Отставной полковник Глебов в группе художников.

Jan 22, 2020 10:26


Сергей Львович Левицкий (Львов-Львицкий) был незаконнорожденным сыном сенатора Льва Алексеевича Яковлева. Лев Алексеевич был родным братом Ивана Алексеевича Яковлева, считающегося отцом незаконнорожденного Александра Ивановича Герцена. Если бы незаконные отцы Левицкого и Герцена соблюдали гражданские и церковные законы и жили в браке, то Сергей Львович и Александр Иванович носили фамилию Яковлевы, были бы наследниками старого дворянского рода, состояли в родстве с князьями Мещерскими,  другими знатными фамилиями... Они были бы двоюродными братьями. А так, они были непонятно кем друг другу - вроде братья, но незаконные. Как знать, если бы Герцен был сыном Яковлева по закону, то ведь не факт, что он стал бы звонить в свой «колокол».

Два этих человека совершенно по-разному перенесли свою незаконнорожденность. Один не стал выслуживать себе дворянства через получение чинов, увлекся дагерротипией, стал выдающимся фотографом и придворным фотографом Российских императоров, а другой решил из Лондона расшатывать основы российской государственности на деньги, полученные от крепостного владения своего отца, на российские деньги, приветствуя любое несчастье своей бывшей родины. Они ссорились и мирились, Сергей Львович выполнил известные фотографии Герцена, но они не питали друг к другу добрых чувств. Они своего рода антиподы.

Сергей Львович Левицкий вышел в отставку в 1844 году в чине коллежского секретаря (10 класс). Он был женат на Анне Беате Лейн, уроженке Дармштадта. На русский манер ее звали  Анна Антоновна. Сведения о том, когда и где он женился, разнятся. Также у старшего сына четы Левицких, художника Рафаила Сергеевича Левицкого, в разных источниках указаны разные годы рождения: в одних сообщается, что он родился в 1844 году, в других - в 1847. Поэтому, на основании известных сведений точно сказать, когда они поженились, нельзя.

Для совершенствования в дагеротипии Левицкий отправился за границу. Сначала он остановился в Вене,  где посетил и свел знакомство с производителем объективов Фохтлендером и его сыном. Он вспоминал, что  у Фохтлендера «купил два 3-х дюймовых объектива, из которых один был быстроработающий, стоивший 600 флор. с которым я и начал работать (цена двух объективов была 900 флор.)»

Как видно по этим приобретениям, Сергей Львович был готов тратить существенные средства на свое увлечение. Это я уже отмечала ранее: занятие дагеротипией было дорогостоящим и только хорошо обеспеченные люди могли себе позволить такое увлечение.

Из Вены через Триест и Венецию Левицкий приехал в Рим. Существуют источники, указывающие, что в Рим Сергей Львович приехал с молодой женой. Есть  впечатление, произведенное четой Левицких в Риме на русского художника-гравера Федора Ивановича Иордана, одного из тогдашних пенсионеров Императорской Академии художеств, впоследствии академика, высказанное им в мемуарных «Записках»:

«Красивый, молодой, бойкий Сергей Львович очаровывал всех, а возле него красовалась в высшей степени миловидная, кроткая и благородная в обхождении жена его Анна Антоновна. С первых дней их приезда в Рим я сделался их приятелем и остался таковым до сего дня (1880 г.)»

Это свидетельство противоречит сведениям, что Левицкий женился в Париже: в Париж он приехал уже после посещения Рима. В Риме Императорской Академией художеств была устроена колония русских художников, пенсионеров,  находящихся в Италии для совершенствования мастерства. Пенсион, предоставляемый  Академией художеств, позволял художникам, скульпторам, граверам, архитекторам  безбедно жить и заниматься по своей специальности.

Сергей Львович так описывал свое пребывание в Риме:

«...Меня встретил целый кружок русских художников: Ставассер, Рамазанов, Орлов, Мокрицкий, Гордон, Солнцев, Манигетти, Бенке, Алекс. Иванов, Бравур, Кливченко. Вращаясь постоянно во время моего пребывания в Риме в этом кругу, я развил художественный взгляд и инстинкт, так что мне удалось снять стереотипом группу всех земляков-художников, на небольшую размером - на полпластинку; это мое первое произведение удивило всех художников, которые кроме опытов съёмки дагерротипом римских зданий и памятников не снимали ничего».



Групповой портрет художников-пенсионеров Императорской академии художеств в Риме, снятый Сергеем Львовичем Левицким в 1845 году.



