Концессия "Лена Голдфилдс". Договор.

Apr 24, 2022 21:41


В июне 1923 года председателя Лондонской концессионной комиссии Леонида Красина посетил директор «Лена Голдфилдс Лтд.» бывший петербургский банкир Г.И. Бененсон и бывший управляющий «The Lena Goldfields Ltd.» инженер А.П. Малоземов, руководивший предприятием до и после революции - вплоть до 1919 года. Этот визит имел целью получение сведений от Красина о возможности компании вернуться в Россию в качестве концессионера.

Красин сообщил представителям «The Lena Goldfields Ltd.», что Главконцеском высказался за начало переговоров о передаче в концессию Ленского, Алтайского и Сысертского обществ.

За «Леной» стоял американский банк «Кун, Лёб и Ко» (Kuhn, Loeb & Co), предполагавший вложить в концессию до 10 миллионов долларов. Одним из директоров концессии стал Волтер Лиман Браун, возглавлявший ранее гуверовскую организацию (ARA), оказавшую помощь продовольствием России во время голода в 1921 году. С ним советское правительство уже имело дело.

За этим визитом последовали длительные и трудные переговоры по возобновлению деятельности «Lena Goldfields» в России. Для компании возврат к деятельности в Лено-Витимском округе означал реституцию того, чем она владела до революции. Советская сторона преследовала свои цели - оснастить оборудованием, модернизировать, механизировать и запустить в работу крупнейшее золотодобывающее предприятие страны.



Электростанция "Лензолота".



С советской стороны переговоры вела комиссия, созданная Политбюро ЦК ВКП(б) и включавшая В. В. Куйбышева и А. А. Андреева. За 1924-1925 годы ход переговоров о концессии трижды обсуждался на пленумах ЦК.

Предварительный договор между правительством СССР и «Лена Голдфилдс» был подписан 30 апреля 1925 года. Но 13 октября представитель компании отказался принимать от «Лензолота» концессионное предприятие до урегулирования возникший после подписания предварительного договора вопросов, связанных с тем, что:

  1. был осуществлен вывоз имущества предприятия на сумму 1 миллион рублей;
  2. «Лензолото» после подписания договора с концессионером заключило договор с рабочими и служащими предприятия договора на год с увеличением фонда заработной платы на 35%, что составило 2 миллиона в год;
  3. концессионер желал сократить в виду ненужности количество служащих на 10% и не желал выплачивать им компенсацию. 

Это вопросы были урегулированы, и 14 ноября 1925 года окончательный договор между правительством СССР и компанией «Лена Голдфилдс» был подписан. Головной офис и совет директоров компании обосновались в Лондоне, а в России контора концессии находилась в Свердловске.

Концессионеру передавались Ленско-Витимские прииски и Ленское пароходство. Два бывших английских общества «The Sisert Mining District Company» и «The Altay Mining District Company» передали «Лена Голдсфилдс» свои дореволюционные права на промышленные предприятия в России на Урале и на Алтае.

На Урале концессии были переданы Ревдинский, Бисертский, Сысертский, Северский и Полевской металлургические заводы, Дегтярский и Зюзельский медные рудники, а на Алтае в пользование концессии перешли Зыряновский и Змеиногорский горные округа, а также Кольчугинские копи в Кузнецком бассейне. С получением этих предприятий в концессию компания «Лена Голдсфилдс» стала крупнейшим концессионным предприятием в СССР.



Золотопромывальная машина.

Концессионный договор был заключен на строк 30 лет для всех предприятий Лено-Витимского горного округа, а для предприятий по добыче полиметаллических руд на Алтае и меди на Урале - на срок 50 лет.

В Сибири «Лене» было предоставлено исключительное право добычи золота и всех иных полезных ископаемых в Лено-Витимском горном округе, а также исключительное право эксплуатации лесных богатств для удовлетворения своих потребностей в лесных материалах и древесном топливе, право пользования всеми фабриками, заводскими сооружениями, шахтами, постройками, конторами. Концессии была передана Бодайбинская железная дорога с подъездными путями и подвижным составом и речная флотилия на реке Лене.

Компания могла беспошлинно ввозить в страну оборудование и вывозить четверть добытого золота и серебра. Оставшиеся 75 % продукции каждого металла в отдельности советское правительство приобретало по средним месячным ценам Лондонской биржи на месяц сдачи, за вычетом расходов по перевозке и аффинажу. Цветные металлы (медь, свинец, цинк) концессия могла вывозить свободно в полном объеме.

Кроме того, начиная с пятого года концессии не менее одной трети, а с седьмого года - не менее половины всего добываемого золота должно было добываться механическим путем. «Лена» обязалась ввести в СССР как минимум одну драгу.

Концессионеры обязались ежегодно добывать по 400 пудов золота (30 % добычи золота в стране) и 1000 пудов серебра (80 % добычи), а после ввода в строй Дегтярского медеплавильного завода давать 1 млн пудов меди в год (50 %). Также договором предписывалось инвестировать значительные средства в модернизацию предприятий и разведку новых месторождений. Только на строительство центра медной промышленности в Дегтярске в течение ближайших 4-5 лет предполагалось потратить 10 млн рублей.

Долевое отчисление в пользу государства было установлено по Лено-Витимскому округу 7 % от всего добытого золота и 5 % от разработки отвалов старательским способом и скупки.

Красин, "Лена Голдфилдс", Бененсон, Малоземов, золото

Previous post Next post
Up