Успехи назарейцев

Oct 30, 2022 17:57


Творчество - процесс индивидуальный, поэтому любое объединение художников рано или поздно начинает распадаться на отдельные, наиболее яркие и значимые имена. Так случилось и с назарейцами. Но лучшие творения, созданные конкретными художниками-последователям назарейства, сейчас приписываются назарейцам вообще.

Художники, входившие в объединение назарейцев, были представителями состоятельных сословий. Некоторые входили в круги германских интеллектуальных элит и взаимодействовали с правящими элитами. Яркий пример - братья Фейт. Их мать вышла замуж вторым браком за философа-романтика, писателя Фридриха Шлегеля, участника Венского конгресса. А по рождению она была дочерью Мозеса Мендельсона, видного деятеля еврейского освобождения.

Трудно проследить и перечислить все связи этих людей с теми, от кого зависела судьба Европы после окончания наполеоновских войн. И цели такой я не преследую.



Эдвард фон Штейнле. Портрет Иоганна Фейта, брата художника Филиппа Фейта. Карандаш на пергаментной бумаге. Из собрания музея Штаделя, Франкфур-на-Майне.



Иоганн Фейт примкнул к назарейцам в 1811 году. Собственно, как художник он ничем значительным себя не проявил и остался в истории как старший брат художника Филиппа Фейта.



Джозеф Биндер. Портрет художника Филиппа Фейта. 1838 год. Из собрания музея Штаделя, Франкфурт-на-Майне.

Его младший брат Филипп приехал в Рим в 1815 году и присоединился к течению позже других, но именно ему принадлежит значительная роль в выражении и реализации принципов, сформированных назарейцами.

В 1816 году Филипп Фейт получил работу по украшению люнетов в Браччо Нуово, нового крыла галереи Кьярамонте в Ватикане.

Люнет - в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами.



Вид фрески "Торжество Религии" работы Филиппа Фейта в люнете галереи Кьярамонте в Ватикане. Фотография Давида Макки.

Галерея Кьярамонте была оформлена под руководством Антонио Кановы в 1805-08 годах по решению папы Пия VII Кьярамонте, бывшего на Святом престоле в 1800-1823 годах. Галерея представляет собой арочный проход длиной около 300 метров, известный как Коридор Библиотеки (Corridore della Libraria). Она была спроектирована Браманте в XVI веке, чтобы соединить Папский дворец с дворцом Бельведер. В 1805-1806 годах по проекту Рафаэле Стерна к галерее было пристроено новое крыло Браччо Нуово.

Украшение люнетов Браччо Нуово в галерее было предпринято по случаю прибытия в Рим партии античной скульптуры, возвращенной из Франции. Фрески были призваны прославить культурную политику папы Пия VII, способствовавшего вместе с Антонио Кановой возврату увезенных, то есть украденных Наполеоном шедевров.

Фреска Филиппа Фейта произвела впечатление, и возник спрос на более компактное воспроизведение аллегорической фигуры Религии с фрески. Только по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма III в 1823 году Фейтом было выполнено две копии «Торжества Религии», но были и другие.

Вскоре после приезда Филиппа Фейта в Рим он в числе четверых назарейцев получил работу по росписи фресками квартиры прусского консула в Риме Якова Людвига Соломона Бартольди, расположенной в палацо Дзукари на площади Тринита деи Монти. Я уже отмечала, что Фейты были в свойстве с Соломоном Бартольди через их родного дядю Авраама Мендельсона Бартольди. Фамилия Бартольди появилась у Соломонов после их крещения в католичество, а Авраам Мендельсон, женившись на Лее Соломон Бартольди, тоже перешел в католичество и добавил к фамилии Мендельсон вторую фамилию жены - Бартольди.



Филипп Фейт. Фреска из Casa Bartoldi Иосиф и жена Потифара. 1816 год Из Старой Национальной галереи в Берлине.

Создание фресок в апартаментах консула Соломона Бартольди на третьем этаже палаццо Дзукари было начато в октябре 1816 года. Фрески выполняли Петер фон Корнелиус, Фридрих фон Шадов, Филипп Фейт и Иоганн Овербек.

