Зимний сад Зимнего дворца.

Mar 15, 2022 22:30


В запасниках Государственной Третьяковской галереи хранится картина ученика Венецианова, Михаила Ивановича Антонова, изображающая зимний сад в Зимнем дворце под названием «Зимний сад Зимнего дворца в Петербурге».

Картина была написана Антоновым под руководством А.Г. Венецианова и впервые выставлена в Императорской Академии художеств в 1841 году под названием «Садик при Помпейской галерее Зимнего дворца».

Художник открывает нам вид помещения, где растут вечно зеленые экзотические растения. В центре этого сада помещен фонтан, с потолка свисают люстры. Художник передал мягкий разливающийся в помещении свет, поступающий сквозь окна и застекленный потолок. Помещение по высоте занимает два этажа - над садом сооружен балкон, ограждение которого в некоторых местах обвивает плющ - любимое растение императрицы Александры Федоровны. Балкон охватывает помещение с трех сторон; он соединен с покоями верхнего этажа дворца.



М.И. Антонов «Зимний сад Зимнего дворца в Петербурге» (Садик при Помпейской галерее Зимнего дворца). 1840 год. Холст, масло. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Художником великолепно переданы сложные, выразительные силуэты пальм, юкк, агав и других экзотических растений. Слева на воздухообменнике он изобразил попугая - это самое яркое цветовое пятно в картине. Вся эта тропическая роскошь должна была особенно эффектно смотреться в Зимнем дворце в зимнее время.



Картина показывает совершенно новое и необычное для Зимнего дворца помещение, появившееся в конце 1830-х годов - Зимний сад, или «Цветник», как его называли в XIX веке. Это первое помещение подобного рода появилось в ходе полной перестройки дворца, ставшей следствием катастрофического пожара, уничтожившего Зимний дворец в декабре 1837 года. Это первое изображение зимнего сада, устроенного во дворце архитектором В.П. Стасовым.

Россия - страна, где зимой средняя температура воздуха несколько месяцев держится ниже ноля градусов. Даже в более южных теплых странах в зимнее время актуально наличие отопления жилища, а в России без отопления просто не прожить. Чем больше дом, тем больше он требует топлива для поддержания в нем нормальной температуры. Естественно, что огромные дворцы с большими и высокими залами требовали зимой постоянного отопления.

Камины в Зимнем дворце были в значительной степени декоративным элементом интерьера, нежели отопительным устройством. Камины для отопления помещения неэффективны. Дворец отапливался дровами, и печная отопительная система использовалась весьма интенсивно. Для поддержания в помещениях дворца нормальной температуры, печи топили не реже двух раз в сутки, а в сильные морозы и три раза.



А.И. Шарлемань. Рисунки формы истопников Высочайшего двора. 1855 год. Акварель, тушь. РГИА.

А всех печей в Зимнем дворце было 450! Для их обслуживания во дворце содержалась целая армия придворных истопников из 500 человек. Эти печи «причиняли величайшие беспорядки: многочисленность дровоносов, истопников, трубочистов, ухаживая за топливом печей, беспрестанно появляясь во всей местности... мешала, нарушая должную тишину...».

Интенсивное использование такого большого количества печей в отопительный сезон было постоянной угрозой пожара. При дровяном отоплении в дымоходах скапливаются горючие продукты: сажа и деготь. При сильном горении дров в печи случается выброс пламени в дымоход, и эти продукты возгораются, создавая угрозу возгорания жилища за пределами дымохода, ибо при этом температура в дымоходе может достигать 1000 градусов.

Накануне пожара, по воспоминаниям обитателей дворца, некоторое время ощущался запах дыма и гари, но никто не счел это предвестником катастрофы.

«Декабря 17-го 1837 года, Большой Театр был полон: Сильфида-Баядерка-Талиони очаровывала зрителей; но многочисленность публики проистекала от другой причины, близкой сердцу каждого из жителей столицы: не все еще видели Государя по возвращении его после продолжительного путешествия, а в этот раз он находился в театр с некоторыми особами из своего семейства.

Представление шло привычным порядком; девять едва пробило, когда Государю было доложено о чем-то; не сообщив императриц о причине, побудившей его удалиться, Государь Император оставил театр».

Как после стало известно, причина, по которой император спешно покинул театр, была чрезвычайной: загорелся Зимний дворец.



Верне, Пьер Мари Жозеф. Пожар Зимнего дворца 17 декабря 1837 года. Бумага, акварель, гуашь, темпера. 1838 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Пожар, продолжавшийся три дня, уничтожил все внутренности дворца: остались только наружные стены, часть внутренних капитальных стен, сводчатые перекрытия подвалов и некоторое количество сводчатых перекрытий на первом этаже. Многое из дворца удалось спасти, но далеко не все.

