Столовые натюрморты Осиаса Берта

Oct 01, 2022 17:59


Это репост статьи с моего канала на Яндекс Дзен. В ней рассматриваются некоторые картины с изображением столовых натюрмортов работы художника Осиаса Берта, созданные им в Антверпене в первой четверти XVII века.

Осиас Берт Старший или I (Первый) был одним из пионеров создания столовых натюрмортов в Антверпене. Он специализировался в этом жанре в то время, когда создание таких работ было почти анонимным. На настоящее время в мире известно более двадцати работ художника (и число их растет) с его автографами или монограммами, а число достоверно атрибутированных работ Берта не превышает пятидесяти.

Из двадцати подписанных работ Берта ни одна не датирована. Поэтому датировка ряда его работ, выполненных на медных пластинах, основана на клеймах этих медных пластин, выполненных меднолитейщиком мастером Питером Стасом, у которого художник приобретал медные пластины.

Питер Стас в начале первого десятилетия XVII века менял клеймо, и в зависимости от вида клейм на пластинах, можно определить время, когда приблизительно были художником написаны на них натюрморты.

Столовые натюрморты Осиаса Берта являются изображениями богатых блюд, поданных на стол в красивой дорогой посуде. Его композиции характеризует уравновешенность, а составляющие их предметы выполнены с особым тщанием и вниманием к деталям.



Например, вот на этом натюрморте тщательно подобранным и расставленным предметам - серебряной чаше на высокой ножке тацце (от итальянского tazza) со сладостями, апельсину, оловянной тарелке с устрицами и двум фужерам - в композиции отведено равное значение. Предметы расположены ярусами от заднего плана к переднему и занимают большую часть картины. Ни один предмет не подчинен другому.



Осиас Берт I. Устрицы на оловянной тарелке, сладости и печенье в серебряной тацце с двумя бокалами вина в венецианском стиле и апельсин в нише. Масло на медной пластине. Реверс имеет два клейма мастера Питера Стаса, работавшего в Антверпене в период 1587-1610 годов. Размеры 49,7 x 37,5 см. Изображение с сайта аукциона Sotheby's (Рис.1)

Чтобы добиться более полного представления зрителю каждого объекта, Берт использовал глубокую перспективу, которая позволяет показывать каждый объект одновременно спереди и сверху. Взору зрителя открывается изысканная серебряная тацца, замысловатые стеклянные детали бокалов в венецианском стиле, аморфность устриц, контрастирующая с гладкой округлостью поверхности апельсина.

Фактически Осиас Берт - это вновь открытый в XX веке художник начала века семнадцатого. Учитывая четыре века, прошедшие со времен его жизни, трудно рассчитывать на подробное описание его жизни, изобилующее большим количеством разных сведений.

Наряду с Яном Брейгелем Старшим Осиас Берт является одним из ярчайших художников натюрморта в Антверпене рубежа семнадцатого века, когда кроме них несколько известных нам фламандских художников писали роскошные настольные натюрморты, чтобы порадовать зрителя и продать свой товар, но ни один из них не смог превзойти Осиаса Берта.

Тщательно изготовленные и подобранные столовые предметы, наполненные дорогими деликатесами, изображенные художником, прославляют мир изобилия и красоты стиля. В разработке столовых натюрмортов Берта можно считать пионером.



Осиас Берт. Блюда с устрицами, фруктами и вином. Время создания 1620-1624. Размеры 52.9 x 73.4 см. Изображение The National Gallery of Art, Нью-Йорк, США. (Рис. 2)

Особенное место на его натюрмортах имеют изображения праздничных кулинарных изысков той эпохи, например, те, что можно увидеть на картине «Блюда с устрицами, фруктами и вином» из Национальной галереи искусств в Нью-Йорке.

Перед зрителем одиннадцать устриц лежат на оловянной тарелке: они кажутся настолько натуральными и жидко-текучими, что можно представить, как устрицы выскальзывают из своих жемчужно-белых раковин. Лежащие рядом на столе две экзотические ракушки из южных морей подчеркивают исключительную редкость предметов и блюд. Справа на переднем плане чаша китайской керамики Ван Ли полна роскошными сладостями, украшенными сусальным золотом. Две другие китайские чаши на заднем плане переполняют изюм, инжир, миндаль и каштаны. В центре стола находится керамическая тацца со сладостями-комфитами: покрытыми сахарной глазурью корицей, миндалем, анисом. Паста из айвы в деревянных коробочках - еще один деликатес, которым наслаждались богатые люди по особым праздникам.

