На акварели Луиджи Премации с видом Зала монет и медалей, написанной в 1853 году, изображены одна чаша и три вида ваз, украшавших этот зал: по две парные вазы, одна ваза одиночная и одна чаша. Всего пять ваз и одна чаша.
Премацци Луиджи (Людвиг Осипович). Зал монет и медалей. Бумага, акварель, белила. 1853 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.
На ближнем плане к зрителю перед двумя колоннами стояла чаша, выполненная из темно-зеленого аятского порфира.
Три вида ваз и одна чаша украшали зал: пара ваз удлиненной яйцевидной формы из светлого кварца, пара ваз, поддерживаемых фигурами египтянок, одна ваза из темно-красной орской яшмы и чаша из темно-зеленого аятского порфира.
Чаша была изображена также на акварели В.С. Садовникова, показывающей вид того же зала, но только двумя годами раньше - в 1851 году.
В.С. Садовников. Зал монет и медалей. Бумага, акварель. 1851 год.
Невысокая чаша из аятского порфира овальной формы, в узким горлом, переходящим в крышку в форме полусферы. На плечиках чаши восседают два, обращенных в разные стороны, зефира, выполненных из золоченой бронзы. Горло увито виноградной лозой, крышка украшена бронзовым жемчужником, вершина крышки завершается пламенем из золоченой бронзы.
На тулове чаши - четыре обращенные вниз золоченые бронзовые маски сатиров. Сейчас в ушах сатиров остались только отверстия, в которые были когда-то вставлены бронзовые кольца. Эти кольца хорошо видны на акварели Луиджи Премацци.
Деталь чаши - золоченая бронзовая маска сатира с изящными рожками, в мочках ушей которой видны отверстия для утраченных бронзовых колец.
Чаша покоится на четырех задрапированных женских фигурах, выполненных из патинированной бронзы и стоящих на бронзовом цоколе спинами другу к другу. За этими фигурами просматриваются листья аканта из золоченой бронзы.
Держащие чашу четыре задрапированные фигуры из патинированной бронзы.
Бронзовый цоколь, на котором установлены женские фигуры, завершает невысокую колонну из шокшинского порфира, основание которой отделано базой из золоченой бронзы. Эта колонна поставлена на кубический постамент из темно-зеленого мрамора со светлыми прожилками.
Чаша была выполнена на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике. Прекрасного качества и художественного достоинства бронзовые элементы изготовлены на Казенной (Строгановской) бронзовой фабрике по проекту Андрея Никифоровича Воронихина в 1802-1807 годах.
Чаша из темно-зеленого аятского порфира, поддерживаемая четырьмя женскими фигурами. Материал: порфир аятский и шокшинский мрамор, бронза. Техника: резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, золочение, патинирование. Размеры: высота 225,0 см; чаша (без бронзовых деталей) 112,0 х 87,0 х 63,0 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
В «ведомости, показывающей что стоит позолота и работа оправленных в бронзу вещей, ко Двору Его Императорского Величества представленных» числится поднесенная в 1808 году ко дню Александра Невского «большая порфировая в бронзе чаша, украшенная двумя фигурами вверху и поддерживаемая четырьмя бронзовыми фигурами, поставленными на пьедестал Олонецкого порфира с бронзою», по цене 3285 рублей.
Включение в стоимость не только затрат на золочение, но и стоимости работы объяснил высоким качеством и художественностью и сложностью созданного декора чаши и затратами значительного труда сам граф Александр Сергеевич Строганов 29 марта 1808 года:
«Я долгом поставляю при сем случае заметить, что показанная в сей ведомости за позолоту сумма, хотя несколько и превосходит ту, которая в самом деле на позолоту употреблена, но как значущияся в сей ведомости вещи величиною и многосложностию своей во многом превзошли представленные прежде сего и, следовательно, требовали больше внимания и рук для приведения их к окончанию, то фабрика употребила на них немалое иждивение, которые ежели и будут отчасти уплачены, слишком бы обогатили сию фабрику, которая действует с весьма небольшим со стороны казны пособием».
С момента поднесения императору чаша находилась «в билияртной», в декабре 1809 года она была перенесена в «иностранную библиотеку под Рафаиловой Галереею». Там она находилась в 1831 году, а в 1846 - «на театре». Акварель Садовникова свидетельствует, что в 1951 году она уже украшала Зал монет и медалей. Там же, согласно акварели Премацци, она была и в 1853 году.
В настоящее время чаша украшает площадку второго этажа Парадной лестницы Нового Эрмитажа (зал № 242).