После пожара местами сохранились закопченные, но не потерявшие формы детали декора фасадов дворца: наличники, замковые камни, профили карнизов, капители колонн, балюстрады и статуи на крыше дворца.

В целом случившийся пожар на жителей столицы, как и на всех российских подданных, оказал угнетающее воздействие. Митрополит Филарет даже увидел в пожаре наказание Господне за идолопоклонство -  восхищение жителей Петербурга итальянской балериной Тальони: «Говорят в то самое время, как она в театре бросалась в огонь, от которого ее должен был избавить бесстыдный языческий божок, - и сделался пожар, истребивший дворец».

Зимний дворец был не просто царской резиденцией. Наряду с Кремлем он воспринимался как национальная святыня. Поэтому восстановление дворца приобретало большое национальное, символическое и политическое значение. Восстановления Зимнего дворца желало и ожидало от Николая I все российское общество.



Борис Грин "Пожар в Зимнем дворце в 1837 году".

Комиссия по возобновлению Зимнего дворца была создана уже через несколько дней после катастрофы. Архитектурную часть возглавили первоначально три архитектора: В.П. Стасов, А.П. Брюллов, распределившие работы по восстановлению здания, и  А.Е. Штауберт, на которого возложили функции контроля. Но потом для корректировки проекта был привлечен К.А.  Тон.

Зимний дворец был восстановлен в чрезвычайно короткие сроки - главные помещения были готовы к Пасхе 1839 года, или через 15 месяцев после пожара. Это стало возможным по причине задействования колоссальных человеческих ресурсов. Успеху способствовало то, что вся Россия трудилась над возрождением императорской резиденции. Иногда количество работников на восстановлении дворца достигало 10 000 человек. Многие мастера сделали себе имя и стали известны в процессе выполнения работ при восстановлении Зимнего дворца.

Все документы по восстановлению дворца проходили через руки императора Николая Павловича, постоянно посещавшего «строительную площадку», наблюдая за возрождением святыни из пепла. Император в переписке с сыном-цесаревичем Александром Николаевичем называл дворец «Старик» или «Старина Зимний».

В здании сохранились кирпичи, лично положенные императором, о чем извещает памятная табличка, увековечившая восстановление Зимнего дворца после пожара:



Табличка в темном коридоре второго этажа Зимнего дворца сообщает: "Кирпичи сии положены собственноручно Императором Николаем Павловичем при возобновлении Дворца Апреля 26 дня 1838 года".

Но до конца 1839 года продолжалась отделка и высушивание стен. Только через два года, 17 декабря 1839 года, состоялось окончательное освящение дворца. Это событие происходило в Фельдмаршальском зале, откуда два года до этого начался пожар. «Зимний дворец возник из пепла в прежнем и даже большем по сравнению с прежним величии».

Как всегда это у нас в России случается, важное, трудное, поистине героическое действо - этот подвиг был по-разному оценен представителями русского общества. Большая часть увидела в этом «колоссальный архитектурный подвиг» и «беспримерное в летописи искусств событие». Но были и те, кто подобно иностранцу маркизу Кюстину, видели в этом лишь «чудесное свидетельство безграничной воли самодержца».

При восстановлении дворца были сделаны некоторые изменения в его планировке. Вдоль Невы располагалась Невская анфилада, центральную часть которой занимал самый большой зал Зимнего дворца - Большой Аванзал. К нему примыкали Малый Аванзал и Концертный зал. Их планировку Стасов оставил без изменений.



План второго - среднего - этажа Зимнего дворца. 1 - Большой Аванзал; 2 - Концертный зал; 3 - Малый Аванзал; 4 - Зимний сад (Цветник); 5 - Посольский подъезд; стрелками обозначена Помпейская галерея.

Но с внутренней стороны здания - со стороны Большого двора на втором и третьем этажах им были убраны небольшие комнаты вдоль Невской анфилады так, чтобы на их месте был устроен параллельно залам сквозной коридор, ставший Помпейской (Новой) галереей.

«Прежде на этом месте были темные грязные переходы; низенький, большей частью деревянный, коридорец, перебитый по местам то буфетами, то лесенками, то маленькими отделениями».

Помпейской она стала называться, потому что ее стены были украшены росписью в стиле фресок из древних Помпей, которые в то время активно раскапывались. Подобная роспись была очень популярна в то время. Мир захлестнуло увлечение помпейским искусством - археологические раскопки открывали засыпанные пеплом и лавой жилища с яркими и сложными фресками и мозаиками.