К XVI веку кондитеры научились искусству придания нужного цвета айвовой пасте, меняя технологию ее приготовления: быстрое кипячение давало слегка оранжевый цвет, а медленное, но долгое кипение под крышкой давало более глубокий коричневый цвет. Для усиления цвета добавляли сок барбариса или кошениль.

В конце XVI века деликатесы из айвы, полученные из португальского сорта айвы мармело (marmelo) с высоким содержанием пектина, придавали разные формы с нанесением на них рельефных узоров или геральдических гербов знатных особ. Так появился мармелад.

В фармакопее считалось, что паста из айвы, ее отвары и желе способствуют пищеварению, поэтому их подавали в конце еды - на десерт, как принято сейчас.

На заднем плане справа оловянная тарелка с обжаренными в масле и посыпанными сахаром и корицей каштанами.



Осиас Берт. Блюда с устрицами, фруктами и вином. Фрагмент с бокалами вина. (Рис. 3

Элегантные стеклянные сосуды в венецианском стиле, изготовленные фламандскими мастерами, наполнены красным и белым вином.

Берт свел к минимуму наложение предметов друг на друга, представив сцену с точки зрения на стол сверху. Гамма белого меняется от приглушенных меловых тонов сладостей до перламутрового блеска устриц. Мастерство художника проявляется в передаче отражений устриц на оловянной тарелке и в тонком изяществе винного графина в венецианском стиле «façon de Venise», форма которого отражает свет из окна его студии (Рис. 3).



Осиас Берт. Блюда с устрицами, фруктами и вином. Фрагмент отражения раковин устриц в оловянной тарелке. (Рис. 4)

Известно, что Осиас Берт родился около 1580 года в Антверпене. По-видимому, труд художника не сделал его богатым и кроме рисования Берт торговал пробкой. Он прожил всю свою жизнь в Антверпене, дом Берта, под названием "Король мавров" (den Koning der Mooren), располагался в довольно скромном районе города.

В 1596 году он стал учеником малоизвестного Андриса ван Басероо, а в 1602 году вступил в антверпенскую гильдию святого Луки.

Вскоре после вступления в гильдию он взял своего первого ученика, Ганса Икенса. В 1606 году Берт женился на Маргарите Икенс (умерла в 1646-1647 годах). Их сын, Осиас Берт Младший II (1622-ок. 1678), стал художником, успешно работавшим в стиле отца. Впоследствии у Берта было еще пять учеников, среди них племянник его жены Франс Икенс (1601-1693), обучавшийся у Берта в 1615 году, и Паулюс Понтиус (1603-1658) - в 1616 году. Сын, а также ученики Берта, создали копии и варианты его картин, сохранившиеся до наших дней.

У Берта были посмертные последователи, потому что работ другого качества, которые полностью или в значительной степени выполнены в его стиле, но не его собственной рукой, предостаточно.

Известно, что Берт-старший с 1615 года до своей смерти в 1624 году был членом общества - палаты риторики Олифтак (de Olijftak), что означает Оливковая ветвь.



Натюрморт с устрицами и оливками на оловянных тарелках вместе с серебряной емкостью для специй, кубком из перламутровой раковины наутилуса и китайской фарфоровой миской эпохи Мин с сахарным печеньем приписывается Осиасу Берту и его окружению. Антверпен. Масло на медной панели. Размер 51,2 х 80,7 см. (Рис. 5)

Устрицы, бывшие в те времена роскошным деликатесом, в сочетании с кондитерскими изделиями разных видов в окружении дорогой посуды были написаны художником не раз. В данном случае дорогой посудой являются серебряная емкость для специй, золотой кубок из перламутровой раковины и фарфоровая китайская миска. Исследователи полагают, что емкость для специй был испанского или фламандского происхождения, а впечатляющая чашка с наутилусом, вероятно, немецкого происхождения. Китайскую фарфоровую посуду Ван Ли эпохи Мин в Голландии называли краак. Название это связывают с тем, что первые фарфоровые предметы попали в Голландию с португальских захваченных кораблей, называвшихся карарки. Китайский фарфор был был очень дорогим и был доступен только очень богатым людям.

Оливки тоже пища для богатого застолья. Дополняет это богатство белая булочка. Надо отметить, что белый хлеб еще долгое время во всех странах оставался продуктом роскоши.

Похожий кубок из перламутровой раковины наутилуса, отделанный золотом, художник нарисовал на другом натюрморте с уже хорошо другими знакомыми нам атрибутами его картин, добавив к ним яркое красное тело лобстера. Красного цвета не так много в столовых натюрмортах Берта, и яркий лобстер компенсирует недостаток красного.