Все четверо приготовили картоны, являвшиеся эскизами фресок. Они были представлены на суд посланника Пруссии в Риме, Бертольда Георга Нибура, фактически выполнявшего тогда функции министра правительства Пруссии, и получили его одобрение. Требовалось, чтобы фрески, предназначенные украсить дом прусского консула, выражали "общечеловеческие" идеи.

Выбранные художниками сюжеты из жизнеописания святого Иосифа отвечали целям назарейцев в создании «ново-немецкого религиозно-патриотического искусства». Католическая церковь толковала эпизоды из жизни Иосифа как пролог к историй жизни Иисуса Христа.



Иоганн Фридрих Овербек. Фреска из Casa Bartoldi Иосиф, проданный братьями в рабство. 1816 год. Из Старой Национальной галереи, Берлин

Зал предстояло расписать восемью фресками. В марте 1817 года фрески были окончены, и консул Соломон Бартольди сообщил в письме канцлеру Пруссии Карлу Августу фон Харденбергу:

«Я пожертвовал более половины своего жалованья на то, чтобы дать этим молодым людям возможность сделать себе имя, и я чувствую себя вознагражденным тем, что их работа увенчалась успехом и даже сделала честь обществу и нации».

Заказчик был доволен.

Для знакомства с работами четверых назарейцев в Берлине (и для роста их популярности, естественно) Соломон Бартольди предложил им выполнить уменьшенные акварельные копии фресок, которые были отосланы в Берлин в дар королю Фридриху Вильгельму III. Акварельные копии были показаны на выставке Берлинской академии осенью 1818 года, а пять из них до настоящего времени хранятся в Старой Национальной галерее в Берлине.



Петер фон Корнелиус. Фреска из Casa Bartoldi Иосиф, узнанный братьями. 1816 год. Из Старой Национальной галереи, Берлин.

Сами фрески, предназначенные для частного помещения прусского консула, не предназначались для публичной экспозиции. Но показ акварельных копий в Берлинской академии позволил привлечь к ним внимание широкого круга публики.

Яков Людвиг Соломон Бартольди вышел в отставку и вскоре умер в Риме в 1825 году в возрасте 46 лет.

Фрески, которым в палаццо Дзукари в последующие годы не уделялось должного внимания, были владельцами палаццо проданы Пруссии, в 1886-87 годах сняты и перевезены в Старую Национальную галерею в Берлине, где они сейчас и находятся.

Филипп Фейт написал фреску «Иосиф и жена Потифара» на потолке зала. Стилистически рисунки к фрескам свидетельствуют, что их авторы вдохновлялись творчеством Рафаэля, Луки Синьорелли, Микеланджело, Мантеньи...



Фридрих Вильгельм фон Шадов. Фреска из Casa Bartoldi Плач Якова. 1817 год. Из Старой Национальной галереи, Берлин.

Фрески в палаццо Дзукари стали событием в художественной жизни Рима и вызвали отклики в прессе. Технологии создания популярности известны с древности, просто каждая эпоха, каждое время обладала своими инструментами. Искусство назарейцев, эпигонское и подражательное по своей сути, было все больше на слуху - о них заговорили в салонах, а имена художников приобретали известность.

Назарейцы вначале своего объединения не ставили целью организацию совместных выставок, однако в 1819 году их общая большая выставка состоялась в палаццо Кафарелли-Клементино на Капитолийском холме, где находилась резиденция прусского посланника Бертольда Георга Нибура, и при его активном покровительстве.

Выставка была приурочена к прибытию в Рим австрийского императора Франца I. Выставке также способствовали прусский консул Яков Людвиг Соломон Бартольди и жена прежнего прусского консула Вильгельма фон Гумбольдта, Каролина фон Гумбольдт. Она была названа «Ново-немецкое религиозно-патриотическое искусство» («Neudeutsche religios-patriotische Kuпst»).



Филипп Фейт. Торжество Религии. Копия с фрески. 1819 год. Холст, масло. Размер 194 х 124 см. Из Старой Национальной галереи в Берлине. У ног Религии и основания креста лежат инструменты пыток ранних христиан.

