В центре стола, на котором развёрнута сцена этого прекрасного натюрморта, художник Осиас Берт поставил кубок, выполненный из раковины наутилуса и отделанный золотом.
Осиас Брет. Натюрморт с лобстером. Был записан в 1951 году как произведение из Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels, но мне на сайте музея найти его не удалось.
На этой картине художник, видимо, решил этим богатейшим кубком из раковины наутилуса усугубить гастрономическое содержание выставленных на столе драгоценных кушаний, в частности - лобстера. И действительно, подобное сочетание лобстера и кубков из раковин наутилусов и других моллюсков на картинах старых голландских художников.
Раковина - одно из древнейших и красивейших созданий природы. В раковинах человек мог найти пищу, выполнить орудие труда, сделать предметы домашнего обихода, создать из нее украшение и даже музыкальный инструмент.
В античной мифологии раковина являлась атрибутом богини любви Афродиты - ее часто изображали плывущей по волнам на раковине. В раннехристианском искусстве раковина появлялась композициях, посвященных Деве Марии - перламутр и жемчуг был символом чистоты. В голландских натюрмортах XVII века раковина обозначала страсть к путешествиям, а также бренность бытия, так как раковина является остатком некогда живого существа. В эпоху Возрождения раковина наутилуса стала символом Золотого или Божественного сечения - идеального выражения порядка и красоты.
Раковины наутилуса считались ценными сувенирами в Европе уже в тринадцатом веке, отчасти из-за таинственности невиданного существа, способного жить в такой причудливо закрученной раковине. Море, океан скрывал тайны, воображение людей рисовало невиданных чудовищ и страшных монстров, живших в морских пучинах. Эти чудовища являлись иллюстрациями к морским картам и лоциям, созданным в средние века и в эпоху Возрождения.
Обитатели морских глубин с морской карты по версии Себастьяна Мюнстера. Базель, 1544 год.
Таинственность наутилуса тоже была следствием не изученности - ведь это был обитатель южных морей.
Наутилусы или кораблики (от лат. Nautilus), - род головоногих моллюсков. Они имеют наружную спиральную раковину, которая разделена на 35-39 камер, последовательно соединённых между собой. Моллюск живёт в передней, самой большой камере. Раковина используется моллюском как поплавок и балласт. Нагнетая в камеры раковины биогаз с повышенным содержанием азота, или откачивая его из них, наутилус способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу.
Раковина наутилуса в разрезе.
Диаметр раковины наутилуса может составлять 26 см. Моллюск живет в крайней, самой крупной камере.
Раковины мертвых наутилусов собирали на поверхности океана, когда моллюски погибали. Ремесленники стран Индийского океана и Юго-Восточной Азии обрабатывали эти раковины, продавали их и с азиатских рынков поделки из перламутровых раковин перекочевали в Европу. Среди обеспеченных слоев населения, а особенно среди представителей знати стало модно коллекционировать раковины - это позволяло таким коллекционерам выглядеть интересующимися науками.
Спрос на раковины удовлетворяли торговцы редкостями. Сцена посещения такой лавки покупателями запечатлена на картине голландского художника Корнелиса де Мана.
Корнелис де Ман. Торговец редкостями. Около 1670 года. Холст, масло. Из собрания арт-дилера из Амстердама Jan Six Fine Art.
Продавец редкостей и его помощник показывают раковины, доставая их из корзины. Продавец, наряженный в шелковый японский мужской халат покроя кимоно, красноречиво пытается убедить покупателей купить как можно больше. Видимо, япономания началась в Европе еще в XVII веке).
За его спиной мальчик поднес к уху раковину, чтобы услышать в ней шум моря, как гласит широко популярный народный миф.
Покупатели пришли выбрать что-то для пополнения своих коллекций природными чудесами, или как их называли, naturalia. Сидящая женщина, одетая в белое атласное платье, кажется, уже сделала свой выбор: она держит в руках самую ценную из всех раковин - раковину наутилуса.
Коллекционеры составляли "кабинеты редкостей" - кунсткамеры (Kunstkammern). В зависимости от богатства владельца, кунсткамеры могли занимать анфилады комнат во дворцах или всего лишь один шкаф, где владелец хранил свои сокровища и где, порой, все было намешано так же, как и жизни:
Франс Франкен младший. Кабинет редкостей. 1636 год. Масло на дереве. Размеры 74 х 78 см. Из собрания художественно-исторического музея в Вене, Австрия.
