Предметы и вещи. Чаша на трех грациях.

Feb 11, 2022 13:57


Совершенство формы служит отдохновением для взора и сознания как нечто бесспорное и абсолютное.



Константин Андреевич Ухтомский. Зал археологии Нового Эрмитажа. Бумага, акварель. 1857 год. Из собрания Государственного Эрмитажа.



На первом плане в центре стоит малахитовая чаша, которая покоится на круглом обруче золоченой бронзы, поддерживаемом тремя задрапированными женскими фигурами, стоящими на бронзовом цоколе спинами друг к другу.

Цилиндрический пьедестал из черного с белыми прожилками мрамора декорирован золоченой бронзой. Плинт выполнен из серого порфира.

Золото и бронза постамента оттеняется совершенством формы овоидных резных каменных ваз, украшающих шкафы зала.

Диаметр чаши составляет 106 см. Увы, современного изображения нет, поскольку в настоящее время эта чаша разобрана - имеются большие утраты малахита.

Чаша эта имеет свою историю. В 1803 году при посредничестве Николая Федоровича Хитрово была прислана в Петербург круглая чаша из темно-красного порфира. Основанием ей служила скульптурная группа из трех граций темной патинированной бронзы с «поддоном на головах из золоченой бронзы». Пьедестал был выполнен из такого же темно-красного порфира с позолоченным основанием и патинированным цоколем.

19 июня 1803 года чаша была привезена в Эрмитаж и помещена в «камердинерскую». Что делали с ней камердинеры, подробно не известно, но спустя пять лет она оказалась не в порядке: у чаши был отбит порфировый край. Было решено чашу исправить.



Малахитовая чаша на бронзовой скульптурной группе.

Для этого у «содержателя магазейна Российского купца Ситнева» была куплена чаша из малахита. Малахитовую чашу соединили с бронзовой скульптурной группой из трех граций и установили на мраморный постамент с плинтом из серого порфира, который был выполнен в мастерской архитектора Дж.Кваренги.

«Архитектор Гварендий» по приказанию обер-гофмаршала и кавалера графа Николая Александровича Толстого обновленную чашу на трех грациях установил «в Эрмитажике посередине комнаты».

А поврежденную порфировую чашу с «отшибленным» краем вместе с порфировым постаментом 9 декабря 1808 года отнесли «в кладовую что в Российской библиотеке» и с тех пор до настоящего времени о них ничего не известно.

Купец Андреян Ситнев (Сиднев) был аукционистом, перекупщиком, поэтому, вполне возможно, что чаша оказалась у него случайно. Но возможно, что он же фигурировал в документах, но уже как купец Ситников: «За купленные у купца Ситникова две полуколонны и две вазы, сделанные из Малакита с бронзою, заплатить ему 4000 - из Кабинета, а вещи сии хранить в кладовой онаго впредь до повеления. Генваря 16 дня 1805 года».

Возможно купец этот промышлял малахитом за два десятилетия до того как изделия из этого минерала станут в большой моде и стоимости. Вероятнее всего,  чаша была выполнена на Петергофской фабрике.

У этой чаши есть два аналога, выполненные из малахита и имеющие одинаковый диаметр. Один из аналогов - это малахитовая чаша, украшающая сейчас Малахитовый зал Зимнего дворца. Второй - чаша из Малахитового салона Большого Трианона в Версале.

Вместе с другими малахитовыми изделиями, чаша была подарена императором Александром I Наполеону после заключения Тильзитского мира, подписанного 25 июня 1807 года, а поднесена 21 августа 1808 года. Во Франции по рисунку Шарля Персье был заказан треножник в виде химер с головами Геракла.

Эрмитажная чаша происходит из собрания Строгановых. Она изображена в центральной части на картине Никитина Н.С. «Картинная галерея Строгановского дворца», написанной в 1832 году.



Н.С. Никитин. Картинная галерея Строгановского дворца. 1832 год, холст, масло. Из собрания Государственного русского музея.



Фрагмент картины с чашей, стоящей на треножнике в виде крылатых женских фигур.

Чаша малахитовая, круглая, гладкая с перехватом под бортом поддерживается треножником золоченой бронзы в виде крылатых женских фигур, в нижней части прикрытых акантовыми листьями и опирающихся копытцами на круглое гладкое малахитовое основание. Копытцам внизу под основанием соответствуют три ножки.



Чаша на треножнике в виде крылатых женских фигур. Императорская Петергофская гранильная фабрика. 1809-1810 годы. Малахит, бронза, мозаика, литье, чеканка, золочение. Размеры: высота 134 см, диаметр 107 см.

Между фигурами в середине находится тирс, увитый виноградной лозой и завершенный шишкой. Основание по кругу украшено накладным орнаментом.

К сожалению нет сведений о том, кем и когда был выполнен легкий и изящный бронзовый треножник. Возможно, он был заказан А.С. Строгановым на Казенной бронзовой фабрике в Петербурге, но нельзя исключать, что он был сделан не в России. Считается, что эскиз треножника был выполнен А.Н. Воронихиным.

В настоящее время чаша находится в Малахитовом зале Государственного Эрмитажа.

Строганов, Воронихин, Александр I, Ухтомский, Никитин, малахит, Эрмитаж

Previous post Next post
Up