Основная статья о натюрмортах мексиканского художника Хосе Агустино Арриеты уже была написана, но когда она писалась, этот натюрморт не попал в поле моего зрения. А когда я его нашла, мне он показался интересным, и захотелось добавить несколько слов к уже сказанному.
Натюрморты Арриеты, стали популярными среди коллекционеров искусства Мексики, но они полны аллюзий на европейское искусство, как в деталях, так и в элементах композиции. Они отражают местный колорит и демонстрируют продукты и устройства, которые появились в быту во второй половине XIX века.
Еда - важнейшая часть культуры, а именно культура формирует человеческое сознание. Поэтому столовые натюрморты, с учетом того, что художники чаще всего делали из них постановки, создавали вымышленную реальность, где столешница являлась сценой для представления идеального гастрономического мира и мира кухонной утвари - это окно в мир человека определенной эпохи.
Мне натюрморты Арриеты кажутся избыточно постановочными, имеющими целью, словно на выставке, показать гастрономические изыски.
Натюрморт с курицей работы Хосе Агустино Арриеты из музея Сумайя в Мехико. 1864 год - натюрморт подписан и датирован автором на краю столешницы, обращенном к зрителю.
На этом натюрморте, предметы которого выставлены на кремовой поверхности стола, то ли покрытого скатертью, то ли декорированного бумагой, то ли выкрашенного краской, на переднем плане справа представлена живая курица, от копченых колбасок и сала которую отделяют столовые скрещенные ножи с костяными ручками и ложка; за копченостями поставлена открытая банка сардин.
Крест - это аллюзия на бренность бытия - vanitas: была курица, стали колбаски...
Предметы переднего плана отделены от стоящих на заднем плане у гладко закрашенной шоколадно-коричневой стены четырех бутылок сидра или игристого вина тремя сосудами: стоящим справа кувшином из красной глины на глиняном блюдце, стеклянной вазочкой с вареньем или фруктами в сиропе под стеклянной крышкой и стеклянной вазой для цветов на постаменте и профилированной ножке и гранеными стенками. Эта ваза для цветов уже не раз была нарисована художником на других картинах, например, на Натюрморте с кошками и птицами, Натюрморте с графинами и цветами (смотреть публикацию
Натюрморты Хосе Агустино Арриеты).
Ваза с цветами, собранными в букет по местным мексиканским понятиям о красоте в виде цветочного орнамента, является центром всей композиции. Букет обрамлен листьями и выглядит как подсолнух или имитация солнца из цветов. Источник света находится слева сзади, о чем говорят тени на стене от кувшина и бутылок.
Правая часть стола за курицей занята хрустальным прибором для соусов, приправ и соли. Рядом с этим прибором стоит гейзерная кофеварка.
В цветовом отношении яркое оперение курицы, ее гребень слева через пятна копченых колбасок, корочку сала и охристые фрукты в вазочке связано с красным глиняным кувшином справа. С ними также гармонирует позолота на приборе для специй и кофеварке. Темное оперение курицы связано с темным стеклом бутылок, тенями от них и кувшина и цветом корпусом прибора для приправ.
Светлыми на столе остаются ваза для цветов и жестяные емкости кофеварки, отделанной латунными деталями, которые также перекликаются с палитрой цвета охры.
Остается добавить, что устройство гейзерной кофеварки было запатентовано впервые в Англии в 1833 году. После этого кофеварки, основанные на этом принципе, разошлись по миру в те его части, где кофе был частым напитком, в том числе и на американские континенты.
Учитывая, что Мексика была страной, где кофе выращивали издавна, удобное устройство для варки кофе на мексиканском столе так же естественно, как и папайя. С одной лишь разницей: нет сведений, когда такая кофеварка появилась конкретно в Мексике. Возможно, такое устройство появилось в доме Арриеты незадолго до 1864 года, и он нам его представил как техническое новшество.
Консервирование рыбы в банки было начато еще в 1810-х годах. Жестяные банки из тонкого металла появились позже. Наличие рыбных консервов может свидетельствовать о том, что Мексика к 1864 году производила собственные рыбные консервы в банках из тонкой жести, и они были блюдом богатого стола.
Меня не покидает ощущение, что у художника были проблемы с проекцией. Например, отражение в блестящей поверхности кофеварки не совсем соответствует предметам, которые там должны отражаться. Банка рыбы выглядит кривой, ножка вазы под цветами сдвинута с центра своего граненого пьедестала, основание ее деформировано, вазочка с фруктами в сиропе тоже перекошена...
Однако в целом натюрморт на меня производит приятное "тёплое" впечатление.