Кунсткамеры демонстрировали широту интересов, эрудицию, образованность владельцев и призваны были удивлять и поражать гостей. Так и у нас Петром I на голландский манер была устроена кунсткамера в Санкт-Петербурге.
Итак, предварительно очищенные и подготовленные китайскими и индийскими мастерами к дальнейшей обработке раковины разных моллюсков в XVI-XVII веках поступали в европейские портовые города, где их приобретали ремесленники для дальнейшей отделки. Мастера по золоту и серебру создавали для них драгоценную оправу, после чего их продавали богатым покупателям.
Некоторые богатые бюргеры, заказывая свои портреты, желали быть увековеченными вместе с диковинными экзотическими раковинами, например, как это господин на портрете амстердамского художника Томаса де Кейзера. Возможно, это увлеченный коллекционер, а вполне вероятно, что торговля перламутром и экзотическими товарами из далеких южных голландских колоний была основой богатства и благополучия его рода.
Томас де Кейзер. Портрет мужчины с ракушкой перламутрового тюрбана (Turbo imperialis). Около 1625 года. Амстердам. Дерево, масло. Размеры 23,8 х 17,1 см. Из собрания музея Метрополитен, Нью-Йокр, США. Де Кейзер был одним из ведущих портретистов Амстердама 1620-х и 1630-х годов. Он наиболее известен своими небольшими портретами в полный рост, но также писал большие групповые портреты и маленькие поясные портреты. Этот портрет семейный, парный. На втором портрете, но я не стану его приводить тут, изображена его жена, держащая в руках весы, что можно считать символом торговли.
Перламутровая раковина Turbo imperialis.
Распространенным способом ювелирной отделки раковин наутилусов, как и раковины другого моллюска - тюрбана, что изображена на портрете де Кейзера, стали кубки. Кроме внешней привлекательности таких кубков, существовало поверье, что кубок можно использовать как индикатор наличия яда в вине - якобы стенки раковины, превращенной в сосуд, изменяли свой цвет, если в вино было отравлено.
Вот пример того, как мастера оформляли кубки из раковины перламутрового тюрбана на копии натюрморта, выполненного неизвестным художником с картины известного и успешного голландского художника XVII века Виллема Калфа.
Неизвестный художник. Копия с натюрморта Виллема Калфа с кубком из раковины тюрбана. около 1665-1670 годов. Холст, масло. Размеры 68,2 x 58 см. Из собрания Национальной художественной галереи в Нью-Йорке.
Кубок, выполненный из полированной раковины перламутрового тюрбана, установлена на искусно выкованной ножке из позолоченного серебра в форме путти, держащего рог изобилия. Этот кубок появился в ряде натюрмортов Калфа в конце 1660-х годов. Перламутрово сияющая раковина тюрбана и символика рога изобилия служила символом богатства и процветания. Другим дорогим предметом была бело-голубая китайская фарфоровая чаша Ван Ли с крышкой украшена цветными фигурками, представляющими восемь святых даосизма.
Такие кубки в живописи демонстрировали роскошь и богатство, которое получала Европа из присвоенных себе колоний, причем до сих пор в самой Европе этот период считается эпохой развития свободной торговли. Собственно, этот факт показывает, что именно европейцы понимают под словом "свободный" - когда свободны они и им выгодно.
Подобное колониальное изобилие наглядно и выразительно представлено на этом натюрморте:
Неизвестный художник голландской школы. Около 1665 года. Холст, масло. Размеры 165 x 246.5 см. Из музея и галереи Искусства в замке Норвич. Норфолк, Англия. Плотно шириной больше 2,5 метров и высотой больше 1,5 трудно вместить на небольшой участок в тексте.
На этом натюрморте есть несколько разных кубков из раковин, в том числе и из наутилуса. В центре огромный монтруозного вида лобстер или омар. Особенно интересно, что показано на глобусе - это отражает представления той эпохи о мире.
Обилие и роскошь колониальных даров снабжена множественными морализирующими напоминаниями о бренности бытия: часы, еще часы, труба, музыкальные инструменты, ноты прямо в центре на переднем плане - все это говорит о кратковременности земных удовольствий и грядущей смерти. Забавно, что обычный человек XXI века этого в натюрморте не обнаружит!)