Традиция изучения итальянского искусства и совершенствования мастерства русскими художниками в Италии была заложена еще Петром I. В Италии было два центра, где российские художники  практиковались в своем искусстве: Рим и Венеция. Запечатленные на этом портрете художники, скульпторы, архитекторы прошли многолетний путь обучения в Академии художеств, окончили этот курс с золотыми медалями и получили  право на пенсион, чтобы усовершенствовать свои умения и знания в художестве в Италии.



Портрет с номерами тех персон, что запечатлены на портрете.

Ниже привожу сведения, указывающие, кто из персон запечатлен на групповом портрете Левицкого с датами жизни каждого и времени их пребывания в Италии

  1. Орлов  П.Н., (1812-1865),  (1841-1865),   живописец
  2. Рамазанов А.Н. (1817-1867),   (1843-1846), скульптор 
  3. Эппингер Ф.И.  (1816-1873),  (1841-1849),  архитектор 
  4. Бейне К.А.  (1816-1858),  (1841-1849), архитектор 
  5. Глебов - отставной кавалерийский полковник 
  6. Гоголь Н.В. - русский писатель. 
  7. Лавеццари А.К.  (1815-1881), ?, живописец 
  8. Моллер Ф.А.  (1812-1874),  (1839-1849), живописец 
  9. Щурупов М.А.  (1815-1901),  (1840-1855),  скульптор, архитектор 
  10. Михайлов Г.К.  (1814-1867), (1845-1850), живописец 
  11. Нотбек П.К.  (1824-1877),  (1849-1853), архитектор 
  12. Левицкий С.Л.   -   фотограф, сделавший эту  фотографию. 
  13. Ставассер П.А. (1816-1850),  (1841-1850), скульптор 
  14. Мариучча - известная римская натурщица. 
  15. Штернберг В.И. (1818-1845),   (1840-1845), живописец 
  16. Монигетти И.  (1819-1878),  (1839-1847), архитектор 
  17. Бравур А.А.  (1823-1905), ?,  архитектор 
  18. Мокрицкий А.Н.(1810-1870),  (1841-1849)   живописец

Благодаря этому групповому портрету у нас есть облик молодого Сергея Львовича Левицкого, так как именно он сидит во втором ряду второй слева под № 12.

Поскольку точно известно, что один из участников съемки этого портрета, молодой пейзажист Василий Штернберг, скончался в возрасте 27 лет от туберкулеза в Риме 8 ноября 1845 года, можно уверенно говорить, что съемка была выполнена до даты его смерти.

Один из участников съемки, Николай Рамазанов, писал о смерти Штернберга:

«Накануне, 7 ноября 1845, вечером мы были у бедного Штернберга и я читал во всеуслышанье «Шинель» Гоголя, а 8 ноября в 9 часов утра Штернебрга не стало! Он оставил нас навсегда.  С него сняли маску и будет сделан мраморный памятник с медальоном или с его бюстом. Он был лютеранин и потому после краткой и прекрасной проповеди пастора, мы с ним простились и положили его подле могил Петровского и Томаринского. Не желая изменять обычаю наше земли, мы помянули его в ближайшей остерии, откуда видно кладбище, и пропели ему вечную память. Рано умер, а какой был талант, умница и доброта».

Из восемнадцати персон, участвовавших в съемке, четырнадцать обучались в Императорской Академии художеств. Известны все участники съемки, и скорее всего, отставной кавалерийский полковник Глебов тоже оказался в этой компании не случайно. Считается, что Сергей Львович снял портрет Гоголя, который по мнению многих является  центральной фигурой этого портрета, однако именно лицо отставного кавалерийского полковника Глебова мне видится местом симметрии этого живописного собрания.

Из приведенного выше отрывка воспоминаний С.Л.Левицкого, как он снял этот групповой портрет, видно, что он снимал группу художников, а не Гоголя. В творческом смысле Левицкий решал интересовавшую его задачу сделать групповой портрет, а не сфотографировать писателя Гоголя, который, конечно, в то время уже был известен, но не был тем, чем он стал впоследствии - классиком русской литературы. На тот момент Гоголь для Левицкого мог быть частью русской художественной колонии в Риме, соотечественником. Поэтому, я считаю, что значение присутствия Гоголя на съемке группы художников было существенно преувеличено позднее.

Гоголь был снят в окружении людей, составивших цвет российского искусства XIX века. Произведения этих людей находятся в самых знаменитых музеях мира. Тот факт, что их имена не известны широкой публике так же, как имя Гоголя, этот проблема художественной необразованности широкой публики, а не оценка таланта.

Гоголь уехал из России в июне 1836 года. В конце марта 1837 года он прибыл в Рим, где первоначально поселился «в доме Джованни Массучи на улице Святого Исидора (№ 17) напротив церкви Святого Исидора, близ площади Барбьерини».  Пребывание Гоголя в Италии совпало с одним из наиболее ярких периодов существования русской художественной колонии в Риме.

