в котором когда-то была контора господина Lowe, была перестроен, здание, на котором когда-то была вывеска Albergo d'Alemagna, тоже подверглось реконструкции: архитектура места приобрела привычные для нас очертания. Цветочные ларьки у фонтана убраны.



Вид с Испанской лестницы на фонтан Баркачча и начало виа Кондотти. Фотография 1958 года

В 1950-х годах по виа Кондотти вместо трамвая ходил автобус. Движением управлял регулировщик у фонтана.



Вид с виа Кондотти на площадь Испании и Испанскую лестницу с церковью Тринита деи Монти в 1970 году.

За последовавшие несколько десятилетий в облике места мало что изменилось. Площадь Испании и виа Кондотти являются туристической меккой с обилием самых дорогих и фешенебельных магазинов и толпами людей. Искусство сменилось дизайном. Рим достиг своего совершенства и застыл в неизменности.

Рим, Реслер Франц, Левицкий, старая фотография

Previous post Next post
Up