Другим ярким минералом, который русские камнерезы использовали для создания различных предметов декоративно-прикладного искусства в технике русской мозаики, был лазурит. Лазурит добывался на двух месторождениях, и по месту добычи разделялся на байкальский и бадахшанский.
После восстановления от пожара Зимнего дворца, императором Николаем I было принято решение о строительстве Нового Эрмитажа. Табличка, увековечившая вклад императора Николая I в создание музея, установлена на Парадной лестнице Нового Эрмитажа, сооруженного по замыслу самодержца приглашенным для этого баварским архитектором Лео фон Кленце.
Табличка на Парадной (Николаевской) лестнице Нового Эрмитажа.
На основании предписаний № 4 от 6 января и № 9 от 11 января 1851 года специально для «Испанской залы» Нового Эрмитажа, или Большого просвета, «по Высочайшему повелению» были заказаны парные столы с лазуритовыми столешницами.
В феврале были куплены две плиты путиловского камня для основы этих столешниц, однако в сентябре к оклейке их лазуритом еще не приступили «по соображениям в потребности лучшего для этих работ лапис-лазури. Лазурит есть, - но для работ по Исаакиевскому собору».
Эдуард Петрович Гау. "Зал испанской школы Нового Эрмитажа". 1856 год, бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Увеличенный фрагмент акварели Гау "Зал испанской школы Нового Эрмитажа". В центральной части зала стоят два стола к лазуритовыми столешницами. По бокам пара лазуритовых ваз формы медичи. В самом центре - квадратная чаша.
На Петергофской фабрике ждали поступления партии бадахшанского лазурита, и в июне следующего 1852 года работа по оклейке столешниц уже велась.
Столы поступили в Эрмитаж в 1852 году и с тех пор они украшали интерьер Зала испанской школы.
Зал испанской живописи в здании Нового Эрмитажа. 1880-1890-е годы. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Эта пара столов сохранилась до настоящего времени, и сейчас она, как прежде, находится в этом зале Нового Эрмитажа.
Зал испанской школы Нового Эрмитажа (Большой просвет). Фотография Государственного Эрмитажа. Заметно, насколько меньше стало в зале картин. А столы продолжают украшать зал.
Кроме прекрасного глубокого цвета лазурита, из которого выполнены столешницы, интересны подстолья из золоченого дерева и бронзы с четырьмя женскими крылатыми фигурами каждое, поддерживающими ножки-балясины. На нижней доске - двое юношей-вакханов, один из которых играет на свирели, а другой на флейте, и овоидная ваза.
Стол с лазуритовой столешницей. Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1852 год. Лазурит, дерево, бронза. Техника - мозаика, литье, чеканка, золочение. высота 99,5 см; столешница 222,5х110,0х5,0 см. Расположение: Новый Эрмитаж, зал 237.
Согласно расценочной ведомости, подписанной директором Петергофской фабрики Н.Е. Бухгольцем, на изготовление двух столешниц было употреблено лазурита 13 пудов 20 фунтов стоимостью 13 500 рублей. «Для скорейшего окончания» над столешницами петергофские мастера работали и в свободное время, что повысило стоимость работы.
Юноши-вакханы, играющие на свирели и флейте, украшают нижнюю доску золоченого подстолья.
Деревянную позолоченную царгу декорируют бронзовые накладки с изображениями вакханок, быка, амура на льве и ритуальных предметов: чаш, ларцов, топориков.
Увеличенный фрагмент царги стола с бронзовой чеканной накладкой, изображающей вакханок, амуров...
В декабре 1852 года столешницы стоимостью 19 440 рублей серебром под присмотром мастера Ивана Соколова привели в Зимний дворец. К Рождеству их представили придворным и поместили в Испанский зал Нового Эрмитажа.
Еще до начала работ над столешницами, в феврале 1851 года, директор фабрики спрашивал Комиссию по возведению Нового Эрмитажа «какие должны быть подстолья к этим столам сообразно с мебелью зал». Решено было использовать две имеющиеся в Эрмитаже консоли французской работы конца XVIII века, приписанные парижскому бронзовщику Луи Франсуа Фёшеру.
Стол с лазуритовой столешницей. Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1852 год. Лазурит, дерево, бронза. Техника - мозаика, литье, чеканка, золочение. высота 99,5 см; столешница 222,5х110,0х5,0 см. Расположение: Новый Эрмитаж, зал 237.
Предполагалось эти подстолья «возобновить и окрасить под белый лак». Однако император Николай I 9 октября 1851 года при посещении Нового Эрмитажа повелел «консоли эти переделать, отняв от них боковые стены и нижние доски, сделать их о четырех ножках и позолотить». Поскольку у каждой консоли было только по две ножки, то к ним были доделаны еще по две бронзовые ножки с крылатыми фигурами.
В октябре 1852 года директор фабрики Н.Е. Бухгольц извещал, что «подстолья при осмотре моем найдены не одномерными, так что одно из них уже и короче другого». В связи с тем, что «столешницы наклеиваются лаписом лазули на путиловских плитах, связанных для прочности в нескольких местах железными прутьями. то прирубить или уменьшить их нельзя».
Так и были поставлены в Испанский зал (Большой просвет) две одинаковые по размеру столешницы на подстольях разных габаритов - в таком виде они дошли до наших дней. Кто не знает, не заметит.