Увеличенный фрагмент натюрморта, где представлены три кубка из раковины наутилуса, оправленных в золото. На глобусе в верхней приполярной части странного вида Америка, рядом с ней - Мексика, а большую часть обращенного к нам пространства мира занимает Тихий океан, что соответствует действительности.
Кубки из раковин наутилуса были очень дорогими. Эта дороговизна определялась стоимостью раковины, количеством драгоценного металла и камней, затраченных на отделку, мастерством и званием ювелира и желанием покупателя иметь редкую вещицу, доступную только избранным.
Говоря о дороговизне, всегда неплохо измерить эту высокую цену в доступных конкретных единицах - "в попугаях" или "в мартышках". Такую возможность предоставил нам музей Метрополитен в Нью-Йорке, решив показать, сколько что стоило почти пять веков назад, с помощью выставки под названием Относительная Ценность: Цена Искусства в эпоху Северного Ренессанса (Relative Values: The Cost of Art in the Northern Renaissance).
Рассчитанная на два года выставка, открытая летом 2017 года, продлилась почти пять лет и закрылась только 23 января этого года. В экспозиции были представлены 62 предмета прикладного искусства и только одно живописное полотно.
В качестве единицы стоимости устроители выставки приняли... цену на корову. Корова в хозяйстве всегда была нужна, а в Европе, как оказалось, ее цена была приблизительно одинакова в разных странах и стабильна десятилетиями. Например, в 1550 году корова стоила 175 граммов серебра, что соответствовало месячному заработку хорошего ремесленника и цене 5 400 буханок ржаного хлеба в Брюсселе.
На выставке в музее Метрополитен был показан вот этот кубок из раковины наутилуса, оправленной серебром, на серебряной профилированной ножке.
Кубок из раковины наутилуса. 1602 год, Утрехт. Материалы: раковина наутилуса, серебро. Размеры: 27,9 × 16,8 × 10,8 см. Из собрания Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США. Нептун с трезубцем на спине морского чудовища гонится за человеком, который вот-вот свалится в морскую бездну.
Этот кубок стоил в начале XVII века 18 коров. Кубок, оправленный золотом, разумеется, стоил дороже.
Как и всякое произведение декоративно-прикладного искусства кубок начинался с замысла, выраженного в эскизе. Один из таких "дизайнерских" эскизов представлен ниже. Это работа голландского художника XVI века Питера Коке ван Алста. Следует отметить, что подобный рисунок - это редкость, сохранилось их очень мало.
Голландский художник Питер Коке ван Алст. Эскиз кубка из раковины наутилуса с изображением металлического декора: Нептуна верхом на гиппокампе (или гиппокампусе - это морское чудовище; лат. hippocampus), причудливо отделанной ножки чаши, крепления ее к корпусу и отделка самоцветами и жемчугом. Выполнен ок. 1535-40 годов. Перо, кисть и два оттенка коричневой туши, синяя и красная акварель по черному мелу. Размеры 29,5 х 21 см. Из коллекции замка Вольфегг в земле Баден-Вюртемберг, Германия.
Философы эпохи Возрождения считали, что любой живой организм - это микрокосм, отражающий и символизирующий собой космогонию всего мира. Раковины служили миниатюрой жизни в океане, а кубки, выполненные с изображениями античного бога моря Нептуна с мифическими морскими чудовищами, служили символом теплых морей далекого Индийского океана - источника богатств, неиссякаемых сокровищ и чудес: "не счесть алмазов в каменных пещерах..."
Эта символика, воплощенная в кубках, переносилась на картины, которые, как уже говорилось выше, были сильно дешевле, чем сами кубки из раковин, но зрительными символами, изображенными на натюрмортах, приближали владельца к желанному богатству.
Гравюра из книги Улисса Альдрованди "История чудовищ", изображающая гиппокампа - морского коня с рыбьим хвостом.
Для голландцев живопись была средством украшения жилища, и считается, что даже небогатый дом был украшен не менее десятью живописными полотнами разного жанра. Дома побогаче имели обязательные портреты хозяев и их предков - чем больше галерея предков, тем прочнее богатство, следовательно, тем выше положение хозяев на социальной лестнице. Живопись была прагматична, она являлась ремеслом, и мало кто из потребителей ее и ее создателей в то время думал об искусстве.