К дате съемки портрета Левицким Гоголь жил в Риме уже вторично. Он временно выезжал в Россию и вернулся в Италию в 1840 году. По свидетельству уже цитированного мной Федора Иордана,

«Люди, знавшие его и читавшие его сочинения, были вне себя от восторга и искали случая увидеть его за обедом или за ужином, но его несообщительная натура и неразговорчивость помаленьку охладили этот восторг. Только мы трое: Александр Андреевич Иванов, гораздо позже Федор Антонович Моллер и я оставались вечерними посетителями Гоголя, которые были обречены на этих ежедневных вечерах сидеть, и смотреть на него, как на оракула, и ожидать, когда отверзнутся его уста»

Поддавшись художественному настрою своего окружения в Риме, Гоголь тоже брал уроки живописи с Жуковским, который сопровождал цесаревича Александра Николаевича в пребывание его в Италии в 1838-39 годах. Кроме того, известно, что еще  когда Гоголь в 1829 году приехал  в Петербург, он в качестве вольноприходящего ученика «три раза в неделю» усердно посещал классы Академии художеств, где «просиживал два часа». Получается, что Николаю Васильевичу не были чужды занятия живописью на досуге и уже потому он мог присутствовать среди художников. Нет никаких сведений, свидетельствующих о том, что Сергей Левицкий уговаривал Гоголя участвовать в съемке, что ради съемки Гоголя был устроен этот сеанс, что съемка Гоголя  была целью Левицкого.

Групповой портрет художников  с Гоголем впоследствии стал материалом для создания его персонального фотографического портрета.

Я думаю, Гоголю предложили, он согласился участвовать в съемке. Кстати, на этом портрете также присутствует художник Аполлон Мокрицкий, давний приятель, или как назвал его Гоголь, «мой однокорытник из Нежина» - однокашник Гоголя, выпускник Нежинской гимназии высших наук .

В начале 1840-х годов, вскоре после возвращения Гоголя из России, куда он ездил по семейным делам, русская художественная колония в Риме пополнилась  талантливыми выпускниками, направленными в Италию для повышения своего мастерства. Там собрались: архитекторы Н.Бенуа и А.Резанов, скульпторы П.Ставассер, Н.Рамазанов, К.Климченко, художники В.Штеренберг, П.Орлов, братья Чернецовы,  Антон Иванов... К этому времени относится написанный одним из близких Гоголю художников, Федором Антоновичем Моллером, его хорошо известный «парадный»- с золотой цепочкой - живописный портрет. Репродукции с этого портрета висели в кабинетах литературы в советских школах. На дагерротипном портрете Левицкого Федор Моллер стоит справа от Гоголя под № 8, между ними акварелист Андрей Лавеццари. Федор Антонович облачен в темный плащ, на голове - модная широкополая шляпа.



Ф.А.Моллер, "Портрет Н.И.Гоголя" - "парадный" Гоголь с несвойственной ему улыбкой, которая по свидетельству В.П.Анненкова «никогда не составляла главной принадлежности его лица». Портрет находится в собрании Государственного Русского музея в Петербурге.

По мнению гравера Федора Иордана,

«Его портрет, написанный Моллером, - верх сходства. Мне пришлось два раза гравировать с него»

Действительно,  Федором Иорданом сначала в 1857 году был исполнен оттиск этого портрета в технике пунктира для издания «Сочинений и писем Н.В.Гоголя», а затем в 1864 году была исполнена  гравюра резцом на стали для нового собрания сочинений писателя.



Гравированный портрет Н.А.Гоголя с портрета Ф.Моллера (надпись внизу слева), гравер Ф Иордан (надпись внизу справа) из издания П.А.Кулиша, 1857 года, Санктпетербург, "Сочинения и письма Н.А.Гоголя"

Сам Н.В.Гоголь в «Завещании» 1845 года писал, что «моллеровский портрет - единственно схожее изображение».

Известно, что писатель, проживая в Риме, испытывал материальные трудности и чтобы обеспечить себе существование в Риме, обратился с просьбой дать ему секретарскую работу к Павлу Ивановичу Кривцову, служившему первым секретарем посольства России в Италии, который с января 1840 года до конца 1843 года был начальником русских художников, посылаемых Академией в Италию. Работу эту Гоголь не получил и сильно обиделся на Кривцова. Материальные трудности были фоном творчества для многих писателей и творческих личностей. Они же были и главным стимулом самого творчества: мы не имели бы подавляющего числа литературных творений, музыки  и картин, если бы авторы не нуждались в деньгах.