Впоследствии выставки назарейцев (или с их участием) проходили в Риме в 1822, 1825, 1826, 1827 и 1828 годах. В выставках nринимали участие также художники молодого поколения назарейцев. Эти эксnозиции обычно были nриурочены к nосещению города знатными особами и освещались в газете Berliner Kunstblatt.

На выставке 1819 года Филипп Фейт выставил копию «Торжества Религии».

Известность назарейцев росла. Их намерение во фресковой живописи «выразить величие эпохи и дух нации», получило развитие в росписях казино Массимо в Риме. Этот небольшой павильон располагался в парке виллы принца Карло Массимо.



Акварель неизвестного художника с изображением Казино Джустиниани Массимо (Casino Giustiniani Massimo), построенное между 1605 и 1618 годами по проекту Карло Ломбарди.

Павильон - здание в стиле позднего маньеризма - это то, что сейчас осталось от виллы Джустиниани Массимо, построенной между 1605 и 1618 годами по приказу маркиза Винченцо Джустиниани. Маркиз представлял себе свой дом как загородную виллу в городе, где он мог бы отдохнуть от «тягот» аристократической жизни. В начале девятнадцатого века, в 1802 году, вилла стала собственностью маркиза Карло Массимо. Позже имущество перешло к семье принца Ланчеллотти, которая передала сады городскому совету, а остальное было продано францисканцам.

Назарейцам предстояло украсить фресками со сценами описанными в произведениях Данте, Ариосто и Тассо три зала в этом павильоне на первом этаже. Эти поэты и их произведения признаны в Италии краеугольными в здании итальянской литературы. В мировой литературе эти авторы и их творения не равны по своему содержанию: глубокое содержание "Божественной комедии" нельзя сравнивать с авантюристическими приключениями, представленными в поэзии Ариосто и Тассо.



Вид центральной комнаты на первом этаже в казино Массимо, расписанной фресками из "Неистового Роланда" Людовико Ариосто.

Центральную комнату павильона на вилле Массимо расписали сценами из «Неистового Роланда» Людовико Ариосто, левую - сценами из «Божественной комедии» Данте Алигьери, а правую - сценами из «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо.

Больше всего известна «Божественная комедия» - вчера даже наша четырнадцатилетняя внучка, собираясь лететь на неделю в Сочи, вознамерилась взять Данте с собой в дорогу и на каникулы, «чтобы читать в дороге». Но мои скептические вопросы послужили причиной тому, что взяла она «Франкенштейна» Мэри Шелли. Мой прогноз негативный  - ей не нужно ни то, ни другое.

А желание это читать есть ничто иное, как обычная драматическая и псевдо интеллектуальная поза. «Прочитав» два года назад «Портрет Дориана Грэя» Уайльда, она даже сюжет не помнит, поскольку «прочитала» слова, но не постигла содержание.

Для полного понимания происходящего на стенах казино Массимо, необходимо хорошо знать содержание перечисленных литературных произведений. Иначе для смотрящего - это всего лишь отвлеченный видеоряд.



Фрески со сценами из "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо.

Цикл фресок в казино Джустиниани Массимо - одна из немногих работ назарейцев, сохранившихся в Риме до настоящего времени. Они находятся в отличном состоянии.



Фрески со сценами из "Божественной комедии" Данте Алигьери.

Данте считался наследником средневековой поэзии, первым среди тех, кто создал мифологию, основанную на идее величия христианства и католической веры как наивысшей степени религиозности. Католицизм заключал в себе все лучшее, что есть в христианстве. Рыцарство же было неотъемлемой частью христианства и католицизма.



Потолок "Рай" в комнате с фресками из "Божественной комедии" Данте, расписанный Филиппом Фейтом.

По разным причинам работы по украшению фресками трёх комнат в казино Джустилиани Массимо велись целых двенадцать лет и были завершены уже при новом владельце виллы - Массимилиано Массимо.

Первоначально для работы были наняты трое: Питер фон Корнелиус готовил картоны для сцен из Данте, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - из Ариосто, Иоганн Фридрих Овербек - из Тассо.



