Существуют две акварели Эдуарда Петровича Гау, изображающие одно и то же помещение Зимнего дворца в разное время. В 1850-х годах была написана акварель «Будуар великой княгини Марии Александровны»:
Эдуард Петрович Гау. Виды залов Зимнего дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны. 1850-е годы. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Великая княгиня Мария Александровна стала женой цесаревича Александра Николаевича в апреле 1841 года. Интерьеры покоев великой княгини были созданы архитектором А.П. Брюлловым в 1838-1841 годах. Именно им были созданы эскизы мебели, которая была выполнена в мастерской братьев Гамбс.
Основатель известной мебельной мастерской Гамбс (Gambs) Генрих Даниэль (1765-1831) родился в немецком Баден-Бадене. Он был из семьи потомственных столяров, выходцев из Страсбурга. В Россию прибыл в начале 1790-х годов. Купцом 2-й гильдии в 1795 году основал в Петербурге недалеко от Калинкина моста на набережной реки Фонтанки мебельную мастерскую. Гамбс женился в 1801 году. а 1807 принял российское подданство. В 1810 году получил титул «придворного механика».
Гамбс поставлял мебель в Михайловский замок, Зимний дворец, Павловский, Аничков дворцы, Екатерининский дворец Царского села, а также в петербургские дома Строгановых, Шереметевых, Бобринских и т.д. Умер он во время эпидемии холеры в 1831 году. Его мастерская перешла к двум сыновьям, продолжившим дело отца. Они выполняли мебель по заказам ведущих архитекторов того времени. Братья Гамбс оставались поставщиками мебели ко Двору до 1848 года.
Кристина Робертсон. Портрет великой княгини Марии Александровны. 1850 год. Холст, масло. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Будуар, или малый кабинет великой княгини Марии Александровны, был одним из самых любимых помещений Марии Александровны и ее семьи. Здесь она в счастливые годы их жизни с супругом пила утренний и послеполуденный чай. Здесь цесаревна проводила свободное время, писала письма родным, читала, отдыхала. Отсюда был выход на лестницу в первый этаж, в детские комнаты, из которых приносили совсем маленьких детей к родителям, а более старших приводили поиграть.
Портрет великих князей Николая Александровича, Александра Александровича, Владимира Александровича и Алексея Александровича. Литография Ф. Шевалье с акварели В. Гау. Начало 1850-х годов. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Интересно, что в будуаре мебельный гарнитур составлен из разных предметов, и похоже, что только два полукресла одинаковые, все остальные предметы мебели отличаются по форме и конструкции.
Увеличенный фрагмент будуара. Два полукресла могут быть одинаковыми: одно, повернутое спинкой к зрителю, стоит у письменного стола, а другое - чуть правее стоит повернутое спинкой к бюро.
Будуар был перестроен в 1853 году архитектором Гаральдом Эрнестовичем Боссе (1812-1894). Была выпрямлена полукруглая стена и приподнят пол в южной части помещения. Таким образом образовался альков, отделенный от основной части будуара аркой с кариатидами. Будуар стал одним из лучших образцов интерьера, созданного в стиле рококо. На фоне гранатового цвета обивки стен и белого цвета потолка и дверей эффектно выделяется изящный орнамент золоченой резьбы и лепки.
Эдуард Петрович Гау. Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Марии Александровны. Бумага, акварель. 1861 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.
На первый взгляд даже нельзя представить, что обе акварели изображают одно и то же помещение: настолько меняет его отделка и другая мебель. Этот будуар меблирован диванами, креслами, столиками и этажерками. На фоне гранатового цвета обивки стен и белого цвета потолка и дверей эффектно выделяется изящный орнамент золоченой резьбы и лепки.
Причудливые изгибы растительного орнамента в сочетании с раковинами и ажурными сетками переходят с падуги на потолок. Над люстрой потолок сделан зеркальным, зеркала также находятся в глубине алькова. Они многократным отражением усиливают звучание золоченого декора зала.
Кариатида арки в будуаре императрицы Марии Александровны. Современный вид. Фотография ГЭ.
В декор зала включена и скульптура: кариатиды арки и фигурки путти на потолке. Гранатовая ткань для обивки стен и мебели в стиле рококо была заказана в Париже на фабрике Картье, нарядный ковер привезли из Амстердама, бронзовую люстру изготовили в петербургской мастерской Феликса Шопена.
Альков в будуаре императрицы Марии Александровны. Современный вид. Фотография ГЭ
Живопись, висевшая в будуаре время от времени менялась - по просьбе хозяйки будуара из залов Эрмитажа приносили различные произведения живописи, через несколько лет заменяя их другими. Однако следует сказать, что на акварели Гау 1861 года виден на стене портрет святого Иоанна Богослова работы неизвестного художника с картины Доменикино.
Неизвестный художник (по картине Доменикино). Евангелист Иоанн. Холст, масло. Конец 1620-х годов. Из собрания Государственного Эрмитажа.
В своем завещании Мария Александровна просила оставить это живописное полотно в своем Будуаре до тех пор, пока император Александр II будет занимать покои смежные с ее половиной.
Как известно, больная туберкулезом императрица была покинута монархом для внебрачной связи с княжной Долгоруковой и умерла в одиночестве в 1880 году. Александр II женился тайным морганатическим браком на Долгоруковой сразу после смерти жены.
За прошедшие 180 лет мебель из будуара Марии Александровны работы братьев Гамбс не сохранилась, за исключением отдельных ее предметов. В частности выжило одно из двух полукресел. Но оно было вот в таком плачевном виде:
Полукресло. Мастерская братьев Гамбс. Было создано для будуара великой княгини Марии Александровны в Зимнем дворце в 1840-х годах. Размеры: 99 х 79 х 91 см., материал: амарант, фанеровка, резьба, латунь, ткань дамассе (блестящая мягкая плотная шелковая ткань с крупным узором).
Бриллианты, если и были в нем спрятаны, то давно уже обрели новых хозяев).
Время разрушает...
А человек создает и восстанавливает.
Отреставрированное полукресло работы братьев Гамбс из будуара великой княгини Марии Александровны..
Благодаря труду реставратора Елизаветы Павловны Максимовой (слева) из Службы реставрации музейных ценностей русского музея кресло братьев Гамбс было реставрировано и пополнило экспозицию Русского музея, куда оно поступило из Эрмитажа в 1930-е годы.