Геррит Виллемс Хеда (приписывается) Натюрморт с кубком из раковины наутилуса. Около 1645 года. Из собрания национально галереи в Лондоне. Англия.
Изображенный Герритом Хедой, или очень сильно похожий на него, кубок, обрамленный золоченым серебром, оказался не только запечатленным художником на натюрморте, но и сохранился до настоящего времени, о чем свидетельствует его провенанс, подтвержденный с 1744 года. Сам он был выполнен в 1628 году, то есть почти за 20 лет до изображение его на натюрморте Хеды.
Якоб Клас де Греббер. Кубок из раковины наутилуса. Амстердам, 1628 год. Материалы: раковина наутилуса, позолоченное серебро. Высота кубка 40,5 см, вес 1444 грамма. Фотография аукционного дома Sotheby's.
Увеличенный фрагмент верхней части кубка из раковины наутилуса работы Греббера.
Кубок богато декорирован серебром в виде различных символических образов и мифических морских чудовищ. По насыщенности морскими образами и их пластике можно сказать, что сам кубок олицетворяет собой триумф океана. На крышке кубка изображен Нептун, мчащийся по водной стихии на спине гиппокампа и подгоняющий своего водяного коня трезубцем.
Государь наш Петр I, побывавший в Голландии и впечатлившийся увиденным в конце XVII века, счел, что источником богатства этой страны является море и его сокровища, доступные через мореходство. Отсюда его стремление превратить свою страну в морскую державу. Но человеческий век короток, за него нельзя совершить то, что должно было совершаться веками, а цари тоже уходят в лучший мир. Море Россия обрела, морской державой стала, но колоний не приобрела.
Россия - страна богатейшая сама по себе. А отсутствие колоний нисколько не мешало представителям богатых сословий России следовать за европейскими колониалистическими привычками и модой.
Заглянем в кладовые нашего Эрмитажа, чтобы посмотреть, а есть ли у нас модные когда-то кубки из раковин наутилуса, созданные до конца XVII века.
Мастер NM из Киля в Германии. Кубок из раковины наутилуса, оправленный серебром. 1650-1660 года. Высота 24, 2 см. Поступил в Эрмитаж 1896 г. Передан из бывшего музея древнеклассической археологии Академии Наук.
Это один из хорошо сохранившихся кубков, наверное, потому что был в музеях, сначала в Академии наук, а потом в Эрмитаже. Но на самом деле, причина его сохранности в том, что он принадлежал самому Петру I и находился в его кунсткамере, в последствии ставшей первым российским музеем натуральной истории, потом Музеем археологии Академии Наук, откуда поступил в Эрмитаж.
Кубок выполнен из раковины наутилуса и представляет собой пример оформления эпохи барокко - не самым изысканный. Его украшает бог морей и океанов Нептун, которого окружают существа из подводного царства. Раковина оправлена в серебро, ножка кубка также серебряная, но местами покрыта позолотой.
Также отлично сохранился самый старый кубок, выполненный тоже в Германии, в Нюрнберге, мастером Генрихом Ионасом в 1580-91 годах.
Ионас Генрих. Кубок из раковины наутилуса. Нюрнберг. 1580-1591 годы. Раковина наутилуса, серебро. Размеры 16,5 х 9,5 х 31,0 см. Происходит из собрания Строгановых.
Их Голландии происходит вот этот лаконично выполненный кубок, украшенный гравировкой раковины:
Работа неизвестного мастера. Кубок из раковины наутилуса. Около 1650 года. Основание - дерево. Раковина украшена гравировкой. Высота 30,3 см.
Другим кубкам из раковин наутилуса не всем удалось так хорошо сохраниться. Стилистика оформления и внешний вид этих музейных экспонатов отличаются от тех, что были приведены выше. Наверное, таков наш вкус, что в Эрмитаже собраны такие относительно просто оформленные кубки. А может быть то, что было выполнено в изощренной манере ушло на западный рынок в 1930-е годы во время музейных распродаж,.. но вероятнее всего, серебро кубков постигла банальная участь - переплавка в печах на монеты для индустриализации. Наступили новые времена, когда такие кубки были не нужны.