На момент создания группового портрета художников в 1845 году Сергей Львович Левицкий, как и Герцен, обеспеченный своим отцом, сенатором Львом Алексеевичем Яковлевым, не испытывал материальных трудностей и творил из интереса  к процессу творчества. Материальное положение Левицкого пострадало в годы Французской революции 1848 года - он вложился в акции французских компаний, которые сильно упали в цене из-за революции. Герцен же, напротив, с весны 1848 года становится клиентом банка "Братья де Ротшильд" в Париже и его материальное положение от этого становится прочнее.

Из Рима Левицкий уехал в Париж, где  познакомился с Дагерром и в  Сорбонне прослушал курс химии Ж. Дюма. Он так описывал этот период:

Париж мне так понравился, что я решил там пожить. В то время приехал наш академик Якоби, изобретатель гальванопластики, и мне очень часто приходилось проводить вечера в этом ученом кругу, - кстати приехал так же и мой учитель Фричш, приятель Якоби. Таким образом я всё время питался наукой.

Потерявший значительную часть своего денежного состояния в годы революции во Франции, Сергей Львович решил заняться делом - устроить свою дагеротипную мастерскую, коммерческое заведение для снятия портретов посредством светописи. Жена Левицкого, Анна Антоновна, поддержала его начинание с одним условием: чтобы семья возвратилась в Петербург и там Левицкий открыл свое светописное заведение. Так Французская революция вернула Левицкого в Россию и сделала одним из начинателей российского фотографирования. В 1849 г. открывается «Дагерротипное заведение Сергея Левицкого в Петербурге против Казанского собора, д. Имзена, вход с Невского проспекта в 3 этаже налево». Текст с  фирменной этикетки, сохранившейся на одном из дагерротипов собрания Государственного Исторического музея. Адрес расположения мастерской Сергея Левицкого  с 1849 по 1859 год Невский проспект, дом 28. Здание, в котором работала мастерская, не сохранилось.

Итак, все ясно с теми художниками, кто участвовал в съемке портрета Левицким в Риме в 1845 году, кроме одного: кто такой  отставной кавалерийский полковник Глебов и почему он оказался на дагерротипе. Среди военных Глебовых были полковники, но не все они вышли в отставку в этом чине, не обязательно служили в кавалерии, не дожили до 1845 года... Глебову на дагерротипе можно дать 40-45 лет. Видно, что его сильно старят обвислые усы.

Если бы усы были покороче и не свисали, придавая лицу печальное выражение, а были как вот на этом портрете, то Глебов на дагерротипе выглядел бы моложе.



Портрет поручика лейб-гвардии Конно-пионерного эскадрона Федора Петровича Глебова-Стрешнева работы художника Карла Гампельна, середина 1830-х годов.

На 1830 год Глебов был прапорщиком. Имел за участие в боевых действиях  серебряную медаль за Турецкую войну. Через два года, в 1832 году, Федор Петрович был в чине подпоручика и имел орден Святой Анны с надписью "за храбрость".

Портрет Федора Петровича Глебова-Стрешнева кисти Василия Андреевича Тропинина неведомо как оказался на Кубани в собрании Краснодарского краевого художественного музея. Наверное, это было по воле большевиков, стремящихся «отнять и поделить» художественные ценности равномерно на все музеи во имя равенства и братства.



Василий Андреевич Тропинин, 1840 год. Портрет ротмистра Федора Петровича Глебова-Стрешнева.

На портрете кисти Тропинина усы у Глебова уже не такие бодрые и веселые, как на портрете работы Гампельна.

Есть еще портрет Федора Петровича Глебова-Стрешнева. Вот он.



Портрет Федора Петровича Глебова-Стрешнева работы неизвестного художника.

Тут уже усы такие, как у отставного кавалерийского полковника Глебова на дагерротипе Левицкого...

После некоторых размышлений я пришла  к версии, что участником съемки на дагерротип Левицким группы художников в Риме в 1845 году мог быть именно Федор Петрович Глебов-Стрешнев. Известно, что он вышел в отставку в 1846 году по болезни. Очень вероятно, Глебов приезжал в Италию лечиться. Гоголь мог познакомиться с Глебовым на почве общих для них проблем со здоровьем. Это только пустые предположения. Фактов нет.

Увы, пока мне не удалось выявить связь  полковника Глебова с кем-либо из перечисленных персон, участвовавших в съемке. Остается надеяться, что в чьих-то воспоминаниях, письмах или дневниках доведется наткнуться мне на упоминание его знакомства с Гоголем, Левицким или еще с кем-то...

дагерротип, Иордан, Левицкий, Гампельн, Глебовы-Стрешневы, Тропинин, Гоголь, Яковлевы, Герцен, Императорская Академия художеств

Previous post Next post
Up