Осиас Берт. Натюрморт с лобстером. Был записан в 1951 году как произведение из Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels, но мне на сайте музея найти его не удалось. (Рис. 6).

Лежащий на металлическом блюде лобстер отражается в его блестящей поверхности - мы видим его брюшко и хвост!)



Осиас Берт. Натюрморт с китайскими мисками с черешней и земляникой. Около 1608 года. Масло на медной панели. Размеры 49,4 x 65,5 см. Из Берлинского государственного музея, Германия. (Рис. 7).

Эта натюрмортная композиция являет для нас начало развития этого жанра. На картине изображены две драгоценные китайские фарфоровые миски краак (фарфор Ван Ли эпохи Мин), наполненные клубникой и черешней, оловянная тарелка с оливками и три стеклянных дорогих сосуда, наполненные винами и водой. Белая булочка, по всей видимости, сдобренная взбитыми сливками между ее двух частей, дополняет богатство десертного стола.

Есть другой вариант натюрморта с черешней и земляникой:



Осиас Берт. Натюрморт с китайскими мисками с клубникой, черешней и шелковицей. Масло, медная панель. 1605-1615 годы. Из собрания Рексмузеум (Rijksmuseum). (Рис. 8)

На оловянной тарелке нарезанный артишок, рядом нож, половинка белой булочки, ремёр с белым вином, на заднем плане мерцает бокал в венецианском стиле с красным вином, слева стоит серебряная емкость для специй.

Ракурс сверху, с которого художник показывает нам это пиршество на обоих натюрмортах, как и на многих других, позволяет обеспечить беспрепятственный обзор всех изображенных предметов.

В отличие от представленных выше столовых натюрмортов Брета на натюрморте из Берлинского музея и из Rijksmuseum'а с черешней и земляникой изображены насекомые - муха, бабочка, стрекоза. Возможно, это послужило причиной, что картины оказались под огнем псевдоученых толкователей-иконологов, которые в любом изображенном предмете на произведении искусства ищут скрытый смысл, выдавая его за художественный смысл, но если написанное ниже есть смысл художественный, то писавшие эти "смыслы" ничего в искусстве не способны понять.

Например, вот как истолковано содержание этого натюрморта кураторами Берлинского государственного музея у себя на сайте:

"Миски с земляникой и черешней символизируют мирское наслаждение и скоротечность, потому что это скропортящиеся продукты. Душу там изображает бабочка, а стрекоза обозначает сглаз и воплощенное зло".

Иное толкование предложено было на сайте BBC Culture:

"Миски с земляникой и черешнями символизируют людские души, за которыми охотится дьявол, которого тут символизирует стрекоза".

Не стоит мешать себе наслаждаться искусством старого голландского натюрморта и читать все эти иконологические бредни.

В заключение еще один столовый натюрморт Осиаса Брета, пожалуй, самый "сладкий", но не приторный).



Осиас Берт. Натюрморт с китайскими фарфоровыми мисками и оловянными тарелками со сладостями и каштанами, тремя предметами стеклянной посуды и булочкой на столе, покрытом скатертью. Масло на медной панели. Около 1610 года, о чем свидетельствует клеймо медника Питера Стаса и Антверпенской гильдии. С сайта аукциона Sotheby's. (Рис. 9).

В центре и слева на переднем плане находятся две китайских фарфоровых столовых миски Ван Ли, тип которых в голландском языке известен как краак. За ними две оловянные тарелки и три стеклянных сосуда: справа стеклянная чаша на ножке - тацца, кроме нее еще два стеклянных бокала, вероятно, изготовленные в Нидерландах, но выполненные в венецианском стиле. Центральный бокал наполнен красным вином, а тацца наполнена белым вином, которое мерцает, потому что оно игристое.

Это начало XVII века, ни о какой вдове Клико-Понсарден еще не известно, да и сам мифический монах-бенедиктинец, якобы открывший способ делать шампанское, известный как Дом Периньон, еще даже не родился на свет.

Берт предлагает зрителю восхититься изображением преломления света в бокалах. В бокале с красным вином отражается невидимое нам окно (Рис. 10) - прием, который он тоже повторял не раз.



Увеличенный фрагмент натюрморта с сосудами с вином и пирожными. (Рис. 10)

Обилие сладостей - сахарных конфет "комфитов", марципановых пирожных и других - на этом натюрморте Осиаса Брета подвигло меня поискать сведения о технологии их создания в ту эпоху. Это было время, когда в Европу стал поступать в значительных количествах рафинированный тростниковый сахар с тростниковых плантаций колоний Нового Света, обрабатываемых рабами. Импорт сахара в Голландию наладился к концу XVI века.