Константин Андреевич Ухтомский. Помпейская галерея. 1862 год. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Живописный декор галереи выполнил Федор Иванович Вундерлих. Описавший восстановление Зимнего дворца Александр Павлович Башуцкий, восторгался Помпейской галереей:

«Разнообразие, игра и блеск живописи, отлично выполненной, оставляет взор на каждом шагу; всякий простенок представляет что-нибудь новое; между общими, всем им легкими колоннами и орнаментами из листьев разбросаны коймы, арабески и флероны самого чистого рисунка; внизу, что простенок, то новая пара зверей, выходящих из закругляющихся окончаний лиственного украшения; вверху - в каждом простенке новый пейзаж; в середине - на ярком голубом и малиновом грунте новая фигура воздушной танцовщицы».

В отличие от залов невской анфилады, занимавших в высоту два этажа,  Помпейская галерея была односветной, но шла в двух уровнях - на втором и третьем этажах.



Фрагмент картины Федора Михайловича Славянского "В галерее Зимнего дворца, написанной в 1842 году. Холст, масло. Из собрания Государственного Русского музея.

На оборотной стороне картины Славянского сохранился список придворнослужителей, изображенных на ней художником: унтер-офицер Макаренко, гренадер Дворцовой роты; скороход Мейер; араб Артуа; истопник Брехт.

Помпейская галерея кроме того, что эстетически соответствовала императорской резиденции, она позволяла придворонослужителям совершать «движение» по дворцу, минуя парадные залы.

Одновременно с ее созданием Стасов произвел в структуре здания еще одно кардинальное изменение: к «телу» дворца был пристроен небольшой ризалит в центральной части северного корпуса со стороны двора и надстроен на высоту второго и третьего этажей. Это помещение было предназначено для создания Зимнего сада или Цветника. Как было отмечено выше, до пожара ничего подобного зимнему саду в Зимнем дворце не было.



Василий Семенович Садовников "Помпейская галерея". 1850-е годы. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.

У стоящих в Помпейской галерее императора Александра II и императрицы с сопровождавшими их людьми за спиной находится Большой Аванзал. В раскрытые двери  видна пышная зелень Зимнего сада, откуда исходит мягкий рассеянный свет, наполняющий прилегающую галерею. Садовников  пытается средствами акварели передать особый микроклимат Зимнего сада и приглашает войти внутрь.

Эта акварель показывает единство архитектурного решения при котором Большой Аванзал, Помпейская галерея и Зимний сад составляли единый ансамбль, показывающий разные варианты трактовки античности: в классическом - Аванзал, и в романтическом - Помпейская галерея и сад, напоминающий римский атриум.

Зимний сад в Зимнем дворце успешно существовал не одно десятилетие. Более позднее его изображение на акварели Ухтомского было сделано спустя два десятка лет после его создания.



Константин Андреевич Ухтомский. Зимний сад. 1860-е годы. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.

Заботливые руки придворных садовников поддерживали сад в здоровом,  пышном и цветущем состоянии. За счет выбранного Ухтомским диагонального ракурса пространство кажется больше, чем на полотне Антонова. Акварелист тщательно изобразил содержимое сада, выделив эффекты его скульптурного и растительного убранства. В центре журчит фонтан, воды которого стекают в большую яшмовую чашу, стоящую на треножнике, выполненном с отделкой золоченной бронзой. За фонтаном застыли в вечном танце мраморные фигуры. Балкон и стены увиты плющом. Но попугая нет.

Ухтомский более других художников наиболее последовательно воплощал образы зимних садов Зимнего дворца.

Это ансамбль в духе античности, созданный в конце 1830-х годов Стасовым, не сохранился. Из его составляющих осталась только Помпейская галерея, декоративная роспись которой, увы, не дошла до нашего времени. В 1880 годах мода на античные росписи прошла, в галерее было решено разместить картины, и архитектор Николай Александрович Горностаев создал новую отделку, частично сохранившуюся до настоящего времени. Эта часть дворца стала именоваться Новой галереей, а позже получила имя Петра I.

Зимний сад тоже прекратил свое существование, а в 1920-е годы архитектор Сивков, много чего уничтоживший в дворцовом комплексе, при реконструкции Зимнего дворца под нужды музея уничтожил световой фонарь и сделал в помещении междуэтажное перекрытие.

Верне, Александр II, Башуцкий, Сивков, Антонов, Зимний дворец, Вундерлих, Эрмитаж, Стасов, Садовников, Третьяковка, Ухтомский, Николай I, пожар, Горностаев

Previous post Next post
Up