Йозеф Антон Кох. Корабль раскаявшихся душ из сцен к "Божественной комедии" Данте. 1827- 1829. Фреска в Казино Массимо, Рим.

Корнелиус в 1818 году уехал из Рима в Мюнхен, чтобы по приглашению Людвига I Баварского работать над украшением Мюнхенской глиптотеки. Фрески в глиптотеке в Мюнхене не сохранились - погибли во Вторую мировую войну. Впоследствии Корнелиус стал первым директором Дюссельдорфской академии художеств.

Работу Корнелиуса продолжил Филипп Фейт, расписавший сценами «Рая» только потолок комнаты. Сцены из «Чистилища» и «Ада» расписывал Йозеф Антон Кох, а Франц Хорни писал гирлянды из цветов и фруктов.



Йозеф Антон Кох. Фрагмент сцены из "Ада". Фреска. Казино Массимо, Рим.

Писавший фрески со сценами из «Освобожденного Иерусалима» Овербек оставил работу в 1827 году. Дописывал их Йозеф фон Фюрих, добавивший на стены фигуры новых владельцев: Массимилиано Массимо с его женой Кристиной Саксонской и их двумя детьми, Барбарой и Витторио. По приказанию Кристины Саксонской некоторые особенно откровенно обнаженные фигуры были «приодеты».

Сцены из Тассо, созданные Карольсфельдом, посвящены любовным похождениям основателей династии Д'Эсте в сочетании со сценами из военного средневекового эпоса: на своде изображены победоносные сражения паладинов с неверными, а на стенах сцены из разных военных событий.



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Въезд Карла Великого в Париж. 1822- 1827годы. Фреска Казино Массимо, Рим

В росписях залов в казино Массимо были выражены идеи христианства, католицизма и рыцарства - те идеи, что были главными в программе эстетических взглядов назарейцев.

Течение назарейцев распадалось на отдельные личности. Связи и покровительство назарейству со стороны представителей власти были причиной, что художники средней одарённости, как Питер фон Корнелиус, получали прижизненные почести и славу, которыми были обделены многие значительные таланты.

Постепенно большинство художников, когда-то входивших в течение назарейцев, уехали из Италии. Кто-то вернулся в Германию, в Австрию, вернувшись в лоно академизма, кто-то уехал в Париж или Лондон.

Филипп Фейт жил в Риме до 1830 года. В 1819 году умер его отец, оставив немалое наследство своим двум сыновьям. В 1821 году Филипп женился на 13-летней Каролине, дочери скульптора Джоакино Пулини (Gioacchino Pulini), у которого он снимал квартиру. У Филиппа и Каролины родились пятеро детей.

До своего отъезда из Рима во Франкфурт в 1830 году Филипп Фейт создал картину для часовни Непорочного зачатия капеллы Орсини в церкви Тринита деи Монти.



Филипп Фейт. Коронация Мадонны в часовне Непорочного зачатия в капелле Елены Орсини в церкви Тринита деи Монти, Рим. 1830 год.

Ранние немецкие романтики связывали рыцарское Средневековье с современностью XIX века, полагая, что идеалы рыцарства способны обратить общество к добродетели, поиску патриотических и нравственно возвышенных идеалов, преодолеть проявления варварства и жестокости, возродить истинно христианскую мораль.

По словам А. Шлегеля, "С привнесением христианских воззрений, из сурового, но честного героизма северных завоевателей возникает рыцарство, задача которого состоит в том, чтобы благодаря введению свято чтимых обетов предотвратить злоупотребление силой и оружием".

Еще в XVIII веке английский писатель Сэмюэль Джонсон сказал: "Ад вымощен благими намерениями". Благие намерения немецких романтиков точно умостили участок в Аду, ибо дальнейший ход истории показывает, что их возвышенные намерения "преодолеть проявления варварства и жестокости" не только не являлись препятствием, но и способствовали проявлениям истинной бесчеловечности и уничтожению Европы под рыцарским знаменем "сурового, но честного героизма северных завоевателей".

Фейт, Рим, назарейцы

Previous post Next post
Up