До этого Северная Европа не знал такого обилия сладкого. Появление достаточного количества сахара позволило заменять мед в качестве подсластителя. Сначала это произошло в фармакопее, а затем в кулинарии богатых портовых городов, таких как Антверпен.

На фарфоровой тарелке лежит засахаренный миндаль, смешанный с длинными белыми нитями "леденцов". Это крупные полупрозрачные сахарные кристаллы, выращенные из теплого раствора сахара в течение нескольких дней на палочках или нитях. Их приправляли цветочными эссенциями - розовыми или фиалковыми. Также покрывали сахаром семена аниса - до 70 слоев сахара.

Более крупные кондитерские изделия в виде овальных лепешек имели название, "манус кристи" (Manus Christi), или "рука Христа". Эти сладости стали известны примерно с 1600 года. Считалось, что они целебные, способны избавить от чумы и самых страшных болезней. Их готовили из сахарного сиропа на розовой воде, в расплавленный сахар добавляли сусальное золото. Самые дорогие рецепты ароматизировали мускусом или амброй, а в сахарный сироп при приготовлении добавляли молотый жемчуг. Затем делали из него лепешки, жидкий сахар застывал и становился драгоценной облаткой с сусальным золотом или серебром, но серебро использовали реже - оно темнело.

Сейчас есть энтузиасты-реконструкторы древних рецептов кондитерских и кулинарных изделий, и "манус кристи" в современном исполнении выглядит вот так:



"Манус Кристи" с сусальным золотом - современный вариант. (Рис. 11).

Известны разные рецепты приготовления этих леденцов, включающие корицу, разные цветочные эссенции, драгоценные камни... Считалось, что драгоценные металлы - золото и серебро, а также и некоторые камни, разумеется, кроме алмаза, обладают лечебными свойствами.

Мало что изменилось в отношении золота сейчас. Золото является пищевой добавкой Е175, и хотя все понимают, что никакими лечебными свойствами оно не обладает, его используют как добавку, чтобы сделать еду дороже. Золотой пыльцой посыпают кофе из снобизма... Люди все те же.

Но вернусь к натюрморту. Чашу в центре наполнили сладостями в виде "комфитов" и больших пирожных. Они самых разнообразных форм и размеров - разнообразие очень ценилось в те времена. Многие "комфиты" были сделаны из специй, таких как ломтики и палочки корицы, имбирь, апельсиновая цедра. Они покрывались глазурью из многочисленных слоев сахара. Некоторые пирожные также содержали тертый миндаль - марципан. Такие пирожные и "комфиты" из миндаля считались очень полезными для пищеварения и стоили очень дорого.

Матовая белизна "комфитов" свидетельствовала о хорошем качестве - значит, при приготовлении они были должным образом высушены и свежие. Но ценились также и окрашенные "комфиты". Краситель добавляли в последние слои глазури из сахарного сиропа. Очень ценился красный цвет, для придания которого в XVI веке использовали порошок красного сандалового дерева "сандерс".

Сусальное золото и серебро клали и на пирожные. Выставление на видном месте чаш с "комфитами" и украшенными сусальным золотом или серебром пирожными было демонстрацией богатства, власти и статуса владельца. Эти золотые квадраты и прямоугольники покрытые тиснением хорошо видны на поверхности лепешек в центральной чаше натюрморта и украшены тиснением (Рис. 10).

На оловянной тарелке слева на заднем плане лежат кондитерские изделия в форме морских раковин и моллюсков. Подобные изделия можно увидеть и на других натюрмортах Берта. Они блестят, а сахар образует узоры на их поверхности. Если бы не их рокайльная форма, можно было бы предположить, что это какие-то засахаренные фрукты, но более вероятно, что они были сделаны из айвовой пасты.

Такой разгул чревоугодия и обилие символов сладкой жизни в прямом смысле слова художник все же постарался сгладить символикой о бренности бытия - vanitas. О скоротечности жизни и о том, что за все надо платить, призваны напомнить кусочки, обломки "комфитов" на самом переднем краю стола в виде креста и нечто похожее на кость: это "memento mori"...

Остается добавить, что кроме столовых натюрмортов, Берт писал очень хорошие натюрморты цветочные. Среди дошедших до нас произведений голландских художников есть картины разные, в том числе и немалая доля голландского ширпотреба. Осиас Берт безусловно был человеком талантливым и оставил нам шедевры.

живопись, Осиас Берт, натюрморт, сусальное золото

Previous post Next post
Up